Нити

«В ОГОРОДЕ БУЗИНА...»


Все началось с парности событий. Когда Лаврушин учился в 8-м классе, он заметил, что события идут рядами. Например: стоило ему подумать, что хорошо бы перечитать «Приключения Электроника», как через пару дней – с понедельника по ТВ начали показ одноимённого фильма по мотивам произведений  Велтистова.

После прочтения первого тома «Великого Моурави», Сергей вместе со своей матерью пошёл в кино. Перед началом основного сеанса показали дополнительный, в котором речь шла об истории грузино-российских отношений и о герое Грузии Георгии Саакадзе [10].

Если бы все ограничилось только этими случаями, можно было говорить о совпадениях, но происходили такие «совпадения» регулярно и была в этом странная, ещё не-понятная закономерность.

«В огороде бузина, а в Киеве дядька». Стоило Лаврушину подумать о чём-то, прочесть книгу, услышать по радио некую новость, как через небольшой промежуток времени то же самое проявлялось иначе, в других формах. Чаще всего это была опять же информация, из книг события перепрыгивали в фильмы, новости по радио группировались с газетами и так далее – во всевозможных сочетаниях.

И, что интересно, если Сергей, заметив парность, переставал думать об этом, то все прекращалось. Иной результат был, когда он начинал отслеживать цепочку событий. В этом случае пары событий становились триадами и тетрадами,  иногда они нарастали лавинообразно, объединяя под неким общим знаменателем все большее число предметов, но это еще не были обстоятельства жизни самого Сергея Лаврушина. Поэтому он просто удивлялся и, будучи не в силах объяснить происходящее, постепенно успокаивался и за-бывал.

Так продолжалось довольно долго, настолько, что необычность происходящего стала для Сергея просто еще одной деталью его мира… Живя обычной жизнью обычного человека Лаврушин, как и все, искал счастья, пытался что-то изменить в этом мире, учился, работал.

Неизвестное прочно вошло в его жизнь, когда он испытал потрясение. После разрыва с женой, требовавшей от Сергея предательства по отношению к близкому для него человеку, душа его естественным образом устремилась на поиски сути всего происходящего. Сначала это походило на попытку самооправдания, к тому же, как известно - «при-рода боится пустоты». Спустя некоторое время Лаврушин понял – случилось то, к чему он шёл всю жизнь!

Так бывает с большинством из нас – защитная реакция человеческой души выводит её за пределы узких границ земли. Чтобы вернуться, обретя силы [11], вернуться не для повторения пройденного, но для продолжения Пути. Когда же открываешь в себе нити, идущие из глубины Времен – в другую глубь! – ты видишь каждый день, как совершенно необходимое звено цепи событий. Радуешься приходящему и с благодарностью провожаешь минувшее…

-------------------------------------------------------
[10] - Антокольская, «Великий Моурави». В других изданиях – «Диди Моурави». Речь идет о событиях в Грузии в пору, примерно соответствующую временам царствования Бориса Годунова, до и после этих времён. Центральной фигурой романа является Георгий Саакадзе.

[11] - «Когда явлены условия счастливой земной жизни, не войдет дух в храм предначертанный», Н.К.Рерих, Зов, 4.11.1921.
-------------------------------------------------------

***

НИТИ ИЗ ДЕТСТВА

Где-то классе в девятом Сергей впервые ощутил зов природы. Дело было даже и не в естественном созревании организма, не только в нём – происходившие тогда изменения глубоко затронули не только физическую природу его, но, впервые ощутив в себе древнюю, просыпающуюся к активной жизни силу, он почувствовал поток силы еще более могучей и вездесущей. Эта сила шла отовсюду – деревья, камни, земля, воздух, казалось, были напитаны ею. Она проникала везде: то первым лучом солнца, то неожиданной трелью птицы, ароматами трав и цветов, тополиной желтой пыльцой в лужах.

Тогда же Сергей полюбил грозы. Дотоле их боявшийся, он с радостным волнением наблюдал сверкание молний и раскаты грома. Впервые осознав красоту окружающего мира, Сергей не понимал, как это люди не замечают и этого леса, и цветов, и радости, трепещущей в пении жаворонка. Его мать, стройная синеглазая женщина, с ранних лет водившая его по лесам, его бабушка, души не чаявшая во внуке – они, отдав маленькому Серёже всё самое лучшее, вырастили его тонкой и впечатлительной натурой. И насколько прекрасен был мир природы, настолько грубым оказался мир людей.

В одиннадцать лет став городским жителем, Сергей в полной мере ощутил шершавость бетонных стен. Простота и суровость этого нового мира были восприняты им, как жестокость и враждебность по отношению к тем дням уходящего детства, в которых были пшеничные поля, лес, песни мамы. Их старый деревенский дом был совсем не похож на серые безликие коробки, стоящие среди глины и остатков строительного мусора.

Хорошо ещё - в этом городе на центральных улицах было много зелени. Школа также была окружена кустарниками, яблонями и тополями, весной всё это цвело, шелестело и благоухало так, что даже самый отпетый второгодник и забияка Вася Сучков нет-нет,  да и повернёт голову посреди урока, с тоской неимоверной глядя в распахнутое окно.

Будучи физически не самым слабым, Сергей нередко становился  объектом насмешек со стороны сверстников из-за того, что практически не умел драться. Ну не кому было его учить – в Малинино, на улице, где он жил, были одни девчонки. К тому же до одиннадцати лет мальчик рос без отца. Когда в его жизни появился симпатичный, немного похожий на пирата бородач, Сергей впервые узнал, что такое настоящий дремучий лес, ночи у костра и рыбалка.

Казалось, этот мальчик с вьющимися (как у деда) волосами так и останется замкнутым, не умеющим постоять за себя молчуном. Но, как ни странно, этого не случилось – нашлись у Сергея друзья, с которыми ходил он по лесам, жег костры, играл в футбол. Что в нём привлекало ребят? - Наверное безобидность. Кроме того, на фоне Сергея эти ребята чувствовали себя увереннее - потому, что чему-то могли научить его (ах, как это приятно!) и потому, что он не претендовал на роль лидера [12].

