Бахарь - что сахар

Послушиваю лекции Д.Быкова о русской литературе. Он там - со слов Михаила Успенского - приводит одно здравое соображение. Очевидное. И всё-таки поразившее меня своей свежестью. Что реализм в литературе - вредная затянувшаяся мода. Грит, когда в старину рыбаки уходили на далёкий многодневный лов, то для развлечения, вместо радио (которого тогда ещё не было) брали с собой бАхаря. Чтобы он им сказки и былины рассказывал. Можете себе представить, что бы они с ним сделали, если бы тот вместо сказок начал речь вести о нелёгкой доле рыбака или про как деспот пирует в роскошном дворце? Да скормили бы рыбам - и дело с концом.
И тут меня осенило. Как солнце из-за туч вышло.

Вот откуда ноги растут у популярности Роулинг, Толкиена и Лукьяненко. Почему совершенно дебильный "Аватар" собирает полные залы.

Секрет ужасно прост. Люди и так знают, что всё у них плохо. Им бы отвлечься, переключиться.

Фигня это - все наши хороводы вокруг культуры. Художники, философы, актёры, писатели, поэты - все они только обслуга. Шуты на потеху публике. Твой номер шестнадцатый, знай свой шесток. Всегда вытирали и будут вытирать об них ноги. Какие-такие властители дум? О чём вы шепчете? Нефиг выпендриваться.

Попутно озадачилась поговоркой. Вернее, словом из неё. "Бахарь - что сахар, а в подонках пушина". Общий смысл ясен. Речь о том, что нет самого золотого человека без тараканов на чердаке. Примерно то же самое, что и "бархатный весь, а жальце есть". Но что это за пушинА такая?

"Грамотару" и другие ресурсы на мои запросы выдают только "пушинку". И я для себя вот что представила: когда варят сахар, на дно оседает разный сор. Пылинки, пушинки разные. Наверное, так? А как ещё можно истолковать?

                * * * * *



Комментарии:

Наталия Дубровская:

- Пушина - это осока, тростник. болотное растение, судя по тому,что я нашла.


Александра Янецка:

- А - ха. Так тоже подходит. Мало того, что в багнюку провалишься, так ещё и пораниться можно. Осока - трава с острыми краями, об неё легко порезаться.

Мария Радова:

- А что такого вредного в стремлении к художественной правде?

Александра Янецка:

- Вредного ничего, думаю. Кроме непосредственного вреда самому автору. Никто его покупать не будет. Это, кажется, у Андересена? В сказке одной есть... Ща, найду. Да. "Лесной холм". Как царь семерых своих дочек замуж отдавал. Вот:
..."— Эге! — сказал старый тролль. — Вот оно что!.. Ну, а седьмая, последняя, что умеет?
— Перед седьмой есть ещё шестая! — сказал старый лесной царь. Он, видимо, хорошо умел считать.
Но шестая даже не хотела показаться гостям.
— Я умею говорить только правду в глаза, — сказала она. — Поэтому я никому не нужна.
Наконец дошла очередь и до седьмой. Что же она умела делать? Рассказывать сказки, когда угодно, о чём угодно и сколько угодно.
— Вот тебе мои пять пальцев! — сказал старик тролль. — Расскажи мне сказку о каждом из них.

Она взяла его руку и принялась рассказывать, а он слушал и смеялся до упаду. Ему и в голову не приходило прежде, что о каждом пальце можно рассказать целую историю, да ещё такую забавную и поучительную. Когда же она дошла до безымянного пальца, который называется иногда «златоперстом», потому что на нём носят золотое обручальное кольцо, старик сказал:

— Стой! Держи этот палец покрепче. Он твой, да и вся рука твоя. На тебе женюсь я сам.

Сказочница поблагодарила старого тролля, но напомнила, что он ещё не дослушал сказки о «Златоперсте» и о «Петрушке-бездельнике» (так она называла мизинец).

— Прибереги эти сказки, — сказал старый тролль. — В долгие зимние вечера ты докончишь нам сказку о пяти пальцах, а заодно расскажешь и обо всём на свете. У нас в Норвегии никто не умеет плести такие небылицы. Мы будем сидеть у себя в горной пещере при свете смолистых сосновых лучин и пить мёд из старинных позолоченных рогов".

13 июля 2015

                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

Иллюстрация: братья Хилдебрандт, "Старое дерево", из картинок к "Властелину колец" Толкина, 1978 г.
 

©Моя сестра жаба


Рецензии