Судьба стать богом

Видимо мало кто из живущих в этом мире не задавался вопросом: «Кто я? Зачем я живу? Что такое, вообще, жизнь?». Одни, долго не мудрствуя, тут же ответят на этот вопрос. Для этих людей, их большинство, смысловая суть ответа как бы очевидна и лежит на поверхности. Для других, а таких к сожалению меньшинство, эти вопросы не найдут сиюминутного ответа. Такие люди не все очевидное воспринимают как реальную действительность. Для ответа им потребуется некоторое время на размышления. Длительность размышлений будет зависеть от степени заинтересованности человека в познании мира и в первую очередь самого себя.

К аналогичным вопросам относится и вопрос, касающийся духовности человека. Что это такое? Что она означает и как проявляется в человеке? Вот о ней, а также о некоторых других этических терминах, я и хочу порассуждать в настоящем эссе.

Сразу же хочу оговориться о том, что я, никакой-то там интеллектуал-мыслитель и не обладаю какими-то выдающимися глубокими знаниями, в том числе и по обозначенным вопросам. Я - человек среднего интеллекта, как самонадеянно думаю, и никак не претендую на изречение какой-то «монументальной» истины. Однако уверен, что, все-таки, лучше самому мыслить и критически воспринимать уже готовые постулаты, чем бездумно и неосознанно «проглатывать» то, чем тебя пытаются «попотчевать» со всех сторон. Мыслить – это главная функция человека в результате чего рождается личное мнение, которое и отличает каждого как личность.

Либеральная часть общества пытается «застолбить» в социуме толерантную идею о том, что мнение каждого священно и его следует безоговорочно уважать. Но что значит уважать мнение? Уважать – это значит почтительно признавать то, что мнение любого оппонента имеет какие-то достоинства, даже если ты с этим мнением категорически не согласен.  А так ли это? Я думаю, что такая соглашательская позиция приводила, приводит, и еще не раз приведет ко многим бедам. Немного отвлекусь от темы и постараюсь пояснить свою позицию на некоторых примерах.

На Западе, а в США особенно, сегодня широким фронтам агрессивно наступает движение черного меньшинства под лозунгом: «Черные жизни имеют значение». С этим утверждением можно согласиться, но только при одном условии: ударение в тексте должно падать на слово ИМЕЮТ, а не на слово ЧЕРНЫЕ. Думаю, что если уважительно относится к утверждению во втором варианте, то это приведет к такой беде, что мало не покажется.
 
Или же то, что касается не традиционной сексуальной ориентации. Если придерживаться уважительно-соглашательской позиции с идеями дегенератов ЛГБТ, то судьба человечества в целом предрешена: наша цивилизация просто перестанет существовать.

И последний пример, он касается широко известного принципа в религиозно-философском учении Л.Н. Толстого: непротивление злу насилием. Он созвучен с изречением Иисуса Христа: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Мое твердое мнение, повторяюсь – его можно уважать, а можно и не уважать - такое: нельзя противопоставлять злу многократно превышающее это зло насилие. Такое противление будет уже местью, которая для духовного восхождения человека недопустима. Но вот непротивление, а сопротивление злу, имеющее сакральную мотивацию – это акт вполне оправданный, приемлемый, допустимый и мало того – необходимый. Где бы мы были и кем бы мы были, если бы не сопротивлялись злу. Но ближе к теме.

В совсем недалеком историческом прошлом в нашей стране о духовности человека вообще как-то стыдливо замалчивали. Считалось, что человек, «подкованный» идейно-политической идеологией развитого социализма, живущий в обществе, устремленном в светлое коммунистическое будущее, обязан воспринимать термин «духовность», как термин, отдающий религиозным душком. Однако в перестроечные годы, а также в годы начинающегося дикого капитализма, когда стержень идеологии коммунизма, оказавшийся, к слову, недостаточно жизненным, был изъят из людских душ, потребовалась его замена. Без стержня веры душа человека существовать не способна. Чем же его заменить? Конечно же стержнем духовности. А где его взять? Естественно в религии. И все в одночасье стали глубоко верующими людьми: христианами, исламистами, иудеями, буддистами или же сектантами бог весть какого разлива. Все, как-то вдруг, стали глубоко духовными людьми. Все приобщились к той или иной религии. Все совершенно искренне убеждены в глубину своей веры. А как же иначе?

