3. Болезнь не спрячешь за решетку

               
            

       Как-то под Новый год мы сидели за столом у меня дома, пили чай и вдруг Ульзибат говорит мне:
       - Знаешь, Володь, а преступность можно лечить. Не преступника  - всю преступность в целом!
      Естественно, я не мог пропустить мимо ушей данное заявление моего друга, поскольку давно убедился, коли он что-то сказал, значит это серьезно. Таким образом у нас и вышел разговор, который я предлагаю, уважаемые читатели, вашему вниманию.
               
                Х        Х      Х
       
      - Слушай, доктор, что  я тебе скажу. В системе УИН Минюста нашей с тобой державы по одной лишь Тульской области в следственных изоляторах и колониях содержится в настоящее время более четырнадцати тысяч человек.(Данные на момент нашей беседы. В.К.). Осужденных к различным срокам наказания за совершенные и раскрытые следствием преступления насчитывается около десяти тысяч человек. Пятьдесят процентов из них осуждены по второму, третьему, четвертому  разу, то есть фактически являются рецидивистами. Это, повторюсь, статистика одного только региона, а их в стране, как тебе известно, восемьдесят девять( на март 2000 года)! Если принять во внимание,  что с распадом СССР численность населения в России значительно сократилась, то рост преступности в последнее десятилетие принял поистине угрожающие размеры. А ты говоришь - лечить...
      - Во все времена существовали и существуют люди, которые шагают не в ногу, не вписываются в общепринятые понятия и нормы жизни общества. Жизнь очень многогранна, настолько многогранна, что всех стричь под одну гребенку просто немыслимо. Пытались "стричь", а что вышло?..  Свою точку зрения на проблему глобальной преступности медицина имеет уже давно. Ученые и практические врачи неоднократно заявляли о том, что есть однотипные заболевания, есть однотипные возбудители тех или иных заболеваний. Можно даже обозначить их конкретные иммунологические свойства. Возьмем, к примеру, напугавший нас  так называемый сиднейский грипп. В просвещенной и социально защищенной Англии и других развитых европейских странах он унес множество жизней, в России же летальные исходы были единичными. И не потому, что наша медицина сильней и профессиональней западной. Дело в том, что у каждой нации есть сугубо индивидуальная реакция на этот поражающий фактор. Вот и в преступности ситуация складывается похожая. Если рецидивисты – это преступность осознанная, то с ней все-таки можно более или менее успешно бороться общепринятыми методами. Ее, по крайней мере, можно контролировать, чем и занимаются наши и западные силовые ведомства. Фактически, они выработали иммунитет к данной категории преступников, как в случае с сиднейским гриппом.
      Другое дело - преступность неосознанная, двигателем которой выступают внутренние рефлексы, неподвластные разуму. Скажем, базедова болезнь, или зоб! Перестает нормально функционировать щитовидная железа, выбрасывая в организм неимоверное количество гормонов, с которыми организм не справляется. И больной становится раздражительным, плаксивым. Хочется ему оставаться таковым навсегда? Нет, конечно, однако  поделать с этим состоянием он ничего не может, ибо разум его отключен от контроля за щитовидной железой. Требуется вмешательство хирурга.
      - Выходит, пьяница либо наркоман идет на преступление неосознанно? Ведь его разум заблокирован в данный момент внешним раздражителем, принятым «вовнутрь». Почему же тогда он несет по закону уголовную ответственность за свои деяния? Милосерден ли Закон в этом случае?
      - Ну, Володь!.. Закон объективен. Будучи трезвым, человек способен адекватно оценивать свои действия или намерения и просчитывать последствия. Укололся либо напился, потерял контроль над собой - это твои проблемы! Набедокурил - отвечай!
      Надо четко разграничивать одни болезни от других, хотя, на мой взгляд, лечить можно и, подчеркиваю, нужно и алкоголиков. Но в первую очередь, если мы всерьез хотим оздоровить себя, свое общество, лечить необходимо тех людей, которые стороннему взгляду кажутся совсем безобидными, не сулящими хлопот и забот ни сегодня, ни в будущем. А таких людей, уверяю тебя, в нашей раздрыганной стране подавляющее большинство. И не их в том вина! Дело в том, что вся жизнедеятельность любого организма связана с состоянием его белковых структур. Нарушение функции белка является основным фактором в развитии всех без исключения патологических процессов. За десять лет работы института на основании опыта лечения больных мы выделили и четко определили концепцию развития патологических процессов в связи с поражением белковых структур организма. Эти процессы названы нами системными протеинозами. Различные аспекты нашего открытия были представлены и обсуждены на международных медицинских конгрессах в Голландии, Франции, Японии, в Москве, Владимире, Туле. Методики лечения системных протеинозов защищены патентами РФ.
      - Погоди,доктор.  В конце позапрошлого года жителей нашей области повергла в шок криминальная история, случившаяся в одном районном городе. Мама троих несовершеннолетних детишек: двоих мальчиков и их восьмилетней сестренки, - организовала "семейный бизнес». Она посылала детей убивать подвыпивших мужчин. Братья сбивали жертву с ног, а их сестренка проламывала несчастному голову кирпичом. Убитого грабили, раздевали догола. Всю добычу приносили домой. Мама сбывала награбленное по дешевке, а на вырученные деньги пьянствовала. Да тебе, уважаемый доктор, эта история наверняка известна. Все местные и почти все федеральные, так сказать, средства массовой информации в течение почти месяца преподносили ее как жуткую сенсацию.  Укладываются ли в вашу институтскую концепцию такие преступления?