Со временем мальчик Серёжа окреп и научился-таки работать кулаками. После ожесточенной драки с «пацаном» из соседней пятиэтажки он вернулся домой со ссадинами на лице, но уже не побежденным. Исполнив этот своеобразный ритуал, он мог теперь спокойно ходить мимо соседнего дома, ибо перестал быть слабейшим. Его не то чтобы стали уважать, но более не трогали. Учился он не на «отлично», но задачи решал быстрее, чем это удавалось сверстникам, читал много и, казалось, знал всё обо всём, так что классу к девятому за ним закрепилась кличка «Голова».

И всё-таки, несмотря на успешную адаптацию среди подрастающих, Сергей оставался чуть-чуть отстраненным от окружающей действительности,  как говорят – не от мира сего. Много лет спустя он пытался определить, что же повлияло на него тогда, сделав таким, каким он стал.

- Книги? – Да, книги, конечно, значили в его жизни много. Особенно ему запомнилась одна из них, которую подарила ему мама. В ней говорилось о планетах и звёздах, о первых астрономах и кострах инквизиции, о красных гигантах и белых карликах [13].

А были ещё повести и рассказы Ивана Ефремова, произведения Стругацких, Айзека Азимова, Роберта Шекли. Не только фантастический антураж, но люди, оказывавшиеся в самых различных обстоятельствах, проявлявшие качества не свойственные большинству из нас, находившие выход из безнадежных ситуаций – вот что привлекало Сергея. Те же герои, но в другом окружении вставали перед его внутренним взором со страниц книг о войне. Была ли то война Великая  Отечественная, англо-бурская или ещё какая – не важно, речь шла о том же, мир, в котором жили герои книг и древних легенд был совсем иным.
 
В мире реальном царила страшная скука. И не то, чтобы Сергея так уж «достало» однообразие повседневности, нет – в детстве всё не так. До какого-то возраста ребёнок совершенно серьёзно считает, что мир его сказок и снов, мир волшебный и тот, в котором живёт он – одно. Фантазии малышей имеют под собой основу не менее реальную, чем наша действительность с её автомобилями, суетой и срочными делами.

Но уже в старших группах детского сада (а то и раньше) детей учат, что есть «правда», а что – так, не в самом деле, оставляя место разве что для «официально признанных» Снегурочки и Деда Мороза.  В реальности же были неказистые пятиэтажки, речка «Вонючка», школа и совершенно непонятный мир взрослых с их работой от звонка до звонка, с пьяными криками за стеной и ожесточенностью очередей в магазинах [14].

Конечно, в формировании человека большую роль играет воспитание. Фраза эта столь же правдива, насколько и скучна. Скорей всего на ребёнка оказывает влияние окружение его, особенно в первые годы жизни, а то, что мы привыкли называть воспитанием  - лишь формализует, придавая некую законченность очертаниям пришедшего на Землю существа. Книги, фильмы, общение конечно влияют на развитие личности, но остаётся ещё что-то, некий неучтенный или не поддающийся учёту фактор.

Ведь почему-то попадали к нему именно эти книги, встречались люди – именно те, которые нужны были ему в данных конкретных обстоятельствах! Мир вёл себя не просто, как совокупность предметов и событий, но как живое существо, заботливо и бережно ведущее каждую частичку свою загадочным и реальным путём…

Тогда же ( в детстве своём ) он обрёл странную уверенность в сокрытых внутри человека силах, в бессмертии чего-то, присутствующего в нём. Это «что-то» было мощнее гроз, бурь и зимнего холода, оно жило где-то внутри, придавая ему крепость перед лицом возможных обстоятельств жизни.

Сергей запомнил один момент, когда в нём проявилось это качество. Было это во сне. Убегая от преследования чего-то жуткого и черного, которое вот-вот должно было появиться перед ним, безуспешно махая руками и пытаясь взлететь, Сергей внезапно остановился. Мысль, пришедшая ему в голову, звучала примерно так: «А что это я бегу? Сколько можно!»
Ярость, отчетливое ощущение мощи, готовность буквально испепелить преследователя, идущие от него (Сергея) потоки силы …и всё. Былые страхи перед непонятными и враждебными существами, так долго его мучившие, теперь потускнели. Он, конечно всё еще куда-то убегал или улетал во снах своих, но это было скорее потому, что так принято, таковы были правила. Но страх, липкий, обездвиживающий, лишающий всякой способности к сопротивлению - он ушёл и … Впрочем, к этому мы еще вернёмся.

Его считали слишком серьёзным для своих лет. Однако серьёзность эта была ка-кой-то однобокой. Начав какую-нибудь работу, Лаврушин не всегда доводил ее до логического конца, точнее результат его деятельности редко бывал совершенным. Когда он, будучи уже студентом, сдавал лабораторную работу, Александр Игнатьевич (преподаватель курса общей физики) бросил ему упрёк: «Вы, такой серьёзный молодой человек, а так безобразно оформили результаты…  Давайте-ка пересчитайте ещё раз погрешности и графики, прошу вас…».

С благодарностью вспоминая эти уроки (на преподавателей ему вообще везло), Сергей как-то задумался, отчего всё так трудно давалось ему в годы учёбы в университете?  Первые два года он просто терпел,  сдавал зачет за зачетом, экзамен за экзаменом просто для того, чтобы сдать, не вылететь из вуза. Абстрактность преподаваемых дисциплин никак не соединялась в его уме с реальной жизнью, с явлениями окружающего мира.

Это была совсем не та физика, о которой он читал в книгах. Ученые не делали блестящих открытий, могущих осчастливить человечество. Напротив, они долго и нудно возились с какими-то примитивными устройствами, совсем не похожими на могучие ускорители частиц и реакторы, кои во множестве красовались на страницах ранее прочитанных книг.

