Кочубей Из цикла бунташное время России

                Книга 12

                Кочубей    (роман)
                ( Из цикла «бунташное время» России.)

                Владимир Князькин         
Введение         Глава 1

Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли. Предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в  Коба стоянка неандертальцев, остатки палеолитической и мезолитической культур в Фатьма - Коба и Мурзак- Коба. В начале XII столетия до н. э. на полуострове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в Крыму зачатки некоего подобия государственности. На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Отойдя в предгорья и горы, создали в них поселения. Там же, а также на Южном берегу жили тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа и оставившие древнее название Крыма – Таврия или Таврида. А на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья. Как свидетельствует из истории Крыма, в конце VII века. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Греки, построившие Пантикапей или Боспор, а также Херсонес, ставшие столицами двух государств. Государство скифов к III в. до. н.э. под натиском сарматов перенесло столицу на реку Салгир, где возник Неаполь Скифский, он же нынешний Симферополь. В I веке в Крыму появляются римляне, построившие крепость Харакс. Одновременно начинает распространяться христианство. Скифское государство в III веке, уничтожено готами, которых, в свою очередь вытеснили вторгшиеся с Таманского полуострова гунны. К концу IV в. на полуострове оставался единственный античный город - Херсонес Таврический. При императоре Юстиниане закладываются Алустон, Гурзуф, Симболон, Судак, возрождается Боспор. Начало VIII века ознаменовалось разделением Крыма между Византией и Хазарией. Византийские монахи переселялись в Крым, основали пещерные храмы и монастыри: Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство. Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в Пантикапее, или нынешней Керчи.
 Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы. А в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, Неаполь Скифский, Киммерик, Керкинитида, Нимфей. Неразумная политика ряда правителей привела  к истощению казны и послужил экономическому упадку. Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. Боспор, сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только Херсонес Таврический, римские крепости в Судаке и Гурзуфе. Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары.
В середине 980-х гг. внешняя угроза и внутренние мятежи поставили православную Византийскую империю в крайне затруднительное положение. Вдобавок ко всему в 987 г. вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки, объявившего себя василевсом (царём). В конце 987 — начале 988 г. братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждены были обратиться к Киевскому князю за военной поддержкой против мятежников. Русские люди- отправленные делегацией были удивлены и испытали  благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поразили их воображение; такое отношение возникает постоянно у народов необразованных к образованным." Они, прибывшие в Константинополь неизмеримо удивились культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов.
Владимир согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско взамен на обещание императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Как политик, Владимир мыслил безукоризненно — породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание.
Тогда Владимир Святославич собрал бояр, воевод, дружинников и сказал им:
— Витязи, богатыри, верные мои дружинники! Задумал я думу великую и надеюсь, что вы поддержите меня. Мне и всем вам стыдно отныне именоваться идолопоклонниками.
 Все европейские государи поклоняются единому небесному богу, только мы — выдуманному нашими праотцами. Я посылал послов ко всем народам и убедился, что самая лучшая вера у греков. И решил я принять эту веру. Но византийские императоры не желают иметь с нами дело. Я хочу завоевать в Таврике греческие земли и заставить Византию считаться с нами. Мы поплывём в Корсунь и возьмем её. А когда договоримся с Византией, восстановим эти земли во власти и возвратимся домой.-
Владимир согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско взамен на обещание императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Как политик, Владимир мыслил безукоризненно — породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.
В лето 988-е огромная рать во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с русскими воинами спустились вниз по Днепру и, преодолев бypные воды Понта Эвксинского, очутились у берегов Таврики. Оставив ладьи в тихом Ктеносском заливе, русские высадились на Гераклейском полуострове. Отряд  русичей направлен в Византию, мятеж подавлен. Но гордый император  Василий 2 почитал для себя позором родниться с варварами, идолопоклонниками и отказал князю. Херсонеситы признали  русичей,  да и согласились впустить их в город. Они просили только сохранить им жизнь, свободу и имущество. Князь Владимир обещал им это. Распахнулись городские ворота Херсонеса. Стратег, военачальники, именитые граждане со знамёнами и хоругвями, с хлебом и солью вышли встречать великого князя всей Руси Владимира Святославича и его славных ратников. Город был убран и празднично украшен. На главной площади установили столы со всевозможными яствами и напитками для простых ратников. Русичи, не употреблявшие в своей жизни ничего окромя браги – медовухи  в застольях были приятно поражены обилию заморских вин.
