Апокал. Рёв 118
Иллюстрированный вариант книги "Критика чистого чувства" смотрите и читайте:
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru
- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен - "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru
* * *
ВО МНОГИХ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТАХ среди прочих содержится и базовое уведомление: «В чём застану, в том и сужу». В засаде, что ли, сидит, «ведущий организатор и вдохновитель» всех бед и побед человеческих?! Словно дорожный инспектор или Соловей-разбойник. Однако такое «конституционное право» у него всё же есть. Так что это не обсуждается.
Вопрос к пользователям: почему же он всегда застаёт вас непременно врасплох?! Всегда заигравшихся, растерянных и дезориентированных по жизни?!
ПОЧЕМУ НЕ МОЖЕТ состояться ни одна человеческая попытка выплыть хоть наполовину из страстей и пороков?!
Почему никто из всё-таки преуспевших в жизни-театре не может оставаться при этом начеку?!
Более того - чем более преуспевшим кто оказывается, охапками сорвавшим аплодисменты и всеобщих эквивалентов с зеленоватыми спинками - тем оглушённее и бесчувственней он становится, тем безнадёжнее подлежит застиганию именно врасплох и последующему суду небесной канцелярии, именно как ВЗЯТОГО С ПОЛИЧНЫМ.
Почему так?! Может быть, успех для того и даётся, чтобы человек в итоге расслабился и потерял бдительность, а потом рано или поздно подставился под карающую десницу вседержителя?!
Ведь даже теологи признают, что в действительности любое бытие есть несчастный случай! С «летательным» исходом.
ВЕЛИКАЯ за-театрализованность «цивилизованного» бытия с особой отчётливостью проявилась в большевистской России.
Она как бы сверх-талантливо пародировала Запад, своими инсценировками, ужимками и гримасами являя миру истинную суть того пути, по которому он идёт. И тем прежде неё заслуживает застигание врасплох и с поличным.
В три дня - трах-бах «и свален и лежит» новый клон великой саблезубой империи!
Красная Русь гениально утрировала западный способ бытия, оказавшись самым великим Сатирическим Театром Всех Времён и Народов. В каждый ново-перестроечный акт все «свободолюбивые» и культурные новшества Запада на подмостках Руси последовательно, при дичайшем экспромте получали совершенно неожиданную окраску, совершенно девальвировались, обес-смысливались. И в итоге проваливались.
ВСЁ БОЛЕЕ ИЗВРАЩАЮЩЕЕ оригинал травести и есть каждая последующая русская Перестройка под Запад. Усердно вылепливая себя под очередной забойный макет «всемирно-исторического успеха», становясь очередной уродливой Моделью Запада, его травести - своеобразным, знаковым переодеванием в нечто противоположное своему естеству -
Русь обращает самый смысл западной цивилизации в его подлинный, перво-основный, не менее зверозубый облик. И потом благополучно заигрывает насмерть. Пока у себя. На своём патефоне.
ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, участник встречного перестроечного столкновения с немецкими нацистами ВАСИЛИЙ ГРОССМАН считал, что тогда европейскую свободу русские люди в очередной раз убили и в очередной раз позабавились с нею, как дикари с «тончайшими секстантами и хронометрами».
Этот знаменитый русофоб, гораздо более одарённый предшественник и единомышленник Фридриха Горенштейна - уловил главное, и до- и пост-перестроечное, неизменное при всём вековом трагизме русского положения - грандиозную вычурность, противоестественность, НАРОЧИТУЮ СВЕРХ-ТЕАТРАЛЬНОСТЬ происходившего, утрирование лучших западных образцов, хотя и полагал это лишённым всякого разумного содержания и смысла:
«Мёртвая свобода стала главным актёром в гигантской инсценировке, в театральном представлении невиданного объёма. Государство без свободы создало макет парламента, выборов, профессиональных союзов, макет общества и общественной жизни. В государстве без свободы макеты правлений колхозов, правлений союзов писателей и художников, макеты президиумов райисполкомов и облисполкомов, макеты бюро и пленумов райкомов, обкомов и центральных комитетов национальных компартий обсуждали дела и выносили решения, которые были вынесены заранее совсем в другом месте. Даже Президиум Центрального Комитета партии был театром».
(Гроссман В.С. Всё течёт... : Поздняя проза. - М.: СЛОВО/SLOVO, 1994, с. 369).