Ребята, вместе с которыми Лаврушин грыз гранит науки, учились легко. Иное дело Сергей,  долгое время не понимавший, отчего его занесло именно сюда. Он хотел быть сопричастным чуду открытий, а вместо этого пришлось кропотливо работать, преодолевая - что греха таить! – лень и скуку. Плюс еще эта «история партии» с её совершенно диким конспектированием сочинений Ленина и резолюций съездов! Только на третьем курсе, когда произошла специализация (т.е. разделение студентов по кафедрам), у него появился интерес к учебе. В конце тоннеля забрезжил свет.

Руководителем двух курсовых, а потом и дипломного проектов у Сергея был Фёдор Константинович Волошин – молодой аспирант с кафедры общей физики. Этот терпеливый очкарик набрал на третьем курсе целый выводок студентов, которые сдав курсовые, благополучно шагнули в следующий учебный год. С «дядей Фёдором» (как его звали студенты) остался один Сергей, которому понравилось возиться с лазерным интерферометром и, самое главное, он впервые получил возможность что-то делать самостоятельно.

Благодаря своему руководителю Сергей попал  как-то на семинар, который вёл профессор - один из основоположников отечественной школы конвективной гидродинамики. В тишине аудитории, такой привычной и близкой, постукивал по доске мел и речь шла о явлениях в общем-то знакомых большинству присутствующих.
Лаврушин и еще с десяток студентов сидели тихо, как мыши,  наблюдая происходящее со смешанным чувством трепета и радости от того, что понимали и суть разговора, такого непринужденного, и остроумие докладчика, парировавшего выпад оппонента изящным математическим приемом. Формулы, покрывшие огромную (с двумя створками) доску были подобны арабской вязи,  явления, описываемые докладчиком, тонко и нетривиально приоткрывали новую сторону привычных вещей так, что в конце действа общее восхищение выплесну-лось таки наружу громом аплодисментов!

Волошин занимался исследованиями конвекции [15] жидкостей в тепловых полях по заданию каких-то таинственных «закрытых организаций». Первое время объектом исследований были растворы различных солей, расслаивающиеся под действием гравитации и тепла. Для того, чтобы узнать при каких условиях происходит это самое расслоение, нужно было поставить десятки, если не сотни опытов. А для опытов, естественно, необходимо иметь оборудование. Что делать! - пришлось изрядно поработать в мастерской.

Лаврушин до этого и паяльник-то в руках не держал – не было в том необходимости, а уж слесарить или фрезеровать что-то – это для него было просто фантастикой. В школе на уроках труда он никогда не был не то что в первых рядах, а вообще… Все, что выходило из его рук было настолько коряво, что Иван Степанович (учитель "труда") вначале просто плевался, а потом просто махнул рукой.

Здесь же Сергею посчастливилось стать участником подготовки настоящего космического эксперимента, целью которого было определение условий возникновения конвекции жидкостей в условиях, близких к невесомости.  Требования к чистоте эксперимента и к чувствительности аппаратуры были весьма серьёзны, а потому пришлось забыть о лени и боязни попасть молотком по пальцам, и работать, работать…

И вот, представьте себе, установка сделанная из материалов, что называется «со свалки», на полукустарном оборудовании, позволяла наблюдать такие эффекты, какие теоретическая физика тех лет просчитывать ещё не умела [16].  А как все это выглядело! – Чёткие, как на картинке, линии интерферограмм, малиновый свет лазера, запахи ацетона и проявителя!
К тому же процессы, им изучаемые имели прямое отношение к формированию облика нашей планеты [17] , вся эта хитрая мешанина из градиентов, лапласианов и прочих премудростей действительно работала и отражала скрытую до сих пор суть явлений.
Правда, очень уж упрощенно и к тому же в узких рамках граничных и начальных условий… Стоило чуть выйти за эти рамки, как для исследования явлений оставался лишь узкий путь эксперимента.

Тогда же он вывел для себя формулу жизни, точнее её смысла. Звучало это при-мерно так: «Смысл жизни в ней самой. Во всем нужно достигнуть полноты».

Но сие прекрасное (хотя и не оригинальное)  изречение долгое время оставалось всего лишь строчкой в его дневнике, ибо как нужно жить он не знал. Сергей мог пока только мечтать о каком-то необыкновенном счастье, что ждёт его впереди. Критичность по отношению к себе невероятным образом сочеталась в нём с ощущением собственной правоты и невостребованности. Незаметно для себя молодой человек впал в опаснейшую из иллюзий…

-------------------------------------------------------
[12] - Это, конечно, не все причины. Всегда в компаниях подростков можно найти одного-двух мечтательных молчунов. Так устроено человечество – любое общество стремится к полноте. Людей влечет друг к другу и они не понимают отчего…

[13] - Александр Волков, «Земля и небо».

[14] - Детство Лаврушина пришлось на эпоху всеобщего дефицита. В 70-80-е годы XX века в СССР  многие продукты питания, обувь, одежду, книги чаще всего невозможно было просто купить –  их распределяли или выдавали талоны на право их приобретения. Когда что-то всё-таки попадало в свободную продажу, в магазинах и около них выстраивались огромные очереди.

[16] - Аналитически просчитать явления, происходящие хотя бы в стакане с водой, в который опущен кипятильник очень трудно. В общем виде уравнения гидродинамики чаще всего вообще не решаемы. Остается путь численного моделирования, для которого необходимы компьютеры и опять-таки математическая модель с её извечными допусками и узким диапазоном условий применимости.