      - Самым непосредственным образом! Все эти люди больны и нуждаются в немедленном лечении. Особенно дети! Их еще можно вернуть обществу. Вполне вероятно, что в результате нарушений белкового, жирового и углеводного обмена у одного или обоих родителей присутствуют повреждения генетического аппарата. И это тоже поддается лечению. Самое важное заключается в том, что системные протеинозы можно предупредить, подавить, так сказать, в зародыше. Пора, думаю, принимать более радикальные меры в реабилитации общества. Невозможно, скажем, вылечить аппендицит гипнозом, уколами, таблетками, массажем и прочими терапевтическими методами. Также невозможно бороться с преступностью одними лишь уговорами, лозунгами, объяснениями, поощрениями, душещипательными примерами из художественной литературы. Мозг больного системным протеинозом не способен воспринимать эти традиционные методы, ибо ему нужен совершенно другой гормон, другие ассоциативные связи. У него возбужден абсолютно иной очаг, который требует сиюминутного высокого уровня адреналина. Известны ведь хорошо обыгранные в литературе факты, когда преступник возвращается на место совершенного им злодеяния. Да, он, может быть, и не хочет вновь совершить идентичное преступление, но сам факт ощущения той среды опять приносит ему наслаждение минутами возбуждения, кайфа, эйфории, сексуального удовлетворения. Что это? На мой взгляд, просто-напросто хроническое органическое заболевание всей функциональной системы этого человека. И если мы не будем комплексно диагностировать, что же в данный момент привело его туда, он, в конце концов, повторит свое злодейство.
      - В общем, насколько я понял, ты предлагаешь такого человека лечить, а не прятать его за решетку. Наверное, доктор, я с тобой соглашусь, ибо пора уже разрывать замкнутый круг. Практика карательной системы предусматривает психиатрическую экспертизу, коли у следствия или у суда возникнут сомнения относительно вменяемости подозреваемого. И что получается? Либо подследственный признается экспертами здравомыслящим и получает от судьи "на полную катушку", либо его объявляют психом и упрятывают на долгое время в спецбольницу. И в том и в другом варианте причина не устраняется. В итоге больной так и  остается больным, получившим еще в придачу и тюремный опыт, дающий возможность хитрить, прятаться, уходить от возмездия.
      - Именно так, друг мой Володя? Карать проще и легче, а вот взять на себя заботы об индивидууме на самых первых этапах заболевания обществу просто лень. Это ж сколько трудов надобно положить ради какого-то отдельно взятого человека!… Может,  и любить его еще прикажете?.. Кстати, функциональные расстройства организма лечатся не только хирургическим или терапевтическим путем, но и методиками добра, любви, христианской терпимости. Если общество не уяснит этого, оно в недолгом времени само рискует превратиться в сплошной больной макроорганизм, у которого понятия боли, добра и зла поменяются местами, и зло будет трактоваться как норма.
        -Допустим, профессор, общество и правительство прислушались к твоим словам. Мало того, взяли на вооружение вашу институтскую научную  концепцию и начали претворять ее в жизнь. Допустим, завтра же погнали всю страну на медосмотр. Благо? Скорее всего да, чем нет, но согласится ли на это поголовное благо сама страна,  едва вкусившая свободы и основополагающих принципов демократии, превратив, кстати, данные принципы во вседозволенность?
      -О нарушениях прав и свобод человека речи нет! Всемирная Декларация Прав Человека, принятая и подписанная, в частности, и нашей страной, прямо говорит о том, что любое правительство и любое государство обязаны заботиться о здоровье каждого своего гражданина. Естественно, завтра, как ты изволил выразиться, никто не погонит всю страну на медосмотр. К прискорбию, нет на это пока ни денег, ни целенаправленной, концентрированной воли власть имущих, и конечно же, многие вопросы, касающиеся механизмов возникновения системных протеинозов, их диагностики и лечения, еще ждут своего решения. Пока даже в мышлении врачей не сформирован системный подход при поражениях белковых структур, так как существующие представления о происхождении той или иной формы заболевания складывались десятилетиями без учета состояния протеиновых систем организма. Но начинать надо уже сегодня. Это мое твердое убеждение. Необходимо создавать банк данных об уровне гормонов, группе крови, других жизненно важных показателях каждого человека. Общество должно набирать информацию о базовом здоровье каждого индивидуума, каждого своего члена без исключения. Если известны базовые данные, то выявить группу риска труда не составит. Это и есть медицина, это и есть законы профилактической медицины: легче предупредить болезнь, чем потом ее лечить!

      Авторское заключение. Валерий Борисович Ульзибат оставил после себя разработанную концепцию возникновения системных протеинозов, которые рассматриваются как самостоятельная патология протеинов, входящих в различные подсистемы организма. В Тульском институте клинической реабилитологии хранятся наработки и рекомендации по лечению СП. Возможно, данная публикация заинтересует соответствующие государственные структуры и в конечном итоге поможет обществу в борьбе с преступностью. Очень на это надеюсь.


Рецензии