НЕСВОБОДНАЯ русская земля также родила только по макету, нарочито предписанной модели, строго по инструкции, исключительно по сценарию. А Запад хохочет и ужасается очередному русскому представлению,
не подозревая, что смотрится в кривое зеркало и видит лишь самого себя, реального, без мишуры, действительного. И свою же клыкастую «свободу» без привычного макияжа.
«Закон всепроникающего театра» куда глубже и шире самого большевизма, признаёт В.С.Гроссман, но всё же ограничивает действие этого театра одной лишь русской исторической сценой. На Западе же - мол, всё не так, там всё гораздо лучше, да и чистенько там, как и положено в земном раю. ИСТИННО СВОБОДНО. Он спокойно из партера за всем наблюдает. Может быть, слегка усмехается. Ведь не он сейчас играет.
А для него проигрывают... На потешном русском патефоне.
«СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С БЫТИЕМ ТЕМНА» и постыдна. Это всегда так, потому что невозможно, самому «будучи сущим» - не вступать в тёмные отношения с существованием. Вот за что «на самом деле» нужно каяться! За это он и судим. За это его господь, улучив момент, и настигает внезапно, не давая опомниться. Сбросить улики и свидетелей.
Отец СЕРГИЙ БУЛГАКОВ говорил ещё, что суд над непосредственной жизнью человека - лишь предварительный. Главный - это Суд Страшный - грядет за связь со всем человечеством. Со всей бандой. За сделку с ней. В том числе, конечно, и за Перестройку. Всегда бандитскую по существу.
Всегда застигаемый именно врасплох, Человек пойдёт на Страшный Суд исключительно как «подельник в групповухе», за «всеобщее основание» предписанного ему типа социального поведения, за нравственный эксгибиционизм, за групповое изнасилование своей собственной природы, произведённое с особой жестокостью и надругательством,
без признаков какого-либо исправления в будущем. Да ещё и по предварительному сговору.
«Пользовался общим электричеством во время своей жизни?! Кайся! Не покаешься - ступай в ад!»
Петербургский владыка ИОАНН определяет конструкцию современной «технологической» цивилизации как такую, при «которой человек лишается последних остатков совести и душевного здравия, превращаясь в полуживотное-полумеханизм - безличный винтик в гигантской машине, имеющей единственную всепоглощающую цель: деньги, деньги, деньги...».
(Высокопреосвященнейший Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания... с. 345.)
Сама постыдность и капитулятивность такой связи, то есть, фактического искажения дозволенного осуществления - и есть СУЩЕСТВО ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА. Оно - в обязательности поддержания такого контакта с уже существующим, связи именно интимной, тёмной, греховной, заключённой в непременной продаже самого себя,
в смене себя на очередной эквивалент всеобщего основания, в сдаче своей сущности в обмен на существование.
Существующее существование - это всегда лишь братство пороков, симбиоз греховников, брак мерзостей, крепче которого нет ничего. Поэтому это всё и постыдно. Так считают святые отцы.
БЫТЬ САМ ПО СЕБЕ ты не можешь, а только в предельно продажной связи с уже существующим, с уже продавшимся и теперь покупающим, понуждающим и других к этому же.
Это и есть КОРРУПЦИЯ СОЗНАНИЯ, уязвимость его любым пороком, греховная суть допущенной в существование человеческой сущности, о которой вслед за Гегелем и Марксом говорил и Робин Коллингвуд.
Впрочем, об этом давно и так все знали. Любая сущность обязательно и всегда капитулирует перед пороком, ведь он - её пропуск в жизнь.
РАЗЛИЧАЯ СУЩЕЕ И БЫТИЕ, Мартин Хайдеггер также указывал не только на темноту этого различения и их связи между собой, но и на беспроглядную темь и постыдную (копулятивную) капитулятивность, продажность, проституированность уже сущего в бытии, всего уже состоявшегося, получившего-таки ярлык на существование.
(Именно о «проституированной природе человека» писал и К.Маркс.)
Буквально всё осуществившееся, то есть, всё Сущее - просто аргумент такой продажной связи. Оно необходимо лишь, чтобы эта связь была, чтоб эта функция работала, а не само по себе. (Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем... с. 151).
Ведь не «сама по себе» нужна эта «проституированная природа человеческая», а только лишь «сама собой».
