Любовь, которая не уходит на самоизоляцию

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).


Б. 8:4-22: Ложные пророки: закон

Алберто Мелло в книге «Страсти пророков» пишет в главе об Иеремии, что в Ветхом Завете нет выражения «лжепророк» или «ложный пророк». Истинные, хорошие пророки тоже говорили ошибочные вещи, а плохие пророки могли сказать что-то правильно. Ряд признаков, по которым можно опознать подлинного пророка, которого стоит слушать, приводится в той главе у Мелло.


8:4: И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?

Иеремия снова использует аналогии из обыденной жизни. Когда человек упадет, для него естественно подняться. Почему евреи на встают после духовного падения?

В переводе РБО «если упал человек, разве не пытается он подняться?» Для Бога важны даже сами попытки, говорящие о желаниях человека и направленности его сердца.

Пусть у тебя нет еще духовной зрелости, нет постоянно практикуемой победы над грехом, мало познаний и опыта, но ты хотя бы пытайся угождать Богу – и это будет огромным шагом вперед в духовной реальности, пусть внешне твое христианство и будет выглядеть духовным семенением. Если же человек или народ даже и не пытается возвращаться к Богу, дела обстоят хуже некуда.


8:6: Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: "что я сделал?"; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение.

«никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: "что я сделал?"»: если у меня не бывает молитв покаяния, если я не способен сказать «что же я наделал?», это говорит об утрате мудрости (ст.8) и совращении с дороги (ст.4).

«каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение»: конь, несущийся по полю сражения, не сознает, какая опасность ему грозит. Но евреи должны понимать, чем им грозит отступление от Бога. Однако их поведение похоже на поведение «лошаков несмысленных» (Пс.31:9).


8:7: И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня.

У птиц есть инстинкты, которые говорят им, когда и куда надо лететь. Человеку дано больше – разум и дух для понимания Божьей истины и улавливания Его водительства. Но люди могут отказаться от этого водительства, и тогда птицы будут поступать разумнее их.

Очень красивая и яркая мысль: в начале стиха Иеремия говорит об инстинктивном знании птиц, продолжая эту аналогию, можно сказать, что знание верующими определений Господних или воли Божьей при нормальном их духовном состоянии действует «инстинктивно».

Т.е. когда возникает вопрос, как поступить в том или ином случае, как ответить, какой выбор сделать – у верующего часто сразу есть ответ, и первая его реакция чаще всего будет правильной (кажется, эта мысль есть в книге Кевина ДеЯнга о познании воли Божьей «Делай же что-нибудь»).

Как птица, выбирая, в какую сторону полетать на зимовку, сразу же двигается в нужном направлении, не проводя дни в мучительном размышлении и не опрашивая встречающихся птиц. В других местах Библии это называется водительством Духа Святого.

Повторю: такое состояние, когда первый, «инстинктивный» ответ и реакция верующего являются верными – результат нормального роста в вере, ежедневного погружения в Писание и обильного вселения Слова Христова в нас, успешного накапливания опыта жизни в Духе.

Николай Михайлович Крынец когда-то рассказал мне такую иллюстрацию двух образов жизни. Рожденный свыше, духовно здоровый человек идет по жизни как по вогнутому ледяному желобу. Иногда он подскальзывается и падает, но падая, непременно скатывается на дно желоба и на свою тропу. Т.е. рожденный свыше естественным образом снова и снова возвращается к исполнению воли Божьей.

Не рожденный же свыше в попытках соблюдать Библию идет по выпуклой ледяной трубе. Если он и сделает несколько неловких шагов, он почти сразу гарантированно упадет и соскользнет с этой трубы, т.е. при всех усилиях у него не получится жить по Писанию даже небольшой промежуток времени.

Думаю, эта аналогия, которая иллюстрирует не тему познания воли Божьей, но близкую ей тему жизни по воле Божьей, немножко освещает и идею об «инстинктивном» познании воли Божьей, о которой я писал чуть выше.

Иудея утратила «инстинктивное» знание определений Господних – и это стало частью обвинительного заключения против нее.


8:8: Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.

В прошлой главе Иеремия рассмотрел ложную надежду евреев на храм, сейчас он опровергает высказывания лжепророков.


8:9: Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?

«Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть»: стыд, смущение, запутанность – три характеристики лжемудрецов. В переводе РБО: позор, ужас, ловушка. На иврите эти три глагола стоят в пророческом перфекте (Хюи), который говорит о будущем действии как об уже совершившемся.

«вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?»: нет другой мудрости, кроме мудрости Слова Господнего. Отвергающий это Слово остается без мудрости. И его ждут позор, ужас, ловушка.

Что значит отвергнуть Слово Господне. Уоррен Уирсби пишет: «Обладать Писанием не то же самое, что практиковать его». Тот, кто не практикует Писание, отвергает его.