[17] - Имеется в виду погода, в формировании которой играют роль конвективные процессы в атмосфере. Да и сама кора планеты когда-то появилась при их участии.
-------------------------------------------------------

***


"ПРАВИЛЬНАЯ ЖИЗНЬ"

Так сложилось, что с самых ранних лет Сергей пытался жить правильно. Еще с детсадовского возраста, когда многих из нас учат держать ложку в правой руке, не грубить старшим и мыть руки перед едой, он усвоил одно правило – в мире существуют правила, которые необходимо выполнять. И не только для того, чтобы быть на хорошем счету – нет, он видел, что есть воспитатели «добрые» и «злые», что Женька Дубровник - хулиган, а Оля  Белкина – умная и красивая девочка, что цыгане воруют, а милиционеры их ловят. Весь мир делился на своё и чужое, далекое и близкое, свет и тьму.
 
Для того, чтобы всё было хорошо, нужно обладать качествами хороших. Добро побеждает зло потому, что его вершат хорошие люди, Иван-царевич сильнее Кощея, а «красные» лучше «белых». И доброго человека обязательно ждёт заслуженный успех…

Сами по себе качества людей хороших – хороши. Обладать ими неплохо, но как часто для нас примером для подражания служат наши родители или какие-то другие люди. Люди эти – несовершенны и, подражая им, мы, как правило берем на вооружение и достоинства и недостатки. Но и это не самое главное.

Главное в том, что делая всё, «как учили» многие из нас отвыкают действовать самостоятельно и не знают, что можно просто быть самим собой. Конечно, старшие товарищи всегда были и будут для нас примером, но ведь они живут свою жизнь, а каждому из нас нужно прожить свою. И этому научить не может, пожалуй, никто. За исключением Учителя … [18]

Правда, перемешанная с вымыслом подобна мути, поднявшейся со дна водоёма. Если отсутствует течение, чистая и прозрачная вода постепенно затягивается зеленью и, в конце концов, загнивает. Именно поэтому Жизнь время от времени рушит плотину устоявшихся обстоятельств, давая нам шанс стать не лужей, но родником. Качества, конечно, необходимы, но достаточным условием счастья все-таки является действие [19]. Порой даже вопреки всему.

Его первая любовь пришлась на четвертый курс и началась очень просто – с дождя. День стоял пасмурный, где-то в туманной перспективе маячил обед в кругу таких же, как он бедолаг, застрявших посреди бескрайнего свёкольного поля. Медленно продвигаясь в позе «голова вниз – корма вверх», студенты не заметили, как над их головами появилась Туча. Ливень хлестнул по согнутым спинам ребят, кто-то охнул, тоненько, как мышка пискнула Лена Бабушкина и весь народ бросился кто куда – спасаться.

«Однако, куды бечь-то?. До леса пол-километра – не меньше, стогов с сеном нам никто не поставил. Пропадем мы тут…» - примерно такая мысль пришла в головы одно-временно всем. Несколько человек, втянув головы в плечи, обреченно побрели в конец поля.

Но растерялись не все. Олег Черноусов, парень из 4-й группы, порывшись в рюкзаке, достал плащ-палатку. Глядя на него, Сергей тоже потянулся к своему «сидору», где лежала толстая черная клеенка. Захватив руками края палатки и лаврушинской клеенки они вдвоём с Олегом образовали куполообразное укрытие, в котором без труда могло поместиться человек шесть-семь.

- Народ, кто выжить хочет, ком хир [20] ! – предложил Олег.

Несколько девчонок радостно юркнули под импровизированную крышу. Кое-кто последовал примеру Черноусова, соорудив укрытия для себя и товарищей. Вскоре от дождя спрятались все. Или по-чти все…

Когда все бросились в неожиданно выросший «домик», Настя как-то растерялась. Она в жизни никогда не лезла вне очереди, не толкалась у входа в троллейбус и теперь стояла, с удивлением наблюдая возникшую суету. Раз! Два! – двери «домика» захлопнулись, а она так и осталась под дождём…

Глядя на мокнущую фигуру в черной куртке, Сергей испытал странное чувство. Ему захотелось укрыть от дождя и всех ветров это странное существо. Передав кому-то край «палатки», он выпростал из-под купола руку.

- Настя, иди сюда! Тут места полно.

Словно только что ощутив сырость, девушка поежилась и шагнула к укрытию. Приподняв край клеенки Сергей впустил Настю и тут же восстановил герметичность купола.
- Спасибо! - карие глаза девушки на мгновение блеснули из-под пушистых, с капельками влаги ресниц.

Их отношения и отношениями-то назвать было нельзя. Полторы недели на свекольном поле - тогда они волей-неволей оказывались рядом, да еще месяца два происходили встречи, когда вечерами половина физиков с третьего этажа общаги собиралась в триста двадцать первой, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм. Телевизор, взятый напрокат был старенький, черно-белый, но народ был рад и этому. Сергей время от времени бросал взгляды на предмет своего обожания, но подойти и заговорить не решался.

- Как это сделать, ведь все сразу поймут и она поймет! Нет – нет, не сегодня…

Он думал, что может быть, она вспомнит то мгновение на поле или увидит в нем что-то… Перед его глазами было множество примеров гораздо более простых взаимоотношений среди сокурсников и не только. Люди как-то знакомились, ходили в кино, вместе готовились к занятиям и даже создавали семьи… Вырвавшись из родительского гнезда мальчики и девочки временами очень даже бурно вступали во взрослую жизнь, но такое Сергею не нравилось, он мечтал о другом.

Рисовал картины, как они вместе ходят по лесу, сидят у костра, делают что-то со-всем обыкновенное, но вместе. Мучился и ничего не предпринимал…
Чем ярче были картины, тем сильнее была тоска. Стена, странная, непонятная стена стояла перед молодым человеком, впервые узнавшим Силу Любви.
 
Однажды Сергей договорился о встрече. Они просидели в комнате Насти до часу ночи, говорили обо всем и сразу. Как сверкали тогда её глаза, сколько всего, невидимого, носилось в воздухе! Много лет спустя, Лаврушин думал, а что если бы он сказал тогда о своих чувствах, просто сказал – и всё ! Но момент был упущен...

