Поджигатели

- Санек, хорош почивать, время уже десять, - Сергей взялся заправлять кровать. Сашка, укрывшись одеялом с головой, глухо пробормотал:
-  А чего делать-то? Работы все равно нет, хоть поваляться вдоволь. А вообще, уже жрать охота….
Одевшись, парни вышли из вагончика. Холодное октябрьское утро встретило не очень приветливо. Между гор, в которых стоял лагерь, дул пронизывающий западный ветер. Запахнув куртки, они бегом рванули в столовую. Здесь тепло, на ночь оставили включенным обогреватель. Серега открыл крышку казана, стоявшего на стационарной электрической плите:
- Позавтракать нам хватит, вчерашняя маралятина осталась, а днем что-нибудь сгондобим. 
Вечером он тушил мясо марала, в приправу всегда добавлял листья крапивы. Это блюдо выдумал сам, жирное мясо становилось мягким, не замерзало во рту. Крапивы ложил много, время от времени, подливал растительное масло и сыпал черный перец. Мужики часто просили, приготовить именно это блюдо, были от него в восторге. Бульдозерист Андреевич иногда спрашивал:
- Всю жизнь с бабой прожил, она никогда так вкусно не жарила мясо. Как ты, Серега, его готовишь, наверное, у тебя свой секрет? На что Сергей, однозначно отвечал:
- Секрет у меня один. Ты видел, Андреич, чтобы я хоть раз, от плиты отошел? Могу, конечно, отойти в сторонку, сигарету выкурить, и все…. Вот домой приедешь, специально погляди за женой, когда она что-нибудь готовит…. Ведь десять раз от плиты отойдет – то посуду моет, а то пол подметает. То у нее лук подгорит, то накипь снять, проворонит…. К готовке нужно относиться серьезно, с душой. Вовремя лук бросить, масла плеснуть…. Вот и весь мой секрет.
Разогрев мясо, Сергей выложил в чашку:
- Садись, Саня, что-то я тоже проголодался. Парни с аппетитом начали уничтожать остатки вчерашнего ужина, вскоре чашка оказалась пустой.
- Все, Шурик, вечером ты жрать варишь, твоя очередь, - закурив, произнес Сергей. – Смена наша приедет только через два дня, чем займемся? Может, на речку сходим, пескарей на жареху наловим? Чего молчишь, напарник? Сашка, привалившись к стенке, уже дремал, приоткрыв глаз, тихо промямлил:
- Что-то меня рубануло, может, поспим чуток?
- Ладно, иди, приляг, толкну тебя часика через два.
 Вышел на улицу, плотнее застегнул куртку и присел на скамейку. Всего год назад, Серега устроился в геологию, работал сварщиком на одном из участков. Здесь был прииск, но после его закрытия, осталась техника и несколько вагончиков для жилья. Все оставили до весны, сейчас они с Сашкой были вместо охранников. Пятнадцать дней на участке – столько же дома. Продукты завозили, работы не было, в общем, жили как на даче. До ближайшей деревни около пяти километров, иногда ходили в магазин или на переговорный пункт. В семистах метрах от прииска, находилась мараловодческая ферма, даже без оптики были видны стада благородных животных. Во время гона, слышались голоса самцов, ревели маралы и в ночное время. Рев разносился далеко, надоедал до такой степени, что хотелось заткнуть уши. Вот и сейчас, беспрестанно, громче других орал один из самцов.
- Да как же ты задолбал! Пойду в вагон, там хоть меньше слышно, - заматерившись, Серега поднялся и направился к дверям. Что Сашка любитель спать, он понял давно, на сытый желудок мог проспать до вечера.
- Чего ему молодому и здоровому не спать, в двадцать три года. Ни семьи, ни забот, - подумал Сергей. – Мне через два годика сорок стукнет, есть жена и дети. Он прилег на кровать, но сразу же услышал шум машины. На площадке стояла белая «Нива», за рулем сидел местный парень, Мишка Ожогин. Приоткрыв стекло, крикнул:
- Серега, звонили из геологии, смена ваша задержится дня на три. Я в Степное по делам поехал, может, привезти чего-нибудь? Сергей, стоя в дверях, ответил:
- Не надо, у нас все есть. - На домашний телефон Михаила всегда звонил начальник прииска. Так, через него, и держали связь с геологией. Мишка газанул, лихо развернулся на пятачке и исчез. Только сейчас Серега сообразил:
- Сигарет не хватит. Придется сходить в Топольное, магазин до семи работает, успеем.
Часа в два дня, где-то вдалеке раздался звук двигателя, натужно ревя, между гор тащился трактор с телегой. Один раз в сутки, возили молоко на местный сырзавод, тракторист часто заезжал в лагерь. Обычно набирали ведро, пили вдоволь, иногда варили кашу. Сегодня он привез десять литров браги, Санек договорился поменять на четыре пачки патронов.
Сашка вскочил сразу, едва услышал голос тракториста.
- Что, Колек, привез? Все, сейчас буханем…. – обрадовался он. – Побегу за кружками. Коля, с нами выпьешь?
