Урок дружбы и человечности

Ники проснулась раньше, чем её разбудила мама.
Девочка была взволнована, хотя первый школьный день был позади. Но сегодня девочке предстоял первый учебный день, у неё уже было даже расписание уроков.
Ники встала, умылась, сама надела школьную форму, которая висела на вешалке на ручке шкафа. Вчера они с мамой её приготовили. Теперь нужно было сделать причёску, заплести волосы в косу, так как мама сказала, что в школу не ходят с неприбранными волосами. Для этого она отправилась посмотреть, где же мама?
Мама с папой сидели на кухне за столом и уже завтракали. Мама очень удивилась, увидев дочь в дверях:
- О, Ники привет! Ты сегодня так рано! У тебя ещё было время, чтобы немного поспать…
- Но Ники сегодня не может спать! - улыбаясь, сказал папа, - правда?
- Да. Вчера Галина Алексеевна сказала, чтобы мы не опаздывали, - девочка, говоря это была так серьёзна и ответственна, что родители засмеялись.
- Какая ты стала взрослая, Ники! - удивилась мама, как-то торжественно посмотрев на дочь. - Просто за одну ночь она стала совсем взрослой, - с грустью добавила она, обращаясь к папе.
- Мама, как ты можешь так спокойно сидеть и пить свой кофе, ты же ещё должна мне волосы заплести! - искренне удивилась дочь.
- Да, и правда, пойдём скорее, - согласилась мама.
И они отправились  делать причёску. Вернувшись на кухню, Ники уселась за стол, но есть она сегодня почему-то не могла. Ей хотелось поскорее уже идти в класс. Что  ждёт её сегодня?
- Дорогая, а ты помнишь свой первый урок?- спросил папа маму.
Мама задумалась:
- Нет, не особо. Так давно это было! А ты?
- Да! И первый урок, и первую учительницу, и даже мой первый портфель. А ещё помню, что я не хотел, чтобы мама вела меня в школу, пошёл сам со своим другом. Мы с Мишкой жили по соседству.  Выросли вместе. Переживали с ним первые радости и горести, предательства друзей и преданность близких людей.Он был настоящий товарищ. Я всегда мог на него положиться. Я всё время знал: что бы ни случилось, у меня есть друг. А с другом всегда всё проще.
- Папа, а кто такой товарищ? - спросила дочь.
- Понимаешь, Ники, товарищ - это больше, чем друг. Как тебе объяснить?  - папа задумался. - Товарищ - это человек, близкий тебе по духу, его интересует то же, что и тебя, его беспокоит то же, что и тебя, его радуют твои успехи, он огорчён, когда тебе плохо. Он не завидует, он понимает тебя, когда ты ещё сам не совсем понимаешь и знаешь, что тебе не даёт покоя. Товарищ - это тоже друг, конечно, но он живёт твоими интересами,  понимаешь? Вот, например, ты дружишь с Юлей. Она твоя подруга. Ты любишь рисовать и тебя интересует всё, что с этим связано. А что говорит Юля, когда ты говоришь с ней об этом своём хобби?
 - Ну, Юле вообще это не интересно! - оживилась Ники. - Она сразу становится скучной и не хочет, чтобы я ей об этом говорила. О рисовании я могу говорить только с тобой, пап.
- Да, знаю.  Она хорошая девочка, она хороший друг, но она не является товарищем, понимаешь? Вот, Мишка, например, тоже не умел рисовать, и я всегда помогал ему в школе с рисованием и черчением. Но он настолько уважал мои интересы, что всегда с интересом слушал, когда я долго рассказывал ему о художниках или о стилях в искусстве, о технике написания картин… Он всегда спрашивал меня, что нового я узнал, ходил со мной на выставки, в музеи. Мог слушать меня часами.  И мне очень нравилось делиться с ним тем, что меня интересует.
- А чем интересовался Мишка? - спросила мама.
- О, Мишка очень любил химию. Ставил всякие опыты, химичил, одним словом. В старших классах он даже проводил у нас уроки химии вместо учителя. Наш химик доверял ему лабораторию, все химикаты и реагенты. Девчонки смеялись над ним, но он был очень увлечён. Когда он занимался своими опытами, он был так самоотвержен, что через какое-то время все в классе замолкали и с интересом слушали и даже помогали ему. Мы из-за Мишки вообще все химию любили. Он нас всех так увлёк, что даже двоечники наши химию учить стали. А учителю как это нравилось! Мы с ним на завод наш ходили, в цех, где краски производят. Мишку оттуда вытащить не могли.