Примерно через месяц он предпринял-таки попытку объясниться, написал письмо и положил в почтовый ящик. Будто нельзя было просто придти!
Написанное каким-то корявым языком, письмо было полно недомолвок, опасений за свое достоинство и, естественно, не могло вызвать ничего, кроме сочувствия к бедолаге. Последовавшее затем объяснение не принесло ничего, кроме чувства стыда за свою беспомощность, боли от отсутствия понимания и неразделенности чувств.
А болел Лаврушин год.

Однако, как и всегда в таких случаях, был и положительный результат – неожиданно для себя Лаврушин стал напевать мелодии, которых он никогда ранее не слышал, да еще и стихи пошли. Не бог весть какие, но все же… Правду говорят – нет худа без добра!

*

Минуло несколько лет, прежде чем Сергею стало ясно, почему все получилось так, а не иначе. Во-первых он был уверен в том, что у него ничего не получится,  тем самым он заранее запрограммировал себя на неудачу.

Ему когда-то внушили, что «первым делом – самолеты», вот он и гнал от себя все чувства, хотя просыпаться они начали еще в школе. При появлении девушки, которая ему нравилась, он всегда испытывал какую-то жуткую неловкость и, хотя сердце начинало стучать неровно, Сергей напускал на себя серьезность, неприступность и безразличие. Отчасти это происходило оттого, что девушки всерьёз его не воспринимали. Им нравились сильные и решительные ребята, «…а этот странный Лаврушин только мечтать умеет и никакого внимания…». Он старался быть ещё серьёзней, хотя для этого ему и стараться-то не надо было!

Во-вторых, при всей тонкости натуры, силой воли Лаврушин не отличался. То, что в детстве он долго не мог научиться, как постоять за себя, являлось одним из проявлений этого недостатка. В жизни необходимо уметь делать выбор, а потом идти по избранному пути, необходимо защищать тех, кому нужна защита, необходимо отстаивать свое мнение.  Для того, чтобы чего-то достичь необходимо не только мечтать, но слушать сердце свое и доверять ему. А если уж мечтаешь – твори, иди от мечты к реальности, рискуй и не думай о предстоящих препятствиях! Но чтобы научиться этим простым вещам, для иного человека требуются годы и годы … [21]

Наверное, опытный психолог нашёл бы в молодом человеке массу комплексов и наговорил немало правильных слов об их происхождении. Если же сказать коротко - корни происходившего с Сергеем Лаврушиным кроются в одном из самых больших страхов современности – нельзя показать свою слабость! Ему казалось, что он учится самообладанию, а он просто боялся быть самим собой! Так или иначе, но между ним и окружающими его людьми возникла невидимая стена. Его мир делился на близкое и далёкое, своё и чужое, законы этого мира часто вступали в конфликт с его представлениями о жизни и тем, что он носил в себе.

Как часто то, что мы считаем своей слабостью на самом деле есть лучшее в нас! Убеждаем всех, что мы свои – такие, как все, ценой отказа от самого, порой, насущно-го… Но ведь это – самое насущное или даже заветное – оно составляет суть нашу и от неё никуда не деться. – Что остаётся? – Только закрыть себя на все замки…

*

- Если ты знаешь, что прав, попробуй донести до других правду. Никто, кроме тебя  этого сделать не может – ибо никто не знает тебя! Чтобы знать, нужно видеть хотя бы часть цепочки связанных с тобой событий – что-то из прошлого, что-то из будущего.

- Это как – из будущего?!
- Очень просто. Будущее ведь связано с тобой. Если ты делаешь выбор, то получаешь и соответствующее будущее, -  разве не так?

- …

- А теперь представь себе свое будущее. Вне связи с обстоятельствами сегодняшнего дня. То, что ты представишь и так обусловлено твоими накоплениями, так что невозможного тебе не придумать. То, что ты представишь ярко и четко – это возможные варианты твоего будущего. Они уже есть и ты можешь проложить к ним дорогу.
- Выходит мы уже содержим в себе своё будущее?
- Естественно! А теперь скажи, кто может знать тебя?
- Только больший, чем я…
- …
- И я сам?
- …
- Только равный мне может нарушить мое одиночество…

-------------------------------------------------------
[18] - Здесь Учитель – в том смысле, которое ему придают на Востоке.

[19] - Соотношение качеств и действий: металл является проводником, в его массе присутствуют свободные электроны, но для того, чтобы породить электрический ток нужно закрутить правильно сконструированный проводник между полюсами магнита.

[20] - “Kom hier” = “Иди сюда” (нем.)

[21] - Недостаток вмещения и непонимание единства мира цепляются друг за друга. И требуется молот, встряска, чтобы вывести человека из круговращения иллюзий…
-------------------------------------------------------

***


ОДИНОЧЕСТВО И РАВЕНСТВО
(из тетрадей С.Лаврушина)


Дефицит общения – это голод, такой же, как физический.
Научившись находить источник покрытия этой потребности не в вербальном [22] общении, становишься сам источником вербальным.  Общаются с тобой, от тебя, точнее – через тебя берут силы.
Но круг жизни твоей должен быть равен тебе. Не покупайся на лёгкий успех. Друг твой должен иметь хотя бы начальные навыки молчаливого разговора, чтобы вы вместе могли дополнять друг друга.
Дать можно тому, кто может взять и удержать. В пустые руки передать что-либо сложно.

Творение иное – менять мир так, что на месте пустоты растут деревья, летают птицы, встают города. Это творение выше знаний людских, но доступно человеку…


Учитель – это очень внутреннее, сокровенное, связанное с нашими тончайшими движениями. То, что живет в самом сердце Человека, связано с его Учителем. И это понятие – не просто абстракция, а реальность, известная и по сей день на Востоке и постепенно осознаваемая Западом.
А теперь – скажите, сколько таких существ было на вашем пути? Хотя найти его можно и прежде всего – внутри себя. А уж потом, когда нашёл себя, когда узнал Сердце своё – наступает Творение. И вот тогда, перед этим Творением приходит Учитель. И вы его узнаёте, ибо он – это вы, а вы знаете себя.



