Шёпоты мшисты

Помню, как однажды в юности, я валялся после работы на нашем садово-огородном участке, в Лампово, на крыше алюминиевого фургончика, который служил нам для хранения с/х инвентаря, и смотрел в небо с опущенными в него по краям кронами шевелящихся сосен. Их изгибы притягивали мой взгляд. Я выстраивал своё дыхание в такт этим напряжённым движениям древесных нитей. Облака загустевали в их перепутанных прядях как мысли внезапно остановившегося и о чём-то задумавшегося человека. Я наслаждался простотой и невинностью собственной души и даже не знал об этом своём простодушном наслаждении, настолько простым и бесхитростным оно было.

Я знал, что куда-то далеко на юг, на восток и на запад пролегают редко населённые влажные земли, поросшие мягким мхом, в который можно улечься, завернувшись в спальник и проспать дольше и слаще, чем в любой постели, потому, что там, в приземной низи, у самых корней леса, он собирает самую драгоценную свою влагу и свежесть, щедро раздавая их всем, кто осмелится прийти туда ночью и устроить там своё походное лежбище.

Я знал, что среди болот лежат маленькие, кривоберегие озерца, с тяжёлой тёмнокоричневой водой, на которые ночью приходит туман и собирает такие запахи, которые, заползая холодными струями глубоко в пазухи головы, обволакивают сам мозг, перебирая в пальцах его упругие, жёсткоузлые складки.

Я слышал жужжание, стрёкот и зуд бесчисленного множества, населявших этот мир насекомых и понимал, что вот так же они зудели и стрекотали здесь (или в нескольких км. поодаль) и 10 и 100 миллионов лет назад. Всё в такой же буйной и безмысленной круговерти летали, прыгали, ползали и бежали разнообразнейшие твари и все они, каждый из них бежал за своим счастьем!

Я представлял, что стоит явится сумеркам, как этот дивный буйствующий мир немного утихнет, но не прекратит свой стрекочущей, механистичной работы, а сделает её более потаённой, радостной и зловещей. Что по сухим, мшистым взгоркам, над пушистым сфагновым ворсом, где растут вереск, черника, клюква, пушица и топяная осока, пробегут деловитые тысяченожки и ящерицы, так внезапно замирающие в своём движении. И ты сам чувствуешь себя крупной, довольно опасной дичью, зачем-то приползшей для того, чтобы погреться на этом куске алюминия, чтобы вскоре скрыться в своё искусственное жилище. А лес будет гудеть, буйствовать, агонизировать и наслаждаться, пропуская сквозь мои пальцы волосы своих трав. Упруго изгибая спины своих сосен. До искр и сияющих окаймлений, надавливая на мои глаза, выпивая их своим небом. Затапливая остатки моей строптивости тёмными водами таёжных озёр, пуская по их глади туманы, разглаживая морщины на моей старческой коже, давая мне вдохнуть все свои самые тайные, пронзительные и острые запахи.

Ноябрь 2018 г.


Рецензии