Песня во благо

И всё равно, как ни крути, как не верти, а одно получается, что
есть в нашей русской песне, какая-то живительная или, если хотите, даже магическая сила. Наши предки и родители были с ней неразлучны и в беде, и в радости. 
  Вот вспоминаю такую ситуацию: было принято встарь на Руси, да и не то, чтобы так уж и встарь, а где-то даже лет двадцать пять назад, строиться толокой. Молодёжь нашего времени и не знает, наверное, что это слово обозначает. А это значит миром строить, то есть гуртом. Нужна тебе помощь какая-то по хозяйству, что самому не осилить, вот и идёшь по селу просить людей помочь: «Мол, придите, пожалуйста, люди добрые, помогите Христа ради».
Тогда не гордились старому человеку в пояс покланяться, уважению к пожилым учили нас с детства. Да и молодому, если человек трудолюбив, тоже кланялись и звали по имени отчеству.
Так вот обойдёшь всё село с просьбой о помощи, и будь уверен, что люди придут, помогут.  И вот что интересно, даже, если человек не может делать тяжёлую работу, то обязательно придёт и найдёт себе дело по силам.   Особое внимание уделялось песенникам. К нам однажды пришли звать на толоку, нужно было дом глиной обмазывать, а бабушка отвечает: «А как жа, придим, обязательно придим. Молодыя с утра придуть, а я малость занидужила, приду опасля чуток. Ужо работать не смогу, дык хоть песни попою.» Короче, собиралось всё село. Одни глину, солому, песок носят да месят, другие обед готовят, третьи воду из болодца таскают, четвёртые за малыми детьми приглядывают. Каждый находил себе дело. А сколько шуток веселья, когда делали замес из глины, соломы и песка: десятки человек, становились в два или три круга и как бы в танце разминали это всё. Когда начинали мазать дом, заводили песни. Споют песню и начинают вспоминать у кого судьба с песенной похожая. А мы слушаем и удивляемся тому, что бывает, много лет живёшь рядом с человеком, а главного чего-то о нём и не ведал. И, почти, все знали, у кого какая песня любимая. А песни пели так: то одни мужчины, то одни женщины по очереди, то все вместе, то дуэтами: по-всякому. Мне очень нравилось, как мужчины пели песни «Ревела буря, гром гремел», «Выхожу один я на дорогу». Женщины пели «Ничто в плюшке не колышется», «Зачем сидишь до полуночи», «Хотят, хотят злые люди меня с милым разлучить». Господи, до чего же было хорошо! Какую красивую жизнь мы потеряли!
За песнями и не замечали, как справлялись с работой, и начинался интересный обряд. Собирали всю оставшуюся глину, если вроде и не из чего, а для этого дела всё равно наскребут. Разбавят её пожиже и под общий смех, бросали в этот замес хозяев дома, да чтоб поглубже окунуть. Иначе чаша счастья будет не полной. 
Потом все обмывались и шли по домам покормить скотину, встретить со стада и подоить коров, да переодеться в нарядное. 
Вот тут начиналась работа для детворы – помогали накрывать столы. А люди, к положенному времени, все возвращались.  Садились за столы: пили, ели, чем Бог послал. Потом начиналось настоящее веселье. Тут пели всё больше весёлое, частушки и плясали, плясали, плясали. И «Барыню» и «Цыганочку» и «Яблочко, короче - кто во что горазд. А главное, что во время этих толок мы ещё выучивали новые песни. У меня мама и тётка были большими любительницами раздобывать что-нибудь новенькое. И пели они вдвоём красиво. А ещё люди пели частушки-колючки в чей-нибудь адрес. Но всё было как-то без зла и обиды. Все веселились и смеялись. Допоздна гудело село песнями и танцами. Ну, согласитесь, здорово же это! Вот поэтому я и говорю, что умела народная песня, как-то по-особому сблизить, сделать лучше людей. Любую работу делала посильной.
Нам нужно её беречь, дорожить ею для своего же блага.


Рецензии