Да, несомненно, без веры духовности быть не может. И вот тут на первый план выходит церковь. Каждая церковь, имея свою религию, имеет и свое Божество. Чтобы продолжить нить своих рассуждений о главном вопросе, о духовности, я опять хочу сделать небольшое отступление и поговорить о терминах: религия, церковь и Божество.

Итак, о религии и церкви. Мое мнение: религия – это сильно переработанное церковью учение ее учителя. Церковь, как правило, делает из учителя Божество, а его учение разбавляет своими догмами до неузнаваемости. Божество помещается на недосягаемую высоту. Из него, по сути, церковь делает идола для торжеств, а для повседневного пользования предлагает себя. Повседневное, рутинное общение прихожан с церковью выводит ее на первый план, затмевая самую суть учения, само Божество. Однако следует сказать, что трактовка главного вопроса, вопроса духовности о которой я буду говорить чуть ниже, у церквей совершенно верное, независимо от, какой эти церкви принадлежности.

Так в чем же мое несогласие с церковью? Оно заключается в том, что церковь видит в своей пастве рабов. Бог же дал человеку через дух свободную волю, и меньше всего желает видеть в своем творении рабов. Ему не нужны рабы. У рабов нет творческого созидательного начала. Богу нужны сотрудники способные свободно мыслить и творить. Церковь же, путь к Богу, т.е. духовность, желает монополизировать, сделать этот путь - путем, по которому только она может привести человека к Богу. А вести проще слепого раба, чем зрячего и свободного сотрудника. Таким образом церковь выступает как поводырь, единственно знающий и видящий путь.

Еще церковь можно сравнить с хитрым слугой господина. Этот хитрец не упустит своей «шкурной» выгоды». И вот такому слуге раб Господа просто необходим, т.к. по отношению к этому рабу он сам господин, имеющий от него конкретную материальную выгоду.

Рабу истинной духовности в общем-то и не очень нужно. Ему нужны ничего не значащие материальные крохи, которые он. через хитрого слугу. покорно вымаливает у господина. Хитрый же слуга услужливо подсказывает рабу, как и какими словами это следует делать.

А теперь вопрос: нужна ли вообще церковь? Несомненно, нужна! Но церковь - не для рабов, а для свободных духом сотрудников Бога, которые под мудрым наставничеством духовных пастырей уверенно продвигаются по пути духовности к Богу. Только при таком условии церковь не будет раздираема теми распрями, которые ее постоянно терзают. Ей, как и всему сущему, необходимо очищение и обновление.

Теперь несколько слов о Божестве, божественности и Боге. Если кратко, то Божество – это личностный Бог. Именно Божеству поклоняются приверженцы той или иной религии. Божество – это духовный символ религии, к которому устремлены ее приверженцы. Бог же – это обобщенная иерархия Божеств. Утверждение о том, что Бог един – это как раз о том, что Он един в этой иерархии, скрепы которой – божественность. Думаю, что уместна такая аналогия: человек – Божество, человечество – Бог, духовность – божественность.

Ну, а теперь, о духовности. Начну с определения, которое мне понравилось больше всего. Духовность – это устремление к божественному началу по лестнице эволюции. Я уже не припомню, когда и где это определение мне попалось, но оно, на мой взгляд, наиболее лаконично и точно отражает смысл. Именно устремление, именно по лестнице эволюции, именно к божественному началу. К этому началу устремлена вся жизнь всех царств и всех миров в космосе. Но это начало недостижимо, оно в бесконечности. а потому устремление бесконечно. Человеческой сущностью постичь это божественное начало, эту бесконечность, эту божественную иерархию просто невозможно. Поэтому существуют определенные стадии или вехи достижимости на лестнице эволюции. Для человека – это стадия Божества, для Божества – чего-то более высокого, чем Божество в нашем понимании, и т.д. Конечно же достичь человеку уровня Божества за одну жизнь в образе какой-то личности совершенно невозможно. Такой уровень достигается человеком на протяжении огромного числа жизней путем накопления духовного опыта или необходимых духовных качеств.

