4. Завеса

               
    Наркомания. Пока беда не рухнула на тебя самого, твоих родственников и друзей, это слово мало кем воспринимается всерьез.
Хоть ты нам пиши-распиши в газетах об ужасах, преследующих наркоманов, хоть тверди-растверди по радио о страданиях родных и близких «севшего на иглу», хоть крути-раскрути по телевизору сюжеты о преступлениях, совершаемых то тут, то там ради очередной дозы, мы в лучшем случае посокрушаемся за чаем и назидательно погрозим пальчиком своему отпрыску. Не бери, мол, пример с плохих дядей и тетей, а то получишь а-та-та!..
     А что еще мы, законопослушные граждане, можем, ежели брать по крупному счету? Мы же, с легкой руки младореформаторов из бывших комсомольских вожачков, всего-навсего электорат…
    Как-то краем глаза и вполуха я зацепил в телевизоре выступление секретаря Совета безопасности РФ Владимира Рушайло. Один из высших государственных начальников высказался в том смысле, что борьба с наркоманией в нашей стране изначально являлась и до сих пор является прерогативой силовых структур и носит в основном репрессивный характер. Все это если и не ведет в тупик, то и желаемого результата также не дает. А посему, пора, дескать, наряду с МВД и другими правоохранительными органами подключаться к этой проблеме и Минздраву.
    Скоренько после озвученной господином Рушайло установки в нашей области  на очередном из бесчисленных губернаторских совещаний раздался верноподданнический клич сажать за решетку  наркоманов. Заметьте, уважаемые мои читатели, сажать не наркокурьеров и наркодилеров (хотя, конечно, и оных тоже, коль повезет и, планида под органы ляжет) – Наркоманов! Больных людей. А ведь, едрена Матрена, было уже, было! Сажали. К любому, даже мизерному правонарушению, зачастую дутому, надуманному ретивыми правоохранителями, «пристегивали» статью 58 или 60 УК РФ (принудительное лечение) и прятали за высокие заборы с колючей спиралью Бруно и кормежкой на четырнадцать рублей пятьдесят копеек в месяц! Положа руку на сердце – «вылечили» кого-нибудь?..

      В связи с этим я решил предложить вашему вниманию, уважаемые читатели, мой давний разговор с доктором медицинских наук, профессором, почетным  и действительным членом двух десятков зарубежных медицинских ассоциаций и академий медицины, моим другом Валерием Борисовичем Ульзибатом:
   