- Нет, мужики, мне еще домой ехать. По пьянке врюхаешься куда-нибудь, дорога-то, сами знаете…. На каждом повороте кресты да венки стоят, - будто извиняясь, ответил Николай, - Ладно, я погнал….
Брага настоялась, после пары кружек разговор стал более оживленным. Сереге сегодня не сиделось на месте, однообразие надоело, хотелось повидать людей, поговорить.
- Санек, а не сгонять ли нам в Топольное, по деревне пошаримся? – Предложил он. – Сигарет купить надо.  Сашка согласился:
- Давай сходим, я в дорогу бражки прихвачу. Сейчас налью в канистру, да и пойдем.
На гравийке, петляющей между гор, ветер дул особенно сильно, погода менялась на глазах. Через полчаса пути, парни основательно замерзли, даже бражка не согревала.
- Серега, давай перекур сделаем…. Руки закоченели, надо костер развести, согреться, - предложил Сашка.
Выбрав подходящую низинку у дороги, разожгли небольшой костерок. Высохшая трава в половину человеческого роста, загорелась очень быстро. Низовой ветер подхватил огонь, в мгновение ока вся низина вспыхнула, словно порох.
- Саня! Снимай штормовку, тушить надо быстрее, - закричал Серега. Раздевшись, приятели взялись быстро сбивать пламя, топтать ногами.
- Шурик, туши сверху – вниз. Не давай огню подняться выше, - орал Сергей. Минут двадцать, шла борьба с огнем, наконец-таки, им удалось, сбить яростное наступление огня. Чумазые, словно черти, уселись на голую землю, в изнеможении навалились друг на друга.
- А канистра-то где? – Спросил Серега. Подумав секунду, Сашка ответил:
- Дык, я ее на дорогу бросил. Сейчас посмотрю…. Ветер внезапно стих, они продолжали сидеть, по очереди прикладываясь к канистре. Передохнув, отправились дальше…. Пройдя вперед с километр, сзади услышали шум и треск. Обернувшись, с ужасом увидели языки пламени, поднимающиеся к вершине горы. Клубы черного дыма уходили в небо, сквозь мрак поблескивал огонь, вспыхивая в разных местах. Верхушка горы была голой, но до половины густо росли кустарники и чахлые ели. Пожар охватил нижнюю часть, уничтожая всю растительность на своем пути. Протекающая у подножия речка остановила огонь, не дав идти дальше, но пламя пошло по берегу. Даже на таком расстоянии, слышался треск смоляных деревьев, с шумом вспыхивала хвоя, сгорая за несколько секунд. Парням по-настоящему стало страшно…. Они подожгли тайгу – за это грозит срок. Сергей схватил напарника за руку:
- Санек, убегать надо отсюда….. Рвем когти в деревню, иначе повяжут нас с тобой.
Кинулись бежать, не оглядываясь, будто за ними кто-то гнался. Страх за содеянное подгонял, откуда только взялись силы…. Довольно быстро оказались на краю деревни, но в магазин не пошли, решили отсидеться у знакомого мужика. Хозяин стоял у забора, смотрел в сторону пожарища. Увидев парней с грязными лицами, тотчас спросил:
- Не вы ли, мужики, тайгу подожгли? Я давно стою и наблюдаю, ни одна машина с вашей стороны не прошла…. Пешком тоже, никто не проходил….
Напарники остановились, вопрос Николая застал врасплох. Увидев реакцию пришедших, хозяин сбавил обороты:
- Да вы не переживайте, никому не скажу…. Особо расстраиваться незачем, скоро дождь пойдет, зальет все…. Присаживайтесь.
Напарники уселись на крыльцо, Серега протянул канистру:
- Выпей, Коля, с нами, на двоих много будет.
Прошло минут пять, приятели, поочередно прикладываясь к емкости, дружно задымили.
Вдруг, крупная капля дождя упала Сергею на руку, затем еще и еще…. Никогда прежде он так не радовался дождю:
- Санька! Дождь пошел! Слава Богу, он нам поможет….
Вскочив на ноги, Серега с Сашкой подставляли лица и руки под крупный дождь. Бегали со смехом, что-то кричали друг другу, радуясь, словно дети. Вымокнув до нитки, встали под навес, молча, уставились в сторону пожарища…. Издалека, был виден белый негустой дым, не видно всполохов пламени – дождь уничтожил следы пожара.
- Я с утра знал, что ливень начнется. Перед дождем ноги сильно ноют, не знаешь, куда их сунуть, - заговорил хозяин. – Повезло вам сегодня, да и трава сгорела. На следующий год, еще лучше вырастит, - закончил он.
Допив брагу, напарники пошлепали по лужам обратно в лагерь, забыв про сигареты. Очень хотелось, быстрее оказаться на месте поджога, осмотреть, все ли потухло.
- А ты, Санек, не верил, а Бог-то, оказывается, есть. Видел, наверное, как мы перепугались, вот и решил помочь дуракам, - сделал заключение Серега.
- А если бы огонь перекинулся через дорогу? Сгорел бы наш лагерь напрочь, тогда точно бы, влупили нам с тобой по десятке. Что молчишь, Шурик?


Рецензии