Судьба стать богом
К аналогичным вопросам относится и вопрос, касающийся духовности человека. Что это такое? Что она означает и как проявляется в человеке? Вот о ней, а также о некоторых других этических терминах, я и хочу порассуждать в настоящем эссе.
Сразу же хочу оговориться о том, что я, никакой-то там интеллектуал-мыслитель и не обладаю какими-то выдающимися глубокими знаниями, в том числе и по обозначенным вопросам. Я - человек среднего интеллекта, как самонадеянно думаю, и никак не претендую на изречение какой-то «монументальной» истины. Однако уверен, что, все-таки, лучше самому мыслить и критически воспринимать уже готовые постулаты, чем бездумно и неосознанно «проглатывать» то, чем тебя пытаются «попотчевать» со всех сторон. Мыслить – это главная функция человека в результате чего рождается личное мнение, которое и отличает каждого как личность.
Либеральная часть общества пытается «застолбить» в социуме толерантную идею о том, что мнение каждого священно и его следует безоговорочно уважать. Но что значит уважать мнение? Уважать – это значит почтительно признавать то, что мнение любого оппонента имеет какие-то достоинства, даже если ты с этим мнением категорически не согласен. А так ли это? Я думаю, что такая соглашательская позиция приводила, приводит, и еще не раз приведет ко многим бедам. Немного отвлекусь от темы и постараюсь пояснить свою позицию на некоторых примерах.
На Западе, а в США особенно, сегодня широким фронтам агрессивно наступает движение черного меньшинства под лозунгом: «Черные жизни имеют значение». С этим утверждением можно согласиться, но только при одном условии: ударение в тексте должно падать на слово ИМЕЮТ, а не на слово ЧЕРНЫЕ. Думаю, что если уважительно относится к утверждению во втором варианте, то это приведет к такой беде, что мало не покажется.
Или же то, что касается не традиционной сексуальной ориентации. Если придерживаться уважительно-соглашательской позиции с идеями дегенератов ЛГБТ, то судьба человечества в целом предрешена: наша цивилизация просто перестанет существовать.
И последний пример, он касается широко известного принципа в религиозно-философском учении Л.Н. Толстого: непротивление злу насилием. Он созвучен с изречением Иисуса Христа: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Мое твердое мнение, повторяюсь – его можно уважать, а можно и не уважать - такое: нельзя противопоставлять злу многократно превышающее это зло насилие. Такое противление будет уже местью, которая для духовного восхождения человека недопустима. Но вот непротивление, а сопротивление злу, имеющее сакральную мотивацию – это акт вполне оправданный, приемлемый, допустимый и мало того – необходимый. Где бы мы были и кем бы мы были, если бы не сопротивлялись злу. Но ближе к теме.
В совсем недалеком историческом прошлом в нашей стране о духовности человека вообще как-то стыдливо замалчивали. Считалось, что человек, «подкованный» идейно-политической идеологией развитого социализма, живущий в обществе, устремленном в светлое коммунистическое будущее, обязан воспринимать термин «духовность», как термин, отдающий религиозным душком. Однако в перестроечные годы, а также в годы начинающегося дикого капитализма, когда стержень идеологии коммунизма, оказавшийся, к слову, недостаточно жизненным, был изъят из людских душ, потребовалась его замена. Без стержня веры душа человека существовать не способна. Чем же его заменить? Конечно же стержнем духовности. А где его взять? Естественно в религии. И все в одночасье стали глубоко верующими людьми: христианами, исламистами, иудеями, буддистами или же сектантами бог весть какого разлива. Все, как-то вдруг, стали глубоко духовными людьми. Все приобщились к той или иной религии. Все совершенно искренне убеждены в глубину своей веры. А как же иначе?
Да, несомненно, без веры духовности быть не может. И вот тут на первый план выходит церковь. Каждая церковь, имея свою религию, имеет и свое Божество. Чтобы продолжить нить своих рассуждений о главном вопросе, о духовности, я опять хочу сделать небольшое отступление и поговорить о терминах: религия, церковь и Божество.
Итак, о религии и церкви. Мое мнение: религия – это сильно переработанное церковью учение ее учителя. Церковь, как правило, делает из учителя Божество, а его учение разбавляет своими догмами до неузнаваемости. Божество помещается на недосягаемую высоту. Из него, по сути, церковь делает идола для торжеств, а для повседневного пользования предлагает себя. Повседневное, рутинное общение прихожан с церковью выводит ее на первый план, затмевая самую суть учения, само Божество. Однако следует сказать, что трактовка главного вопроса, вопроса духовности о которой я буду говорить чуть ниже, у церквей совершенно верное, независимо от, какой эти церкви принадлежности.
Так в чем же мое несогласие с церковью? Оно заключается в том, что церковь видит в своей пастве рабов. Бог же дал человеку через дух свободную волю, и меньше всего желает видеть в своем творении рабов. Ему не нужны рабы. У рабов нет творческого созидательного начала. Богу нужны сотрудники способные свободно мыслить и творить. Церковь же, путь к Богу, т.е. духовность, желает монополизировать, сделать этот путь - путем, по которому только она может привести человека к Богу. А вести проще слепого раба, чем зрячего и свободного сотрудника. Таким образом церковь выступает как поводырь, единственно знающий и видящий путь.
Еще церковь можно сравнить с хитрым слугой господина. Этот хитрец не упустит своей «шкурной» выгоды». И вот такому слуге раб Господа просто необходим, т.к. по отношению к этому рабу он сам господин, имеющий от него конкретную материальную выгоду.