 А для князя, воевод и херсонесской  знати столы были накрыты отдельно во дворце. И начался многодневный пир во славу войска русского, во имя мира между русскими и греками. Стратег отправил в Константинополь гонцов с вестью о взятии россами Херсонеса, и император Василий II прислал в Херсонес послов и свою сестру Анну. Русский князь Владимир, после взятия приступом Херсонеса, принимает здесь крещение в 988 г и женится на византийской принцессе Анне. Церемония бракосочетания дала возможность широко оповестить мир, о разрыве князя с язычеством. К титулам князя прибавился новый, ещё более блестящий цесарь.
Еще до приезда царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что крещение в христианскую веру исцелит его от слепоты духовной и телесной. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем великолепный храм.
    Храм святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Когда Владимир возвращался на Киевскую Русь, с ним отправились греческие учителя, священники, художники, ремесленники — все, кто пожелал жить в далёкой северной стране, в стольном граде Киеве.
Победоносный поход в Крым упрочил престиж киевского князя. Торжественное бракосочетание, которое явилось для Владимира вторым христианским таинством, произвело глубокое впечатление на княжеское окружение. Согласие между дружиной и князем упрочилось. Сопротивление язычников было сломлено. Пока Владимир был молод, многие не скрывали пренебрежения к сыну рабыни-ключницы. Брак с греческой царевной смыл с Владимира клеймо «робичича» и вознес его на недосягаемую высоту над прочими державными властителями. В обратный путь к Киеву новый цесарь с супругой и сопровождающими отправился через Крым, Тамань и Азовские земли, входившие в состав его обширных владений. Впереди царского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, чтобы обновить ее в купели крещения, а будущая Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.
По прибытии в Киев, Владимир первым делом окрестил своих сыновей и освободил от обязанностей супругов своих языческих жен. Рогнеде, например, он отправил предложение выбрать себе в мужья любого из своих знатных приближенных. Но она ответила: «Княгиней я была, княгиней и останусь, и ничьей рабой не буду. А если ты сподобился святого крещения, то и я могу быть невестой Христовой» – и приняла монашеский постриг. После ниспровержения кумиров Владимир велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Наступило незабываемое и единственное в своем роде утро крещения киевлян. Накануне князь Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и Святым Духом». Там, при впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду людьми – мужчинами, женщинами, детьми – греческие и корсуньские священники совершили обряд крещения. С принятием Православия в Руси, князь Владимир включил Русь в «орбиту византийской государственности». Принятие христианства послужило развитию зодчества и живописи в средневековых  формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Царица Анна позаботилась о том, чтобы выписать знающих архитекторов и мастеров из Константинополя для постройки первого в русской истории каменного здания – собора Пресвятой Богородицы. Великолепный храм, призванный стать местом служения – кафедрой – митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции, именно после крещения Руси возникли первые памятники Древнерусской культуры. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства, облегчило международные отношения с другими христианскими государствами,  способствовало размыванию племенных союзов,  смешению славян различных восточных племён в единый этнос, и формированию прочных культурных и экономических связей внутри страны. Церковь становится организационной силой не только духовного, но и хозяйственного процесса. Крестьянская община с  её самоуправлением увязывается  с церковным приходом. Традиционные общинные праздники увязываются с церковными праздниками, а трудовой крестьянский календарь – с именами православных святых. Крестьянская община, ставшая организацией православных земледельцев, получила новое дыхание. Атрибутикой власти цесаря подчёркивалась мощь и богатство государства. Золото, убранство дворцовых палат,  изобилие драгоценных каменьев, масштабность сооружений, грандиозность церемоний. В  последствие цесарь в Киеве,  стал чеканить монеты по византийским образцам и изображался со знаками имперской власти: в царской одежде, на голове – императорская корона, в правой руке – скипетр.
Тайные мысли о завоевании Крыма уже долгие годы бродили в головах многих правителей Европы. Стать во главе огромного государства, территории которого будут простираться от Балтийского моря на северо – западе, до тёплого Чёрного моря на юге., где жемчужиной в ожерелье будет древняя Таврида. Так строил вожделенные мечты великий литовский князь Витовт, прошедший горнила битв и имевший в своём активе не одну яркую победу. Стоит только протянуть руку и Таврида сама падёт к ногам победителя. Земля древней Тавриды  -  страдавшая не один год от топота многочисленных конских копыт,  оглушительного рёва верблюдов, обильно политая людской кровью в очередной раз содрогнулась от нападения иноземных захватчиков. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в Кафе.
 
