Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 32

Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)

МИССИЯ АДАМА

Таким образом, иезуитский орден помогал осваивать земли, поощряя прагматические интересы и разрушая сложившийся веками уклад. Это как партия, продвигавшая своих сторонников. Стефан Баторий – как таран, которому вложили в руки булаву. Нанятый король с помощью силы, организованной на Западе, "навел «порядок", обязав разнородную «паству» подчиняться единым правилам. Завоевав доверие крутыми мерами, он возвысил центральную власть и флорентийскую церковную модель. Упор делался на свет Божий, исходивший из Ватикана. В качестве ведущей веры был принят католицизм, а его проводниками - проповедники. Им не приходилось начинать с нуля, корчемная плебания мало чем отличалась от прибыльного частновладельческого предприятия. И не требовалось создавать пункты обитания в нераспаханных, заброшенных местах – на пустошах. Король росчерком пера наделял иезуитов освоенными монашескими владениями, забирая их у других. Так Иванск из православного сделался католическим.

В качестве ремарки надо сказать, что иезуитский орден продержался на протяжении всего существования Речи Посполитой, и закатился только в конце XVIII века, в связи с упадком союзного государства. А потом пережил всплеск, когда Речь поделили между собой Пруссия и Российское государство. Императрица Екатерина II приютила в Полоцке отвергнутый орден, приняв решение построить европейский канал. Иезуиты помогли духовно – план требовал колоссальных затрат, и ее поддержали, не отвергли, ибо канал, как современная скоростная автотрасса, вторгался в земельные угодья аборигенов и вносил индустриальный переполох – местные землепользователи были, образно говоря, в шоке. Если рассматривать решение с позиций Арендт, то и здесь находим параллели. Екатерина ввела пояс оседлости для евреев, они не имели права шагнуть за пределы бывшего великокняжеского удела, черта пролегла по Западной Двине. Сегодня модно говорить, что она это сделала, чтобы предотвратить еврейское «наступление» на восток. Однако надо исходить из императорских прагматических интересов. Торговый потенциал диаспоры был настолько велик, что обойтись без участия евреев в создании масштабного речного судоходства было невозможно. Да и не было никаких препятствий у богатых евреев – имея деньги, они свободно перемещались по империи.

Призрак широкого применения речных «дорог» и получения навара витал в воздухе издавна – капитализм ускорил процесс. Речь Посполитая, используя иезуитский потенциал, была близка к тому, чтобы уже в XVII веке исполнить то, чем озаботилась позже Екатерина Великая. Казановка на улльском берегу – как неотъемлемая часть «вида на жительство», как обязательный штрих освоения богатств: осесть на перспективном участке трассы.

Сигизмунд III — король польский и великий князь литовский, взошедший на престол после Стефана Батория, был сыном шведского короля и даже управлял одно время северной страной, совмещая должности. Его второе имя Ваза. Он придерживался взглядов своей матери – католички Екатерины Ягеллонки, однако неоспоримо, что часть крови его была шведской. А это значит, что где-то, в глубинах его души, таились воззрения предков - варяжские постулаты.

Естественно, Вазу не могли не волновать свершения легендарных первопроходцев, и он не мог не интересоваться проложенными маршрутами. И не мог не привлекать его внимание самый сложный участок перехода - междуреченский: по землям Белого края – находившийся теперь в его подчинении. Как неизбежная развязка, закономерный исход - появление на улльских берегах Адама Казановского, друга и верноподданного слуги короля.


(Продолжение следует).


На снимке из интернета: памятник на полях улльской "чаши" - вблизи Коптевич, овеянных историческим сражением с наполеоновским нашествием вслед за сооружением торгово-транспортной водной трассы через междуречье.

14.07/20


Рецензии