Рабу истинной духовности в общем-то и не очень нужно. Ему нужны ничего не значащие материальные крохи, которые он. через хитрого слугу. покорно вымаливает у господина. Хитрый же слуга услужливо подсказывает рабу, как и какими словами это следует делать.
А теперь вопрос: нужна ли вообще церковь? Несомненно, нужна! Но церковь - не для рабов, а для свободных духом сотрудников Бога, которые под мудрым наставничеством духовных пастырей уверенно продвигаются по пути духовности к Богу. Только при таком условии церковь не будет раздираема теми распрями, которые ее постоянно терзают. Ей, как и всему сущему, необходимо очищение и обновление.
Теперь несколько слов о Божестве, божественности и Боге. Если кратко, то Божество – это личностный Бог. Именно Божеству поклоняются приверженцы той или иной религии. Божество – это духовный символ религии, к которому устремлены ее приверженцы. Бог же – это обобщенная иерархия Божеств. Утверждение о том, что Бог един – это как раз о том, что Он един в этой иерархии, скрепы которой – божественность. Думаю, что уместна такая аналогия: человек – Божество, человечество – Бог, духовность – божественность.
Ну, а теперь, о духовности. Начну с определения, которое мне понравилось больше всего. Духовность – это устремление к божественному началу по лестнице эволюции. Я уже не припомню, когда и где это определение мне попалось, но оно, на мой взгляд, наиболее лаконично и точно отражает смысл. Именно устремление, именно по лестнице эволюции, именно к божественному началу. К этому началу устремлена вся жизнь всех царств и всех миров в космосе. Но это начало недостижимо, оно в бесконечности. а потому устремление бесконечно. Человеческой сущностью постичь это божественное начало, эту бесконечность, эту божественную иерархию просто невозможно. Поэтому существуют определенные стадии или вехи достижимости на лестнице эволюции. Для человека – это стадия Божества, для Божества – чего-то более высокого, чем Божество в нашем понимании, и т.д. Конечно же достичь человеку уровня Божества за одну жизнь в образе какой-то личности совершенно невозможно. Такой уровень достигается человеком на протяжении огромного числа жизней путем накопления духовного опыта или необходимых духовных качеств.
Какие же это качества? Вот они:
- служение общему благу (чувство долга, щедрость, бескорыстие, великодушие, деятельная активность, признание нового, неприятие зла и борьба с ним, самоотверженность и готовность к подвигу, служение человечеству, трудолюбие);
-ведущих к космическому братству (коллективизм, альтруизм, объединение, уважение, вежливость, деликатность, благодарность, признание, доверие, верность, дружба, миролюбие);
-ведущие к высокой любви (терпимость, одобрение, доброжелательность, прощение, дружелюбие, чуткость, бережность, стремление к оказанию помощи, гуманность, милосердие, любовь);
-ведущие к радости надземной (ответственность, совесть, скромность, смирение, истина, благородство, великодушие, красота, оптимизм, радость);
-ведущие к развитию воли (терпение, покой, сосредоточенность, тщательность, аккуратность, мужество, бесстрашие, преданность, стойкость, надежда);
Заключая свое эссе хочу привести иллюстрацию духовного продвижения человека. Лестницу эволюции заменим канатом, уходящим в бесконечную высь. Канат – аналог лестницы, это путь духовного подъема человека. На каком-то этапе этот подъем приведет человека к качественному его изменению. Духовность перейдет в божественность, а он станет Божеством, т.к. достигнет этого уровня. Это произойдет не раньше, чем его сущность впитает в себя из нитей духовности каната вышеперечисленные качества. Конечно, трудно взбираться по канату ввысь. Но нет более легкого пути к божественности.
Люди не раз пытались подменить этот единственно возможный духовный подъем чем-то другим, более материально осязаемыми способами. Они строили Вавилонскую башню, чтобы с ее помощью достичь божественных высот и сравняться с Богом. Но невозможно достигнуть этого, используя грубую материю.
Совсем недавно и мы пытались достичь коммунистического сознания, что эквивалентно высокой духовности, путем подтягивания его к уровню высоких материалистических достижений, т.е. ставили повозку впереди лошади. Все эти старания потерпели крах. По другому-то и быть не могло.
Представьте себе такую аналогию: низ человеческого тела до пояса – это его материальная основа, от пояса до головы, включая руки – душа, голова – дух. Взбираясь вверх по канату, человек, руководствуясь головой, использует и ноги, и руки. Можно ли подняться, используя одни ноги? Наверно нет. А используя только руки? Да, но это требует определенной физической подготовки. Все-таки, лучше использовать и ноги, и руки. Имея одну голову – тоже ничего не выйдет. Так что взбираться по канату духовности необходимо иметь все: и голову (дух), и тело (душу), и ноги (материальную основу). Причем взбираться следует головой вверх, а ни задним местом, т.к. в противном случае кровь быстро ударит в голову и человек рухнет вниз. Вот такой подъем, мне представляется, был к высотам коммунизма.
Так что со временем, используя «правильную технику подъема по канату духовности», рано или поздно, человек достигнет надлежащего уровня духовности и станет Богом. Такова его судьба.
Новозыбков. Июль 2020 год.
Свидетельство о публикации №220071401255
Так же мне импонируют написанные вами качества. У Аристотеля в этике есть подобное и мне это все так близко. И это и есть то к чему нужно стремиться каждому! Спасибо за ваше эссе!
Маргарет Кёрн 15.07.2020 04:29 Заявить о нарушении
Алексей Матишев 15.07.2020 09:04 Заявить о нарушении