                Великий литовский князь Витаутас Гедеминович.

В составе стотысячного войска князя Витовта  рыцари Тевтонского ордена, монгольско – татарская конница союзника Тохтамыша. В 1397 г. великий князь литовский дошёл низовьев Дона и вторгся в Крым. Витовт,  через Подолию  вышел к черноморскому побережью у устья Днепра и Южного Буга.  Под командованием Витовта собрались (литовцы, жмудины, поляки, русские, молдаване, татары Тохтамыша и большой отряд тевтонских рыцарей). В составе  литовской рати также находилось пятьдесят литовских и русских удельных князей, вассалов Витовта. Князь  Витовт  являлся  ближайшим родственником Рюриковичей, он просит настоятельно Папу Римского объявить крестовый поход против монголов. 8 августа  великий князь литовский  Витовт  во главе собранной армии выступил в поход на Золотую Орду, но 12 августа 1397 года потерпел катастрофическое поражение от хана Темир-Кутлуга и эмира Едигея. В сражении погибло двадцать литовско-русских  князей, включая нескольких героев Куликовской битвы (Андрей и Дмитрий Ольгердовичи). Первым крымским ханом стал чингизид Хаджи Герай (1397—1466), сын Гиас-ад-Дина и внук Таш-Тимура, потомка Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи и внука Чингизгана.

 

                Хаджи – Герай внук Чингизхана.
Царевич Хаджи Герай родился в городе Тракай (Троки), столице Великого княжества Литовского, где его семья проживала в эмиграции. В 1433 г. царевич Хаджи Герай появился на крымском полуострове. В июне 1434 г. Хаджи Герай, командуя пятитысячным татарским войском, разгромил в битве под Солхатом генуэзцев и осадил крепость Кафу. В июле 1434 г. Хаджи Герай заключил мирный договор с генуэзцами, которые признали его крымским ханом и выплатили ему большой денежный выкуп.

 

                Битва Крымского ханства.


 Однако Хаджи Герай не смог укрепиться  в Крыму и вскоре был изгнан оттуда Сайид -  Ахметом, ханом Большой Орды. Постоянные идущие войны ослабили мощь крымского хана, набеги уже не приносили того былого богатства, города хирели. В конце 1430-х гг. Хаджи Герай признал себя вассалом великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича. Крымское ханство самостоятельно просуществовало 36 лет.
           Аэлет в Бахчисарае в Османской империи.

 В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город Мангуп, истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в Бахчисарае называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения.Татары - переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака. Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Они переходят от прямых завоеваний к политике скрытой экспансии, также описанной в истории.
Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа. Крым к началу XVIII века становится для Руси одной из главных стратегических ее целей, присоединение. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать Азовское море внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям.


Рецензии