     -Итак, уважаемый Валерий Борисович, ты не нарколог, однако у тебя, как  я знаю, есть свое видение проблем, приводящих к наркомании. И довольно-таки неожиданное видение…
    -Это, скажем так, мое личное мнение, основанное на полученных мною знаниях и многолетнем врачебном опыте. Давай сразу же оговоримся: речь пойдет не о силовой борьбе с размахиванием кулаками и применением гранатометов, а об изменении отношения, в первую очередь государства, к наркомании. Начну, пожалуй, с высокого штиля.
    - Государство, ты кто или что? Если ты заинтересовано процветать, ты обязано заботиться обо всех своих гражданах, правильных и неправильных, крепких здоровьем и больных. Особенно о больных! Государство, я в этом твердо убежден, должно, наконец, предоставить каждому своему гражданину право самому решать, как ему распорядиться собственной судьбой. Коль гражданин смертельно болен, и это подтверждено диагнозом и соответствующей медицинской комиссией, тогда надо ему помочь избавиться от страданий. Причем исключительно добровольно, без каких-либо уговоров или, избави Бог, принуждения.
     -Как я понимаю, ты считаешь именно наркоманию неизлечимой, смертельной болезнью? 
    -Да, дорогой мой, да! Профессиональным врачам во всем мире давно известно и абсолютно не подвергается сомнению, что наркомания неизлечима. Поэтому не надо обманывать несчастного наркомана и его родственников, вытягивая у последних огромные деньги, что гипнозом, кручением свечей, пассами и прочим шарлатанством его можно вернуть к нормальной жизни. Наркотизация – это такое состояние организма, при котором он не может обходиться без определенной дозы либо собственных эндорфинов (гормонов счастья), либо привнесенных извне. Человек, получивший два-три раза дозу синтезированного наркотика, тут же создает в своем организме такие условия, при которых синтез собственных, природных эндорфинов, сразу прекращается. А ведь это сложный физиологический процесс: из массы продуктов жизнедеятельности выявить микроэлементы, которые в сочетании дают гормон, необходимый для преодоления боли, страха, неуверенности в себе. На это способен только мозг человеческий! Но ему ни в коем случае нельзя мешать! Иначе никогда больше собственные, внутренние наркотики синтезироваться мозгом не будут. Человек впадает в зависимость от внешних наркотиков, и  ему их требуется все больше и больше, чтобы обеспечить организму существование на все менее и менее длительный период.
     -Но почему же тогда одним хватает собственных эндорфинов, а другие подстегивают себя всевозможными допингами, таблетками, «травкой» и, в конце концов, превращаются в наркоманов?
    -Наркоманами, как правило, становятся люди, которые не находят в себе достаточно сил противостоять агрессивным проявлениям внешней среды и хроническим болевым синдромам. Данный факт широко известен. Потому-то нельзя сводить борьбу с наркоманией исключительно к запретам и репрессивным мерам, поощряя тем самым, по принципу «запретный плод сладок», развитие преступности, увеличение количества носителей вируса СПИДа, дальнейшее распространение наркобизнеса. Государство невольно становится заложником своей однобокой политики в подходе к проблеме наркомании. Ведь несмотря на все, подчеркиваю, фантастические материальные затраты и многочисленные жертвы со стороны силовых структур, наркоторговля процветает, число наркоманов неудержимо растет.
    -А что ты, доктор, конкретно можешь предложить?
     -В советах и предложениях  на этот счет недостатка нет. Как, впрочем, нет до сих пор и толку. Мне думается, в данной тупиковой ситуации радикальней и гуманней было бы создание системы бесплатной специализированной помощи больным–наркоманам. Этой группе наших неизлечимо больных граждан необходимо выдавать наркотические препараты бесплатно и в том количестве, которое потребно индивидуально каждому из них. Экономически для государства, а значит, и для налогоплательщиков, это будет несравненно дешевле, чем создавать все новые и новые структуры и наращивать мощности по борьбе с данным вселенским злом. Доза морфина, к примеру, обходится государству в полторы копейки…
    -А как ты представляешь себе такую вот бесплатную раздачу наркотиков?
    -Точно так же, как мы бесплатно вводим жизненно необходимое лекарство онкологическому больному на последней стадии или выдаем препараты группы инсулинов диабетикам. Ты меня понимаешь?.. Подчеркиваю, не продавать наркотик по низким ценам в аптеках, как это делается с недавних пор в Голландии, а предоставлять его нуждающимся бесплатно! Необходимо создавать стерильные условия в специально выделенных помещениях при городских и районных поликлиниках, необходимо подбирать крепких духом врачей и медсестер и  под расписку, в любое время вводить добровольно согласившемуся и зарегистрированному наркоману потребную ему дозу. Не уменьшенную, не плацебо, а именно потребную! Конечно, этим самым, возможно, мы и ускорим уход из жизни данного несчастного больного, но он уже не потянет за собой цепь преступлений и злодеяний, не посадит на иглу своего друга или брата, не заразит ВИЧ-инфекцией своих подругу, жену , детей.
     -Этично ли это, доктор, по-божески ли вот так-то?
    -А этично ли, друг мой, когда на  ваших глазах посреди улицы падает и в страшных судорогах умирает не уколовшийся вовремя наркоман? По-божески ли, когда озверевший в процессе ломки больной убивает ни в чем неповинных людей, всаживает при задержании нож в грудь милиционеру, обрекая на сиротство его детишек? Ты меня понял?..
    -А правозащитники не вцепятся? Жестоко, мол, скажут, с Декларацией прав человека и гражданина не стыкуется...
    -Я уже ответил. Аппендицит терапевтическими методами не лечится! Жестоко, между прочим, что по недогляду госчиновников и тех же правозащитных и правоохранительных структур в последнее десятилетие подросло если не целое поколение, то огромная группа наркозависимых детишек.
    -???..
    -Панадол, Володя, панадол! Вернее, панадеин. Очень действенное, обезболивающее средство, которое широчайше рекламировалось всеми средствами массовой информации и применялось родителями направо и налево при любых болевых синдромах у их детей, в результате чего у последних возникла потребность к этому препарату, состоящему из парацетамола и кодеина фосфата. Отдельные недобросовестные врачи, провизоры аптек, аптечных ларьков и развалов, зомбированные рекламой родители своими руками создали условия для уменьшения и даже прекращения выработки природных эндорфинов в детских организмах. Твои читатели могут мне верить, ибо последние шестнадцать лет я работаю в основном с детьми, страдающими хроническими болями самой различной этиологии.
     -А что же теперь нам, неразумным, делать? Куда бежать?
    -Ищите добросовестных врачей и советуйтесь с ними. Кстати, на подавляющем большинстве лекарств, продаваемых в аптеках без рецепта, тем не менее написано черным по белому: « Применять по назначению врача». Читать-то россияне, смею надеяться, еще не разучились?.. Прежде чем проглотить какую-то, даже якобы нейтральную таблетку, типа активированного угля, посоветуйтесь с врачом. Сколько можно об этом твердить…
     От автора. Уважаемые мои господа читатели, данный материал был опубликован в СМИ более 15 лет назад. Нынче уже нет на свете первооткрывателя в области лечения детского церебрального паралича и других, дотоле неизлечимых фасциальных болей, доктора медицинских наук, профессора, основателя Института клинической реабилитологии, хирурга-ортопеда Валерия Борисовича Ульзибата, но дело, которому он посвятил всю свою сознательную жизнь, продолжают его бывшие ученики.
    Многие наработки доктора Ульзибата  требуют осмысления и вдумчивого подхода к решению поставленных им перспективных задач, поэтому считаю нелишним озвучить еще раз  одну из проблем, на которые Валерий Борисович настоятельно рекомендовал обратить самое  пристанное внимание.   


Рецензии