Родина

- Урок закончен, не забудьте про сочинение,- сказала Нина Григорьевна, закрыв классный журнал и улыбнувшись ребятам. Те поспешили убрать учебники и тетрадки в портфели и шумно выбежали из кабинета.

На улице было тепло и солнечно, пришло "бабье лето" - можно пока не надевать тёплые куртки.

- Надень курточку, Лёша,- сказала Виктория Семёновна - бабушка лучшего друга Ахмеда. Она иногда приходила в школу за внуком.

- Ба, ну там же жарко,- Лёша сложил пакетик со сменной обувью в шкафчик. - Не хочу. Знаешь, что нам задали?

Виктория Семёновна покачала головой.

- Написать сочинение про Родину!- воскликнул Лёшка. - Ахмед, пойдём с нами.

Трое вышли из здания школы и направились в сторону своих домов, которые находились неподалёку друг от друга.

- И про что ты напишешь?- спросила Виктория Семёновна, пытаясь накинуть на плечи внука курточку.

- Про берёзы напишу,- ответил Лёшка, взяв курточку в руки. - Это мои самые любимые деревья. Красивые,- мальчик задумался. - И про каникулы в деревне расскажу. Про речку, про компот из яблок, про корову Нюру.

Виктория Семёновна улыбнулась. Корова Нюра была верной кормилицей семьи вот уже пять лет - бабушка Лёшки получала молоко и готовила из него и творог, и сыры.

- А ты про что напишешь, Ахмедушка?- Виктория Семёновна ласково посмотрела на друга своего внука.

Ахмед пожал плечами:

- Я не знаю.

- Обязательно напиши про коллекцию матрёшек, которая стоит у тебя в комнате,- рассмеялся Лёша.

В комнате Ахмеда действительно можно было найти коллекцию народных русских кукол - это был привезённый из Москвы сувенир дяди Бахтияра.

- Как же?- удивилась Виктория Семёновна. - Ты будешь писать о России?- бабушка Лёши вопросительно посмотрела на Ахмеда.

- А о чём же?- удивился Лёша. - Он же наш.

Ахмед молча смотрел под ноги. Листья - красные, жёлтые, оранжевые шуршали под ногами в унисон бегущим в голове мыслям.

- Я не знаю, Виктория Семёновна,- ответил мальчик. - Наверное, моя Родина это... Азербайджан?- Ахмед вопросительно посмотрел на своих спутников.

- Но ты же там не живёшь,- сказал Лёша с удивлением в голосе.

- Не все всегда живут на Родине, милый,- сказала внуку бабушка. - Иногда случается так, что живёшь на чужбине много лет.

- То есть ты сейчас на чужбине?- Лёшка нахмурился. - Но ты же мой друг. И ты живёшь в соседнем доме. Ты же не чужой.

Ахмед снова пожал плечами. Мальчик не знал, что ему ответить. Мама всегда говорила, что Азербайджан это дом. Но дом и Родина это одно и то же? Ахмед чаще говорит по-русски, чем по-азербайджански и книжки в школе читает русские, и на Новый год в садике играл Кощея Бессмертного, а это же русская сказка.

- Встретимся после обеда и всё обсудим,- словно пригрозил Лёша, когда подошли к дому, в котором он жил. - Выявим, какая у тебя Родина.

Пообедав, Ахмед надел на голову жёлтую панамку с нарисованным фиолетовым инжиром. Дома никого не было, кроме кота Абульфаза, поэтому уточнить, какая же у Ахмеда Родина, было не у кого.

- Ну привет,- Лёшка в фиолетовой панамке с нарисованным жёлтым цыплёнком сел на бордюр тротуара во дворе дома. - Садись и рассказывай.

Ахмед послушно сел рядом и вздохнул.

- Я не живу в Азербайджане, ты правильно сказал, Лёша. Иногда я езжу туда с родителями и братом, но дольше месяца мы там не были.

- Значит, твоя Родина здесь,- сказал Лёшка. - Ты же живёшь тут больше месяца.