Судьба Божьего народа во многом определяется тем, какие у этого поколения пасторы, наставники, духовные руководители. Если это люди, не отвергающие Писание, практикующие его, имеющие в себе его мудрость – много шансов, что в этом поколении церковь будет процветающей и плодовитой.


8:11: И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: "мир, мир!", а мира нет.

Проповедник, пастор, учитель, руководитель не должен говорить успокаивающих слов, когда ситуация критическая и нужны кардинальные меры по исправлению. Лжепророки обещали мир и их адепты сначала им верили, но после 11-го стиха идет 15-й: «Ждем мира, а ничего доброго нет, - времени исцеления, и вот ужасы».


8:12: Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь.

Этот стих повторяет 6:15. См. выше заметку о краснении. Вот еще примеры повторов у Иеремии: 8:15 (14:19); 5:9 (5:29; 9:9); 7:31-33 (19:5-7; 32:35); 10:12-16 (51:15-19); 15:13-14 (17:3-4); 16:14-15 (23:7-8); 23:5-6 (33:15-16); 23:19-20 (30:23-24).


8:14: "Что мы сидим? собирайтесь, пойдем в укрепленные города, и там погибнем; ибо Господь Бог наш определил нас на погибель и дает нам пить воду с желчью за то, что мы грешили пред Господом".

Еще один пример того, как Иеремия предвидит не только будущий суд, но и будущую реакцию соотечественников на этот суд, даже те слова, которые будут говорить люди во время нашествия вавилонян. Главное здесь то, что евреи будут признавать свою греховность, но не будут каяться. Другой пример такого поведения: Саул перед Самуилом (1Цар.15:24-26).

Вода с желчью может просто говорить о страдании, но может быть аллюзией на закон об испытании жены, подозреваемой в неверности мужу (Чис.5:11-31). Израиль – жена Бога, и сейчас он неверен Ему.


8:17: Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь.

Текст о змеях можно понять, конечно, в переносном смысле. Но если понимать его буквально, то вспоминается ситуация, когда Бог уже насылал змей для суда: Чис.21:6-9. Принципиальное различие этого стиха с тем случаем: тогда было средство для спасения от змей (медный змей), сейчас такого средства и антидота не будет. Т.е. нынешнее отступничество серьезнее всех предыдущих.


8:21: О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня.

Выше Иеремия строго осуждал грехи евреев, но при этом он очень их жалеет, сокрушается об их сокрушении. Алекс Воргез говорит, что конец восьмой главы и первый стих девятой главы передают не только плач пророка, но и плач Бога о Своем народе, п.ч. пророк переживает те же чувства, что и пославший Его Бог.

Хюи поддерживает эту мысль и говорит, что 9:3 однозначно свидетельствует о том, что в предыдущих стихах речь шла о Боге: «Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь». Т.Фретхейм говорит, что Иеремия воплощает эмоции Бога относительно будущих событий.

Христиане – выразители как радости Божьей, так и скорби Божьей на земле. Хотим мы того или нет, по нам судят о нашем Боге. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). (Я знаю, что текст в Фил.2 не об эмоциях, но пусть эта ссылка побудет в этом абзаце).

Наказание тяжело дается Богу, Он скорбит об этом. Нам сравнительно несложно представлять себе, каким великим может быть гнев Божий. Но о боли, страдании, горе, испытываемом Богом, мы слышим в проповедях не так часто. В этом фрагменте мы имеем возможность заглянуть в страдающее сердце Бога.

Это еще один текст о благодати Божьей в Ветхом Завете. Люди не каются не из-за недостатка Божьей благодати, а из-за своего нежелания.

Божья скорбь не поверхностна, Его плач «день и ночь» говорит о том, что Он горюет о народе Своем глубоко и всерьез. Когда евреи будут в плену, когда они созреют к тому, чтобы обратиться к Богу и покаяться перед Ним, этот текст поможет им: они будут видеть, что Бог хочет их спасения и скорбит об их отступлении и наказании.

Реакция Бога на грех в этом тексте перекликается со скорбью и слезами Иисуса об Иерусалиме, описанных в Лук.19:41-44. Та скорбь побудила Иисуса к действиям и привела Его на крест. Скорбящий Бог не стоит в стороне, Он предпринимает действия для спасения тех, кого Он любит и за кого борется.

Бог во времена Иеремии посылает к Своему народу пророков, вскрывает суть проблем, предлагает решения, хочет уврачевать раны народа, некоторое время терпит и переносит отвержение.

Скорбящий и проливающий слезы Иеремия тоже борется за свой народ: продолжает проповедовать им, не самоизолируется от них, неоднократно подвергается смертельной опасности, раз за разом переносит насмешки. Божья любовь не уходит на самоизоляцию.


8:22: Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?

Исцеление есть – в покаянии. Врач есть – пророк, передающий Слово Божье. Но больной не принимает лекарство из рецепта этого врача. Еще об этом: Иер.30:12-17.

13.07.2020


Рецензии