В проекции человеческих отношений Достоевского
Режиссер – Юлия Панина.
Инсценировка – Илья Тилькин.
Художники – Александр Суворов, Мария Иванова.
Оператор – Алексей Образцов.
В спектакле заняты:
Дмитрий Поднозов,
Кристина Скварек.
Театр ОсобняК. Санкт-Петербург. Премьера 26 мая 2006.
В спектакле “КРОТКАЯ | DreamweaveR” Юлия Панина обращается к позднему периоду творчеству Достоевского, к его повести «Кроткая» (1876), которая принадлежит к одному из литературных трудов финальной главы творческой биографии великого писателя. В этой повести пристальный взгляд Достоевского направлен на изучение человеческих отношений, которые он исследует в одной непродолжительной истории мужчины и женщины, связавших свои жизни на коротком временном отрезке. Эта литературная анатомия внутреннего мира создаёт окно возможности для изучения человеческих отношений в мультифокусном формате познания.
Юлия Панина в своём сценическом воплощении повести Достоевского создаёт замкнутое сюрреалистическое пространство раскрытия сюжетной линии, в котором драматическая история отношений мужчины и женщины создаётся с элементами авторской фантасмагории. В спектакле “КРОТКАЯ | DreamweaveR” эта история раскрывается в обратном порядке, при котором сюжетная линия спектакля берет своё начало с финальной точки трагедии и это задаёт направление вектора познания.
В истории под названием “КРОТКАЯ | DreamweaveR” Панина выстраивает сценические картины в цепочку познания. В начале сюжетной линии спектакля зритель становится свидетелем отношений мужчины и женщины в экстремум точке и это определяет форму и направления познания истории, в котором происходит постепенная реконструкция истории по малым фрагментам и создаётся тонкая прорисовка образов персонажей и деталировка событий этой истории.
В первых картинах спектакля Панина трансформирует сценическое пространство с помощью динамичной сюрреалистичной проекции места и времени и здесь эта плоскость открывается нам сквозь сюрреалистическую пелену, окутывающую мужчину рассказывающего историю. В этом сюрреалистическом фоне его голос прорезается сквозь аудиовизуальную завесу образов и звуков в многомерной картине стремительно-сокращающегося отрезка времени события. Этот особый эмоциональный фон раскрытия истории персонажа создаёт нам картину союжетообразующего события, в котором сюрреалистичные образы возникают в пульсирующей манере, которая создаёт эффект нереальности происходящего. В этом формате визуализации истории зритель видит лики подобные видениям возникающие в воспалённом сознании человека. В этом формате воплощения финальный эпизод задаёт динамику и это проявляется в ритмично-мерцающих аудиовизуальных картинах, создающие эмоциональный накал и конденсацию трагизма ситуации. Этот эмоциональный фон сгущается и усиливается с помощью визуальной проекции стремительно-сокращающегося временного отрезка его жизни и в ауре этого воплощения создаётся особое понимание субстанции времени.
Визуальное воплощение фактора времени в спектакле экзистенциально и власть его над человеческими жизнями абсолютна и безгранична, свидетельство этого могущества открывается нам в драматическом монологе персонажа. В нём история его жизни выделяется из серой обыденности существования и начинает принимать заметные очертания в точке его встречи с женщиной его жизни. В спектакле этот момент является временным маркером и начальной сюжетообразующей точкой, изменившей всю его жизнь, которая создаёт двух плоскостное видение его жизни в системе координат выстроенной по шкале с точками до и после их встречи. В момент гибели героини в его мозгу происходит осознание упущенной возможности обретения счастье и в своей беспомощности подобен маленькому ребенку, непонимающий реалии мира вокруг него.
В этой истории человеческих отношений, Панина создаёт бинарную проекцию образов персонажей, в которой мужчина и женщина одновременно сосуществуют в сценическом пространстве на разных уровнях зрительского восприятия и визуальное воплощение их разноформатно. Этот эффект в спектакле достигается через создание сюжетного пространства, в котором его присутствие реально, а её образ воплощен ограничен образами на визуальном уровне. В авторской трактовке сюжета повести Достоевского в формате “КРОТКАЯ | DreamweaveR” нарратив персонажа создаёт картины его жизни в обратном порядке и они начинаются с эпизода их встречи завершается в точке её финальной драматической развязки. В этом направлении следования сюжетной линии всё повествование происходит в галерее женских образов. Это комбинирование вербальных и визуальных образов создаёт эффект реального присутствия героини где её силуэтные очертания и пластика образа позволяют смоделировать альтернативную сюжетную плоскость этой истории.
Этот подход воплощения образов персонажей предоставляет особую возможность для изучения этой истории с разных точек зрения и под разным углом и в этом формате образ героини создаётся в слиянии вербального описания черт её силуэта из рассказа мужчины и визуальных образов, созданных с помощью многомерной силуэтной пластики. Эти два источника создания образа героини компенсаторно – дополняют друг друга, с их помощью созданный образ героине предоставляет зрителю возможности для дуальной трактовки сюжета повести Достоевского и здесь зритель видит историю их отношений с её точки зрения и увиденное, создаёт альтернативную сюжетную линию и тонкую прорисовку образа и сюжета этой истории.
В сценическом воплощении повести Достоевского Панина создаёт сложное художественно-сценическое полотно, на котором она рисует портрет трагедии человеческих отношений, где мы легко можем увидеть лики этой трагедии через призму собственной жизни. На этом уровне мы получаем уникальную возможность переосмысления собственного видения наших взглядов и понимания человеческих отношений и предотвратить её повторение.
Свидетельство о публикации №220071301578