- Да, семь лет,- кивнул Ахмед.

- Но ты, конечно, выглядишь не как мы,- Лёшка тоже закивал головой. - И зовут тебя иначе. И русский язык это твой второй язык. Нужно подумать,- Лёшка поставил локти на колени и положил ладони на щёки.

- Мама сказала, Азербайджан это наш дом,- сказал Ахмед. Он полагал, что это как-то поможет Лёшке думать в правильном ключе.

- Ваш дом напротив моего дома,- вздохнул Лёшка. - Если ты бываешь дома не дольше месяца - то это не твой дом.

- Но дома мы говорим на азербайджанском языке. Чаще всего,- продолжал называть факты Ахмед.

- Да, но потом весь день ты говоришь по-русски,- продолжал вздыхать Лёшка. - И даже без ошибок.

- Бабушка говорит, что я способный к иностранным языкам,- Ахмед застенчиво улыбнулся.

- Ой, бабушки всегда нас хвалят,- махнул рукой Лёшка. - И потом, ты же думаешь на русском языке, значит, не иностранный он тебе.

Повисло молчание.

- И что же мне делать?- робко спросил Ахмед, поправив панамку.

- А что ты чувствуешь?- Лёшка внимательно посмотрел в глаза другу. - Моя тётя говорит, что не на все вопросы мы можем ответить... как же она сказала,- Лёшка закрыл глаза, вспоминая. - А! Не на все вопросы мы можем ответить разумом, иногда надо спросить своё сердце,- Лёшка похлопал ладошками по коленям. - Вот и ты спроси.

Ахмед удивился:

- А как это сделать?

Лёшка пожал плечами:

- Ну, закрой глаза.

Ахмед закрыл глаза.

- Бьётся сердце?- спросил Лёшка, от волнения заёрзав на бордюре.

- Конечно,- отвечал Ахмед. - Я же живой.

- И что твоё сердце говорит?

- Оно не разговаривает, Лёша.

- Неправда - все поэты знают, что оно что-то говорит. Надо услышать.

- Но как?

- Россия,- сказал Лёшка. - Что чувствуешь?

- Многое - мой дом, ты, школа, море, шашлыки возле речки...

- Азербайджан!- воскликнул Лёшка.

Ахмед замолчал, а потом сказал, не открывая глаза:

- Стало больно почему-то.

Лёшка сел на асфальтированную дорогу, поджав под себя ноги.

- Ты плачешь.

Ахмед открыл глаза. Из левого глаза мальчика по щеке текла солёная слезинка.

- Почему?- спросил Лёша с тревогой в голосе. - Тебя что-то беспокоит?

Ахмед пожал плечами:

- У меня на Родине война. И я хочу, чтобы её нигде и никогда не было. И ещё хочу к бабушке и к дедушке в гости. И компот из фейхуа хочу. И с братьями и сестрой собирать гранат осенью хочу. У меня там много братьев и ещё есть старшая сестра, но она здесь живёт,- Ахмед вздохнул. - Мы в разных странах живём, а когда встречаемся, нам хорошо...

Лёшка обнял друга.

- Ты в самом начале сказал "у меня на Родине" - вот и ответ на вопрос, Ахмед,- Лёшка похлопал друга по спине. - Не переживай. У нас с тобой разные Родины, получается, но ты всегда мой друг. И пусть не будет войны!- Лёшка посмотрел Ахмеду в глаза. - Как ты говоришь: "ин ша Аллах". Ты же так говоришь?

- Да,- Ахмед улыбнулся и вытер рукавом чёрной кофты левую щеку. - Аминь, Лёшка. Я на твоей Родине и её я тоже люблю, но по-другому. Надеюсь, и ты однажды приедешь на мою Родину и я познакомлю тебя с ней.

Мальчики пожали друг другу руки - они всегда так делали, когда о чём-то договаривались.

Вечерело. Солнце лениво садилось за горизонт, сумерки раскрашивали небо. В тот вечер каждый из друзей пошёл писать сочинение о своей Родине - и на душе у них стало тепло.


Рецензии