Место дуэли Лермонтова

 

Место дуэли Лермонтова.
Очерк.
 Очерк не путевой, а как бы хотелось побывать в Пятигорске, но это в следующей жизни. Не буду описывать очень запутанную и сложную историю поиска точного места дуэли, даже всякие причины, объясняющие эту загадочность, мол, «стреляли из-за угла», а Мартынов просто пешка в игре. Желающие найдут всё по этому поводу написанное, истину установить трудно, ведь участники дуэли договорились между собой гнуть одну линию, мол, сложный, по мнению друзей, вздорный, по мнению врагов, характер Лермонтова явился причиной дуэли, а Мартынову пришлось защищать свою честь.
Дуэль произошла 15 июля 1841 года примерно после шести часов вечера. Грозовые тучи заставили поторопиться секундантов А.А.Столыпина, С.В. Трубецкого, М.П.Глебова и А.И.Васильчикова. Фамилии–то какие! Лермонтов держал пистолет дулом вверх, показывая, что, как уже бывало с ним, стрелять не будет или выстрелит в воздух. Условия дуэли были убийственные. Да ещё и на склоне горы… Мартынов тщательно прицелился, благо видел, что противник стрелять не будет. И выстрелил. Убил наповал. Это было предопределено. Обычно секунданты нанимали экипаж для перевозки раненного или убитого, договаривались с врачом. А тут ничего подобного не было. Приехали на лошадях. Тело  поэта осталось лежать на траве под дождём, гремел гром, бушевала  гроза, а секунданты поехали за подводой.
В 1881 году назначенная для поиска места гибели Лермонтова комиссия определила место дуэли. Ещё живы были свидетели, люди, перевозившие убитого. Сороковая годовщина дуэли была отмечена небольшим памятником – каменной пирамидой.
Талантливый, забытый, как водится, скульптор Шадкий Людвиг Карлович первым создал гипсовый бюст поэта на этом месте, а позже заменил его на новый. Накануне 1901 года, в дни шестидесятой годовщины гибели Лермонтова, это памятное место было отмечено полукруглой деревянной балюстрадой, украшенной лепниной, венками, которую мы можем увидеть на фотографиях, открытках, в этом поможет Интернет. В центре находился бюст Лермонтова работы Шадкого Л.К.
В 1915 году на месте дуэли установили обелиск, который и сейчас там находится. Об этом расскажу подробнее. Скульптор Микешин Б.М. получил заказ на изготовление памятного знака вместо разрушенного временем предыдущего, обозначающего место дуэли. В это время Микешину предоставили право изготовить памятник Лермонтову в Петербурге,  чем он стал широко известен. Хотя по результатам конкурса памятников к столетию любимого поэта победители – Дитрих Л.А. и Козлов В.В.! Можно с уверенностью сказать, что поступили несправедливо! Почему? В те далёкие годы в Петербурге был  музей, о котором сейчас мало кто знает. Музей Лермонтова! Перед ним и должен был появиться памятник. Музей открылся 18 декабря 1883 года при Николаевском кавалерийском училище по инициативе начальника училища генерал-майора А.А. Бильдерлинга. С детства увлекающийся литературой и рисованием, Бильдерлинг пошёл по стопам отца, стал военным, но не оставил своих увлечений. Решил увековечить имя великого выпускника родного училища и выступил инициатором создания музея Лермонтова. Был членом «Общества русских акварелистов», завсегдатаем выставок, дружил с известным скульптором Шрэдером. Кстати, вместе с ним проектировал памятник Пржевальскому у Адмиралтейства. Петербуржцы вспомнят верблюда, который прекрасно выполнен, но явно чужд этому месту. Мне посчастливилось в читальном зале Пушкинского дома рассмотреть некоторые рисунки Бильдерлинга, во время изучения темы «Памятник Лермонтову». Представляете? Бильдерлинг и сам нарисовал задуманный им памятник поэту! и он чем-то напоминает памятник Микешина! Жаль, в Пушкинском доме фотографировать нельзя. Ну, придется поверить на слово. Даже мне, которая много лет мечтает о музее Лермонтова в Петербурге, не сразу удаётся вспомнить все детали микешинского памятника, а Лермонтов в исполнении скульпторов Дитриха и Козлова просто великолепен и незабываем. Модель можно увидеть в Пушкинском доме, в Михайловском замке, а в Пятигорске он под одной фамилией. Там автор только Козлов. Возможно причина – это дар жены скульптора.
Разочарование скульпторов, чей памятник получил первое место на конкурсе, но к исполнению не принят, можно понять. Думаю, и Микешин не мог не видеть несомненные достоинства скульптуры Лермонтова двух авторов. Отношения осложнились после того, как Дитрих и Козлов дополнили обелиск работы Микешина на месте дуэли поэта своей необычной оградой. Тяжелые цепи соединяют огромные пули, а по углам сидят огромные зловещие птицы кондоры. Сам по себе обелиск вообще непонятен и неприметен, а вот забыть ограду невозможно. Не все могут понять, почему именно птицы, почему ограда столь мощная, но это было время иносказаний, 1914 год, первая Мировая война.
  Микешин был возмущён оградой, требовал убрать. Но любой понимает, что именно она подчеркивает смысл  сооружения. Поэт говорит о своих переживаниях, а скульптор через создаваемые образы передаёт мысли. Кондор или гриф – символ смерти. Питаются падалью, ждут на поле брани, когда смолкнут стоны. Сидят на скалах, нахохлившись, и ждут. И дождутся. Говорят, что можно заметить сходство с человеком в форменной накидке, сутулого, в фуражке в силуэте зловещей птицы, выполненной Дитрихом и Козловым. А может это напоминание о так называемых «друзьях» Лермонтова, которые виноваты в его гибели? Четыре секунданта, военные, договорившиеся давать одинаковые показания,  выгораживающие убийцу. А какой смысл в обелиске? Памятное место? И всё? Несмотря на протест Микешина, ограду оставили.
 Если попадёте в Пятигорск, побывайте на этом месте. Вспомните Лермонтова. А когда-нибудь снова откроется музей Лермонтова в городе музеев – Петербурге. Перед  ним поставят памятник! Тот самый! Занявший первое место в начале прошлого века. Лермонтов работы скульпторов Дитриха и Козлова.


Рецензии
Ну почему как талант - так безвременная кончина ?!!!

Элла Рахманова   08.11.2021 18:54     Заявить о нарушении
"Избранники Богов уходят Молодыми..."

Ольга-Гось Литвинова   09.11.2021 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.