ЖАН-ПОЛЬ САРТР полагал, что экзистенция, будучи первичной, предшествует «эссенции», сущности. Именно существование, исполнение - выявляет одну за другой сущности, захватывает, перелицовывает и выборочно закрепляет их в мире для несения службы связи с порождающими их пороками и уничтожает непокорные, уже несвязанные с ними.
(Отсюда непререкаемый диктат исполнительных властей во всех временах и народах!)
ПОЭТОМУ-ТО ЛЮБАЯ СУЩНОСТЬ всегда панельна, страдательна, вытаскиваема и заталкиваема обратно, как обыкновенная наложница. Лишь будучи продажной она получает хоть какой-то шанс.
Это утверждают слишком многие философы. Как сговорились. Что ещё больше отягощает ситуацию.
ХАЙДЕГГЕР - сущность всегда лишь допущена, временно посвящена, на некий временной отрезок лишь пассивно маячит в Просвете на Ничто.
ДЕКАРТ (в изложении М.Мамардашвили) - сущность неподвижно «стоит на стрёме» или серфингует «на волне ожидания интенсивного существования» - стоячей волне морфогенетического резонанса с ним.
Ждёт своего часа, своего мига. Чтобы только просунуться. И попасть таки к существованию на содержание. Авось пожалеет бедную девушку.
Разумеется, древние и это всё понимали. Даже имели вполне современное представление о действительном существовании сущности — как о всего лишь мимолётном интерференционном сгустке пространства-времени.
Одна лишь рябь на нескончаемых потоках мировых туманностей, разбегающихся с места преступления.
«Волны рек в минутном серебре, песок пустыни в тающей игре» (Омар Хайям).
ВЕРНЫЙ ПРИЯТЕЛЬ РЕЙХСКАНЦЛЕРА философ Мартин Хайдеггер говорил о разных родах бытия, из которых непосредственно человеческое бытие для него уж по меньшей мере не самое удачное существование.
Оно представляет собой вначале именно пассивное стояние сущности в некоем просвете - фактически в чистилище, в самоотречении, в самооговоре сущности -
и последующее затем следование в некоем непостижимо как и куда двигающемся и меняющемся зазоре. (Там же. с. 198).
Бытие состаивается лишь в таком своеобразном, скользящем грейфере, сквозь который на экран мира в нужный момент и в нужном месте проскакивает нужная картинка его. Потом она вновь замирает, как богомол. На миг экспонирования.
И быстро сходит на нет, в фон.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ в принципе зазорнее для человеческой сущности, темней или даже сомнительней?!
Однако только здесь, и только так - в самоотречении и самооговоре - она и найдёт себе оптимальный зазор, через который может быть и проскочит куда надо.
Ж.-П.Сартр так же делает эту контактную зазорность, самооговор и самоотречение, в общем, типично русский перестроечный набор - САМОЙ СУТЬЮ СУЩНОСТИ, потому что лишь они позволяют проскользнуть в бытие тому тёмному, что остаётся от сущности.
Именно - «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мтф, 6, 23).
МЕТАФИЗИКА - КЛАССИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ истины бытия и сущности - таким образом, есть просто очень-очень долгое рассматривание темноты темнот. Пока не подступят слёзы.
Чтобы о-сущноститься - нужно уже существовать, а чтобы существовать, нужно лишиться, продать сущность. Вот так. По-немецки ЦУГЦВАНГ. По-русски - «Не влезай! Убьёт! «А-а, была не была!.. Полезу!»» …Конечно, убило.
(У Мераба Мамардашвили об этом так: «...Действительно человеческим в нас является метафизическое, а не умное, в смысле наших рассудочных способностей. ...Мы люди в той мере, в какой продействовали и породили в нас что-то метафизическое матрицы или матричные состояния и структуры». «Матрица - это нахождение себя». «...Человек не рождается природой, ...он рождается ...постоянно и непрерывно в матрице тавтологий существования». )
(Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа "Прогресс"; "Культура", 1993, сс. 347, 348).
БЫТИЕ НЕ ВСЕГДА равняется существованию, хотя и сводится к нему постоянно. Бытие как существование уже существующего, уже сущ-ного - всё-таки вторично, производно.
Это вторая часть (или доля) бытия, вторая, уже действующая его ступень-носитель. Но она лишь надводная часть айсберга. Такое бытие-существование-сущего - всего лишь п р о я в и т е л ь н о.