Папа так увлёк Ники и маму своим рассказом о Мишке, что они совсем о времени забыли. Ники сидела, открыв рот, слушала и любовалась своим отцом: таким она его ещё никогда не видела - его глаза светились, он так увлечённо рассказывал, что Ники перенеслась с ним вместе в его детство, школьные годы, она так живо представила этого Мишку и хотела спросить папу о нём ещё. Потому что папе это нравилось, она восхищалась папой в этот момент, когда он говорил об этом неведомом Ники человеке. Но спросить она не успела, так как мама посмотрела на часы и сказала:
- Всё, мои дорогие, Ники пора в школу. А то мы опоздаем.
 - Папа, а ты пойдёшь с нами? - поинтересовалась дочка.
- Да, пойдём все вместе, - сказал папа, поднялся и направился к двери. - Пойдём пешком, погода хорошая.
- Ники, ты совсем ничего не съела, - забеспокоилась мама.  - Я положу тебе с собой бутерброд и воду. Сегодня у вас только три урока, через пару часов я уже приду за тобой. Думаю, выдержишь.
- Мама, я совсем не хочу есть! Что-то я так волнуюсь….
- Не волнуйся, всё будет хорошо, вот увидишь.
- Мне ваша учительница показалась очень хорошей, - сказал папа. - Определённо всё будет просто замечательно.
Мама и папа держали дочь за руки, когда они шли в школу. Идти было недалёко. Ники уже знала дорогу, но сегодня ей было спокойнее от того, что родители рядом. От волнения руки её были совсем холодные.
- А ещё мы с Мишкой всегда делили все тайны друг с другом, - продолжал папа по дороге. - А друг от друга у нас тайн вообще не было. Я очень дорожил его мнением. Мишка никогда не врал, если ему что-то не нравилось или вызывало сомнения, он не лебезил, не щадил, говорил правду. Я, бывало, обижался на него, но очень уважал его за это. Я всегда учился у него этой принципиальности и смелости. Это выражалось не только по отношению ко мне, ко всем, даже к учителям.
- Ты никогда не раскалывал мне о нём, -  сказала мама.
Папа ничего не сказал. Взял дочь на руки, так как они уже подошли к школе.:
- Доченька, я так хочу, чтобы у тебя в жизни тоже был рядом такой человек, подруга, друг, неважно. Человек настоящий, стоящий. Такие друзья выходят из школы. В этом тоже важная роль школы на всю нашу жизнь. Она не только учит и формирует нас, она соединяет нас на всю жизнь с настоящими друзьями. Я желаю тебе обязательно приобрести такого друга.
Папа обнял дочь, поцеловал и поставил на землю.
 - Пап, почему бы тебе не познакомить нас с твоим Мишкой!  - спросила Ники, широко открытыми глазами глядя на отца.
Папа внимательно, долго как-то посмотрел на дочь, потом присел на корточки, взял её за плечи:
- Понимаешь, дочь, Мишки больше нет. Он погиб на войне, когда ему было 20 лет. И вот уже больше десяти лет я живу без него, но не было ещё и дня, чтобы я о нём не вспомнил, не посоветовался с ним, не проверил своего решения его оценкой. Он умер, но для меня он всегда живой, понимаешь?
У Ники на глаза навернулись слёзы. Она обняла папу и крепко прижалась к нему. Ей стало так жалко и папу, и его Мишку, и того, что ей нужно идти, а она так была растрогана рассказом и папиными впечатлениями и воспоминаниями, она как бы стала частью их. Папа погладил дочь по голове:
 - Не плачь, девочка. Мне очень повезло в жизни, у меня был настоящий друг. Свет нашей дружбы освещает каждый мой день. И это очень много, поверь мне.
- Пап, а у тебя есть его фотография? Я бы хотела на него посмотреть.
- Нет, но у меня есть его портрет. После школы я обязательно покажу тебе его, - пообещал отец. - А теперь тебе пора, беги дорогая, а то опоздаешь на свой первый урок.
- Я думаю, свой первый урок она сегодня уже получила, - сказала мама, нежно глядя на мужа и дочь, -  урок дружбы и человечности, правда? Она его усвоила, очень прониклась твоим примером. И это не менее важно, чем все уроки вместе взятые.
Родители поцеловали дочь и она быстро пошла в класс. Перед дверью школы она оглянулась на родителей, которые стояли обнявшись и нежно смотрели ей вслед. Она улыбнулась и смело открыла дверь в свою новую жизнь.

                12.07.202


Рецензии