У Времени вневременная суть
Как струны натянувшихся мгновений
Благословен Сказавший Миру – Будь!
Раздавший миллионы направлений

Дорогам, по которым мы идем, -
Они связуют разные Предметы.
Дыханием Твоим, Отец,
согреты,
Мы светимся в просторе мысли
ТОМ !


-------------------------------------------------------
[22] - Вербальный – значит с помощью слов или каких-то других знаков.
-------------------------------------------------------

***

НАЧАЛО ПРАКТИКИ

Став уже вполне серьёзным взрослым человеком, Лаврушин никак не мог принять только видимую часть мира, ощущая неполноту явного всякий раз, когда его пытались убедить в обратном. Диалектический материализм, научный атеизм и коммунизм – всё то, что несли в аудиторию уверенные в себе доценты-общественники  вызывало у него тоску и отвращение. Громоздкость математического аппарата современной науки наводила на мысли о принципиальной невозможности объяснить действительность при помощи одних только уравнений, теорем и аксиом. Хотя в основе мира и лежали числа, но пользовались ими как-то не так…

В то время в продаже стали появляться книжки с названиями наподобие «Большая книга магии», «Как стать экстрасенсом» и т.п. По всем каналам радио и ТВ шли передачи с участием каких-то экстраординарных людей. Один, с регулярностью почтового экспресса заряжал и разряжал воду, кремы и бальзамы. Другой учил оперировать без наркоза. Всё чаще появлялись афиши о приезде целителей, готовых за передать свои знания всем желающим.

Однажды Сергей даже оказался в числе добровольцев, пожелавших испытать силу заезжего гипнотизёра. Толстый лысый дядька начал водить блестящим шариком перед носом Саньки Коростылёва, после чего тот ненатурально захохотал, якобы увидев что-то смешное в зрительном зале. Взглянув на Лаврушина, гипнотизер заявил, что не намерен тратить время на людей, решивших ему противодействовать. Так и не испытав ничего (как тогда он думал), Сергей ушел со сцены…

Неожиданную помощь Сергею оказала мама. Она принесла из библиотеки книгу В.Сафонова «Нить Ариадны». Просто и доступно, этот человек  говорил о скрытых способностях людей, о том, как можно помочь своим близким и знакомым, используя те силы, что даны каждому из нас от рождения. В книге этой приводились несколько простых приемов, похожих на описанные Джуной Давиташвили.

В это время у бабушки Сергея, Ксении Александровны обострились проблемы с сердцем. И не только с сердцем – старая, много перенесшая на своём веку женщина, страдала от множества недугов. Головные боли, отеки ног, желудочно-кишечные расстройства… И, самое главное – сердце - щедрый родник любви, питавший маму Сергея, а потом и его самого. Большое и могучее когда-то, вместившее боль утраты, тревогу за близких и редкие минуты счастья, оно просто устало.

Вот тут и подоспел внук с его странными идеями. Сергей попробовал раз, другой – получилось. Головная боль ушла после того, как он представил себе смывающие всю черноту потоки энергии, исходящие от его рук. Ощущения, испытываемые им и «пациентом», он записывал в толстую тетрадь, вместе со стихами и мыслями об устройстве мира и какой-то новой (и одновременно старой) математике, лежащей в основе всего сущего.
Обычно Сергей начинал с энергетической подготовки.

Прочтя книжечку Джуны, он взял на вооружение несколько приемов, которые назывались «распределение энергии». Заключались они в том, что проводя руками в определенных направлениях на небольшом   расстоянии от тела пациента лечащий вступал в контакт с полем. В руках появлялось тепло, чуть-чуть покалывало пальцы, из кистей рук начинал идти поток. Плавные, иногда волнообразные движения рук как бы сглаживали мелкие неровности поля, оставляя для дальнейшей работы то, что невозможно было просто «разгладить».

Серьёзные проблемы в организме пациента Сергей ощущал как сильные неровности поля. Высокое давление вызывало образование купола над затылком, желудочно-кишечные расстройства обрисовывались где-то начиная с диафрагмы, боли в голове отзывались какими-то острыми краями, будто камни лежали. Постепенно в организме Сергея возникали ответные потоки, они шли уже не только из рук. При этом самое главное было сохранять сопричастность страданиям больного, не страдая самому, но представляя себя на его месте.

Руки Сергея двигались уже как будто сами по себе. В помощи больному участвовали все силы целителя, которые удавалось мобилизовать и, что самое важное – чем меньше усилий прикладывал Лаврушин, чем легче он делал свое дело, тем успешнее оно шло .

Довольно скоро руки получили себе в помощь ещё и глаза. Это произошло, когда Сергей увидел крохотную белую звёздочку и она было как раз там, где «сидела болезнь».

Направив туда поток от своих рук, он быстро получил нужный результат. Полноценного видения ауры Сергей не добился – он видел лишь общие ее контуры – белесоватый, чуть-чуть клубящийся туман, но звёздочки с тех пор вспыхивали всё чаще, они были крупнее и разных цветов. Эксперименты же с внутренним зрением давали гораздо больше, но и воспроизвести их было сложнее – всё зависело от внутреннего состояния целителя, который, увы ! – не отличался постоянством…

*

Что же ему мешало – может быть эмоциональность ? – Нет, раздражительность, тоска и уныние, стремление к ощущениям. Идя вглубь себя самого, постигая суть того, что находилось в самых заветных тайниках души, молодой человек постоянно сомневался.

Весь жизненный путь его был полон самых разнообразных поворотов. Стараясь действовать правильно, он часто спешил, там, где нужно осторожно пройти и оставался недвижим, когда надо было мчаться вперёд. Он то рисковал, то отступал, испугавшись самого себя…
Совершенно естественно Сергей пришёл к идее Бога. Как и многие его сверстники, он был крещён где-то в двадцать с небольшим. Тысячи людей внезапно открыли для себя То, Что Было Запрещено . Пусть для кого-то вера заняла место где-то рядом со старым партбилетом, но произошёл прорыв – Вера была признана, как таковая.