Оно лишь обнаруживает состоявшийся результат. А вот ступень первая, связанная как раз с самооговором и самоотречением сущности, с её «очищением», как раз и выдавшая ей путёвку в существование, она-то, разумеется, аксиологически центральна в бытии. Потому что как раз с неё-то всё и начинается.
КАРЛ ЯСПЕРС считал, что подлинная сущность человека и его существование взаимоисключающи. Побеждая, одна уничтожает другую. Хотя с виду - ну просто закадычные друзья!
«Напряжение между универсальным аппаратом существования и действительным миром человека не может быть снято. Одно воздействует только через другое; если бы одна сторона окончательно победила, она сразу была бы и сама уничтожена».
(Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991, с. 324).
ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ - существование человеческой сущности?! «Хищнический брак» сущности и существования?! Или «пресвятая двоица» эволюции - «паразит - хозяин»?! Наша душа просто вынуждена терпеть свою звериную жизнь ради хоть какого-то существования?!
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ подмятая паразитическим или хищным существованием все-употребительная жена-сущность всё-таки оставляет после фазы самоотречения - ещё Нечто, совсем неподвластное ни существованию, ни Ничто.
Это она всегда вынуждена проделывать, перед тем как улечься на монтажный стол матрицы и покорно (от «свежего ещё семени шестого сына Иакова», «красного дракона» и прочих уродов) отродить ещё один выводок уже «чавкающих тавтологий».
«Как было – так и будет».
ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ в остающейся способности непредсказуемого, произвольного самоотречения и самонавета.
Потом, в процессе наконец сбывшегося существования, такого уже не требуется.
Очевидно, что вот такая, высшая форма трансценденции — оказывается совсем-таки «перестроечной национальности».
Это настоящая трансцендентность - то есть, такая вещь, ради одной которой перво-сущность жертвует всем, лишь бы тайно пронести её в себе сквозь чистилище Просвета, через матрицу, через грейфер - сквозь толпы наседающих бесчисленных сыновей Иакова и драконьих стай предписанных норм и правил. Но всё-таки выдать в свет свою слабую-слабую искорку.
От врасплох застигнутых звёздных туманностей.
Ради подлинной трансценденции — которая «конешно» само собой понятна, но никогда сама по себе - сущность и сдаёт всё с себя и почти всё в себе. Лишь бы затем, улучив момент, даже такой ценой, но всё-таки выпустить маленького ежика настоящей трансцендентальности из бесконечного тумана Ничто -
в вечный циклотрон возобновления подлинной, первичной сущности человека.
БЫТИЕ ВСЕГДА КАЖЕТСЯ АКТОМ величайшего самопожертвования сущности, её покаянного самооговора, эссенциального самоподстава,
броска на очередную амбразуру, лишь бы отвести опасность от последнего своего птенца в опустевшем гнезде. Только так, через отчаянную жертву сущности, через попытку спасти последнее в себе - и возникает новое бытие.
Вот на какой границе может быть всё и сходится - и появляется смысл смертельной игры (на вылет и влёт) в русскую рулетку существования.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СОСТОЯВШЕЕСЯ БЫТИЕ, как уже сделанное существование, потому и есть, по Платону, любимейшая игрушка богов, что им они иногда высекают себе Нечто иное на пропитание («пищу богов») - запускают на своём патефоне в режим экспромта очередное матрицирование бытия.
Глядь-поглядь и прорвётся кто-нибудь особенный на край тарелки, схохмит, удачно сыграет в иное Сотворение мира, в «новый порядок» бытия, сделает экстраординарную ставку в тотализаторе - выпадет тогда и божьим детишкам на белый хлебушек и молочишко...
ПРОРЫВНАЯ, ОСОБЕННАЯ ФИГУРА гениального пересмешника, нового диктатора всегда найдётся:
того, кто вслед за собой поведёт весь мир, кто шутя запиликает, заиграет мозжечки всему человечеству, а потом под аплодисменты и охапки новых «всеобщих эквивалентов» сдаст всех на корню, костьми заложит ещё живыми, тёпленькими и рукоплескающими - в основание новой призрачной пирамиды,
того, кто главной фигурой высшего, артистического пилотажа, настоящей мёртвой петлёй, на полном импровизе задаст, выпишет все до мельчайшего - пределы и сценарии всему вновь сущему.
Да ещё и заставит всё это делать и делать! До полного истощения! Как можно дольше!
Будет стоять над душой, пока счётчик не рухнет в ноль! Разумеется, внезапно.
Свидетельство о публикации №220071400406