Какие же это качества? Вот они:
- служение общему благу (чувство долга, щедрость, бескорыстие, великодушие, деятельная активность, признание нового, неприятие зла и борьба с ним, самоотверженность и готовность к подвигу, служение человечеству, трудолюбие);
-ведущих к космическому братству (коллективизм, альтруизм, объединение, уважение, вежливость, деликатность, благодарность, признание, доверие, верность, дружба, миролюбие);
-ведущие к высокой любви (терпимость, одобрение, доброжелательность, прощение, дружелюбие, чуткость, бережность, стремление к оказанию помощи, гуманность, милосердие, любовь);
-ведущие к радости надземной (ответственность, совесть, скромность, смирение, истина, благородство, великодушие, красота, оптимизм, радость);
-ведущие к развитию воли (терпение, покой, сосредоточенность, тщательность, аккуратность, мужество, бесстрашие, преданность, стойкость, надежда);

Заключая свое эссе хочу привести иллюстрацию духовного продвижения человека. Лестницу эволюции заменим канатом, уходящим в бесконечную высь. Канат – аналог лестницы, это путь духовного подъема человека. На каком-то этапе этот подъем приведет человека к качественному его изменению. Духовность перейдет в божественность, а он станет Божеством, т.к. достигнет этого уровня. Это произойдет не раньше, чем его сущность впитает в себя из нитей духовности каната вышеперечисленные качества. Конечно, трудно взбираться по канату ввысь. Но нет более легкого пути к божественности.

Люди не раз пытались подменить этот единственно возможный духовный подъем чем-то другим, более материально осязаемыми способами. Они строили Вавилонскую башню, чтобы с ее помощью достичь божественных высот и сравняться с Богом. Но невозможно достигнуть этого, используя грубую материю.

Совсем недавно и мы пытались достичь коммунистического сознания, что эквивалентно высокой духовности, путем подтягивания его к уровню высоких материалистических достижений, т.е. ставили повозку впереди лошади. Все эти старания потерпели крах. По другому-то и быть не могло.

Представьте себе такую аналогию: низ человеческого тела до пояса – это его материальная основа, от пояса до головы, включая руки – душа, голова – дух. Взбираясь вверх по канату, человек, руководствуясь головой, использует и ноги, и руки. Можно ли подняться, используя одни ноги? Наверно нет. А используя только руки? Да, но это требует определенной физической подготовки. Все-таки, лучше использовать и ноги, и руки. Имея одну голову – тоже ничего не выйдет. Так что взбираться по канату духовности необходимо иметь все: и голову (дух), и тело (душу), и ноги (материальную основу). Причем взбираться следует головой вверх, а ни задним местом, т.к. в противном случае кровь быстро ударит в голову и человек рухнет вниз. Вот такой подъем, мне представляется, был к высотам коммунизма.

Так что со временем, используя «правильную технику подъема по канату духовности», рано или поздно, человек достигнет надлежащего уровня духовности и станет Богом. Такова его судьба.

Новозыбков.          Июль 2020 год.
 
 
 
 


Рецензии
Очень здорово вы написали, мне понятен ваш язык написания и понравились ваши размышления. Особенно понравилась аналогия с канатом. Моя аналогия кстати по данной теме помнится была связана с греблей. Нельзя куда-то уплыть гребя только по левую сторону или по правую, нужен баланс...И это во всем так. Человек, я считаю, должен развиваться как духовно так и материально, иначе он просто застрянет в своём развитии..

Так же мне импонируют написанные вами качества. У Аристотеля в этике есть подобное и мне это все так близко. И это и есть то к чему нужно стремиться каждому! Спасибо за ваше эссе!

Маргарет Кёрн   15.07.2020 04:29     Заявить о нарушении
Маргарет! Спасибо за теплый отзыв о моем эссе. Написал то, о чем думаю и что беспокоит меня. Вижу, что вопросы этики близки и Вам. Осмелюсь предложить Вам прослушать курс аудио лекций по теософии и живой этике НФО "Мир через культуру". Читает лекции некий А.М.Алферов. Думаю Вас это заинтересует. Всего доброго. С уважением Алексей.

Алексей Матишев   15.07.2020 09:04   Заявить о нарушении