Чуждый слепой веры, Сергей искал Бога – всевышнего, всеобъемлющего и справедливого. Пять лет учебы на физфаке сделали из него наблюдателя и, в какой-то мере - экспериментатора.

«Чудеса могут быть тонки и незаметны, вся природа пронизана ими. Предсказать поведение более-менее сложной системы можно, но только в общих чертах. Естественно - характер таких предсказаний редко дает полное представление о действительности, ибо мы – люди - привыкли использовать механизмы. Математика и прочие науки – это такой же механизм, но только ментальный, позволяющий процесс познания свести к нескольким простым процедурам. К тому же наука изобилует разного рода допущениями и упрощениями, находясь, по-видимому в плену у собственного (математического) аппарата. Получается, что орудие диктует свою волю руке, которая его держит. Должен быть иной подход» - примерно такой вывод сделал Лаврушин после пяти студенческих лет. Но с тех пор он шагнул чуть дальше...

***

-------------------------------------------------------
[23] - Имеются в виду доценты кафедр общественных наук. В пору, когда существовал СССР, общественные науки были обязательным предметом во всех без исключения вузах страны.

[24] - Один, кстати из первых экстрасенсов, чьи возможности были подтверждены в результате научных исследований, проводившихся Н.Бехтеревой.

[25] - порядка нескольких сантиметров, но со временем это расстояние выросло до 30-50 см – все зависит от чувствительности рук.

[26] - Это лишь кажущийся парадокс. На самом деле основную трудность для человека представляет его же собственное внутреннее сопротивление, неверие в силы и возможности, доступные ему.
 
[27] - По большому счету  запрет этот не был категоричен, но до середины 80-х, когда в СССР началась «перестройка», вера в Бога считалась уделом людей отсталых.

-------------------------------------------------------

***

КОГДА УХОДЯТ ИЛЛЮЗИИ

При всём стремлении к лучшей жизни многие из нас довольно-таки тяжелы на подъём. Чтобы изменить свою жизнь, надо меняться самому, а это, как правило связано с отсечением тех или иных привычек, необходимостью рисковать сейчас ради призрачного потом. Это «потом» для многих из нас становится непреодолимой преградой на пути к лучшему, к чему-то, что мы заслуживаем, «но оно так далеко!» и с каждым упущенным мигом кажется уходящим всё дальше и дальше…

Когда мы расстаемся со своей мечтой? В тридцать лет? В сорок? Некоторые из нас, набившие шишек ещё в детстве, очень быстро становятся серьёзными людьми. Они знают цену литра бензина на той или иной «заправке» и это, наверное, неплохо. Но они дума-ют, будто знают цену всему в этом мире!

Их ничем не удивишь: они знают всё наперёд, они родились в плохой стране и в плохое время. Они соизмеряют всё своими ничтожными понятиями и говорят о рутине труда и скуке быта. Свое недовольство обществом они переносят на природу, говоря о  постоянном ухудшении погоды и что кругом сплошная отрава и радиация.
Что ж, оставим столь серьёзные обобщения на совести «серьёзных» людей – в конце-концов они всего лишь в плену! 


«Не страшно потерять
Уменье удивлять –
Страшнее потерять
Уменье удивляться!»

«Так пусть же даст нам Бог,
За все грехи грозя,
До самой смерти быть
Солидными не слишком…» [28]

-------------------------------------------------------
[28] А. Городницкий, «Остров Гваделупа»

-------------------------------------------------------
***

ШАГ ВГЛУБЬ

Свой внезапно открывшийся талант Сергей использовал не только среди своих близких. Его знакомые и коллеги также убедились, что руки молодого человека несут избавление от боли. От боли, но не от проблем. Довольно скоро Лаврушин убедился, то чернота, которую он так успешно «размыл и удалил» может вернуться снова и на прежнее место.

«Суть наших проблем состоит в том, что в нас постоянно имеются какие-то крючочки, за что цепляются различные …как же их назвать? – Сущности? – Скорее это какие-то клочья мысли… И все несут с собой непроявленное, а проявляется оно, когда находит соответствующий носитель…» - так думал Лаврушин после пары лет более или менее успешных экспериментов.

Тогда же он понял, что способности, даже самые необычные – пусты. Они не несут в себе ничего, если являются целью, но когда желаешь помочь другим (почему бы не сделать это?) – тогда появляется смысл. Смысл этот человек обретает незаметно для себя. В один прекрасный день он смотрит на этот мир как будто впервые и сердце его переполняет радость. Она и есть первый признак истинно духовного опыта.

*

Не нужно никаких особых причин или внешних проявлений чтобы радоваться жизни, чтобы любить кого-то или весь мир. Когда ты ждёшь год за годом, что твоё счастье придёт – оно и вправду придёт – рано или поздно. Всё дело в том, сколько ты можешь ждать.
А если пойти ему навстречу? Кто знает, может на этом пути ты и преуспеешь. Но знаешь ли ты о трудностях дороги?
Тогда, наверное, нужно жить для других? – Но можешь ли ты, дав обеты, соблюсти их? Не станет ли твоя жизнь горька, как полынь?

Может быть, лучше так:

Тянитесь к небу, как деревья !
Летайте в нем, подобно птицам !
Светите так, как светит Солнце, -
И звезды будут Братья Вам !

*

Шаг вовнутрь себя, а подчас прыжок в неизведанное делает в конце концов каждый человек. Хотя бы за несколько секунд до смерти, хотя бы несколько мгновений на протяжении всей жизни земной – каждый из нас живёт ТАМ. Вопрос в том, насколько постоянен человек. Как часто, получая самые великие откровения, люди разменивают их на мелкую монету – и тогда упущенные возможности оседают где-то в Пространстве.

