Папаша Гайдн
Чтобы понять, насколько важна личность Йозефа Гайдна для истории Австрии, достаточно увидеть одну из достопримечательностей Вены – знаменитые часы Анкер, на которых каждый час появляется фигура того или иного исторического персонажа. Всего их 12: император, короли, герцоги, принцы. И среди них – зодчий собора Святого Стефана Ханс Пухбаум и сын каретника и кухарки, почетный доктор Оксфордского университета, ведущий композитор Европы 2-й половины 18-го века Йозеф Гайдн, чья фигура замыкает шествие, и выход ее соответствует полудню и полночи.
Полдень и полночь– весьма символический момент времени. Некая кульминация, которая разделяет «до» и «после». Так и место Йозефа Гайдна в истории европейской музыки: Ренессанс, Барокко, Рококо – «до» него, а «после», принимая за точку равновесия Классицизм, где к папаше Гайдну «примыкают» вышеупомянутые Моцарт и Бетховен, – следуют Романтизм, Импрессионизм, Модернизм со всем его букетом направлений и т.д. Символика полудня подчеркивает и ту особенность гайдновской музыки, о которой говорят все исполнители и меломаны: а именно об уравновешенности, легкости, искрящейся, чистой радости, которую излучает подавляющее большинство его произведений. Иначе и не может быть, ведь Гайдн от природы обладал легким и веселым темпераментом, и судьба, искушая его в юности нуждой и лишениями, все же не сумела свернуть одаренного музыканта на путь мрачных размышлений, мучительных переживаний и меланхолии. А поскольку гордость и тщеславие были чужды Йозефу Гайдну, то и разочарования, как результат бесплодных мечтаний, были для него не опасны.
С раннего детства родители приучили своего сына Йозефа к чистоте и порядку, и оба эти свойства стали его второй натурой. Порядок и вкус, – говорил Гайдн, – суть одно и то же. Любовь к порядку отражалась не только в сочинениях, отличавшихся стройностью форм, гармоний и пленительной логикой мелодических построений, но она была заметна и во всем облике композитора и его домашнем укладе. Например, Гайдн никогда не принимал визитов, если не был заранее полностью одет в платье, туфли и перчатки. Образ завершал парик с косичкой и буклями по бокам, фасон которого до старости не подвергался никаким модным переменам. Гайдн мудро использовал свое время, ни минуты не оставаясь без дела, и так же он относился к деньгам, проявляя предприимчивость в их зарабатывании, и в то же время испытывая искреннюю потребность делиться заработанным с другими. «Дети мои, вот деньги!» - говорил он часто своим слугам и с этими словами раздавал им награду.
С великими, и с малыми мира сего Гайдн был прост и добросердечен, а поэтому и любим всеми. Будучи уже именитым композитором, он впервые получил возможность выехать за пределы Австрии, в Лондон. Гайдну, привыкшему к атмосфере придворного салона, предстояло выступить в публичных концертах и ощутить реакцию демократической аудитории. Поэтому композитору было очень важно вызвать расположение и доверие оркестра, от которого зависел либо успех, либо провал. На репетициях, прося оркестрантов о чем-нибудь, он по-детски протягивал к ним руки, называя не иначе как «мой дорогой», или «мой ангел». Не мило ли это?
Лучших музыкантов приглашал к своему столу, и часто домашние обеды перетекали в индивидуальные домашние репетиции, во время которых маэстро был щедр на похвалу, при необходимости искусно вправляя в нее свои замечания. Такое отношение снискало Гайдну расположение большинства оркестрантов. Любовь воодушевляла их и во время репетиций, и, тем более, во время концертов, а потому придавала их игре особую прелесть и очарование. Как результат, Гайдн собирал огромные аудитории, что способствовало еще большей его известности и, в конечном итоге, позволило ему стать финансово обеспеченным человеком.
Надо сказать, что к первой из двух поездок в Лондон Йозефу Гайдну было уже около 60-ти лет, и многие друзья пытались убедить его отказаться от этой затеи, особенно Моцарт. «Папа, – говорил он, – Вы не воспитаны для большого света и, к тому же, плохо знаете иностранные языки» На что Гайдн отвечал: «Мой язык понимают во всем мире». В день отъезда Моцарт сказал: «Мы прощаемся, наверное, последний раз в этой жизни». Гайдн был очень взволнован, думая, что слова Моцарта относятся к нему. Однако не прошло и года, как жизнь 35-летнего Моцарта оборвалась.
Конечно, имя Гайдна было известно в Лондоне задолго до того, как он появился там. Публика хотела его видеть, слышать и рвалась в концертные залы, чтобы удовлетворить свое любопытство. Существует легенда о том, как однажды во время премьеры слушатели партера, увидев, что Гайдн вышел к оркестру, тут же покинули свои места, протискиваясь к эстраде, чтобы лучше рассмотреть знаменитого композитора. И в это время с потолка обрушилась огромная люстра. Едва осознав грозившую всем опасность, люди восклицали: «Это Чудо!», и благодарили Провидение за то, что присутствие Гайдна не допустило их гибели.
В 1809 Йозефу Гайдну довелось стать свидетелем нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. И, когда в окрестностях его дома упало пушечное ядро, он успокаивал своих слуг: «Дети мои, - говорил он, - не бойтесь, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может» Даже в минуты опасности шутливость не оставляла его, подчеркивая веселость характера и прирожденное остроумие, которое часто проявлялось в оригинальных музыкальных шутках. Одна из таких шуток – знаменитое «Анданте с ударами литавр». Как часть симфонии, оно было сочинено Гайдном в отместку тем слушателям, которые под воздействием обильного ужина и горячительных напитков во время концерта клюют носом, сопят, и нередко храпят.
Излюбленные гайдновские «розыгрыши» до сих пор помогают восприятию такого серьезного жанра инструментальной музыки, как симфония, и рождают у слушателей живые ассоциации благодаря названиям некоторых симфоний: «Медведь», «Курица», «Часы», «Охота», «Учитель» «Рассеянный», «Огненная симфония».
Любая из гайдновских пьес или песен с каким-нибудь затейливым названием «Беседа за кофе», «Хитрый услужливый пудель», «Дураку-аристократу», «Пекарь и мышь» (перечислять можно очень долго) имеет свою шутливую историю возникновения и так и просится быть услышанной.
«В этом мире так мало радостных и довольных людей, везде их преследуют горе и заботы», — писал Йозеф Гайдн, — «быть может, [мой труд] послужит… источником, из которого обремененный делами и заботами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».
Свидетельство о публикации №220071301716