Иное дело – более опытные души. В своём путешествии по миру они не упускают возможностей роста, хотя их цель вовсе не в этом. Шаг за шагом проходят они круги существования, всё более осознанно и красиво. Линии жизни их подобны прекрасному узору на полотне Мира.



Вначале Лаврушин использовал свои способности потому, что это было ново и интересно. Минуло около двух лет, прежде чем он подошёл к некоему пределу.
Чисто волевым усилием ему удавалось погасить зубную боль. Представляя, как гибкие и длинные продолжения его пальцев скользят по капиллярам под кожей он научился снимать отеки ног. Утихомиривать же сердечные приступы Сергей научился еще в первые месяцы своей практики.

Но все это были только следствия… Чего? – В книге В.Сафонова говорилось об энергетическом скелете организма и о причинах болезней, как бы прошитых в структуре этого своеобразного «костяка». В литературе встречались упоминания о кармических болезнях, но как отделить одно от другого?

«А если, «исправляя» что-то в физическом теле, я испорчу тонкое? К тому же каждая болезнь – она ведь не просто так… Это урок, который должен усвоить тот, кто болеет. Надо действовать осторожней» - решил Сергей.

Вместо воздействия на тело и связанные с ним центры, он стал рассказывать бабушке, как всё устроено – как это выглядит и как написано в книгах. Простыми словами он старался объяснить 80-летней женщине доктрину перерождений, связь деяний живых существ с последующими проблемами и успехами (то, что на Востоке называют кармой) – в надежде облегчить ей последующую жизнь там .

Будучи христианкой, бабушка тем не менее доверяла внуку. Вначале безропотно исполнявшая роль подопытного, а после и пациента – кто была она? И кто кого учил? Эта удивительная женщина очень сильно изменилась в конце жизни земной. Довольно часто они говорили о том пути, что проделывает душа после ухода, как нужно относиться к иллюзии смерти, можно ли как-то помочь оставшимся или уходящим.

Убедившись в возможностях обычного человека, она даже начала видеть вспышки света во время сеансов воздействия…

Когда силы стали покидать её, бабушка Ксения сделалась похожей на ребёнка. Капризничала, сердилась на свою дочь и зятя, но быстро забывала об этом, стоило с ней ласково поговорить. Сергей в каком-то смысле играл роль буфера между своими родителями и бабушкой, но не всегда у него хватало терпения…

За пять дней до ухода бабушки, Сергей почувствовал невыразимую грусть. Одна и та же мелодия «крутилась» где-то внутри. Полная печали, она была прекрасна и необъяснима, и только потом, когда всё произошло, стало ясно – сердце, именно сердце почувствовало предстоящие события.

Будучи до последнего дня на своих ногах, бабушка умирала тяжело. Несмотря на тяжесть прожитых лет, она любила внука и дочь, свой дом и огород, мужа, убитого в 42-м, братьев своих и родителей – всех, кого пережила и всех, с кем провела последние годы. Она любила жизнь, как любят её простые и искренние люди, щедрые душой и терпеливые…

«Скорее бы», - шептали её губы, а тело содрогалось в борьбе, бешено колотилось сердце и рука сжимала руку друга.

«Давай, я спою тебе», - предложил внук. Перебрав множество песен, он наконец запел одну из тех, что пела когда-то Л.Русланова. Ключ был найден и дверь открылась…


Эта смерть, первая в его жизни смерть близкого человека, увиденная им так близко ни потрясением, ни поводом для тоски не стала, - скорее она оказалась точкой отсчета. Что он испытал тогда? – Облегчение, радость, сопричастность, прикосновение к Вечному…
И, как плотину прорвало – события пошли потоком.


Ощущение ведущей его Руки обострилось в первый же год. Ещё за два месяца до своего нового времени, Лаврушин вошел в круг людей, «близких ему по духу». Люди эти были самые разные и, как и все, подвержены самым различным страстям, в чём Сергей очень скоро убедился.

«Общество Развития Культуры» появилось в тот год, когда в Трехгорье каким-то сказочным образом привезли выставку знаменитого русского художника. Художник и вся его семья  были известны в России и за границей, как великие мыслители, их наследие не исчерпывалось только художественными произведениями.

Везде, куда ни приезжала выставка, возникали клубы, кружки, общества, объединившие людей самых разных. Художники, поэты, преподаватели и студенты, работники самых разных профессий – все они искали чего-то нового в этой жизни, чего-то большего, чем привычная действительность. Многие из них были просто одиноки, они случайно узнали о выставке, пришли и соприкоснулись с такими же, как они людьми, ищущими непреходящего.

Естественно, что когда выставку увезли в другой город, кому-то пришла в голову идея организовать клуб, ибо невозможно было представить себе расставания с этим поле-том души, хотелось сделать что-то такое, дабы изменить раз и навсегда устоявшийся по-рядок вещей – изменить хотя бы в себе самом…

Оказалось всё не так просто. В начале поднятые мощным порывом люди загорелись. Казалось – ещё чуть-чуть и проявится Таинство, вдохновившее когда-то Художника и его семью, жить станет легче, ибо мы все вместе, мы такие хорошие и всё-всё понимаем… Но день шёл за днем, повседневных забот никто не отменял и становилось непонят-но – как в этой грубой действительности, когда всё пущено на продажу, среди этих, по-крытых вековой копотью стен – как жить? Прекрасен мир тонких энергий, прекрасна любовь к красоте, но как осознать её?

К тому же молодость брала своё. Среди членов общества очень скоро образовались группы и группочки. Незамужние девицы и молодые люди прикидывали свои шансы быть устроенными в этой жизни. Кто-то просто нашёл поле для самоутверждения, другой увидел себя в роли наставника, очень скоро забыв о том, с чего всё началось…

Хуже всего стало, когда в обществе, насчитывавшем в лучшие времена 15 человек народу стали выбирать «совет». К тому же председатель общества взял на себя смелость решать с кем дружить, а кого следует сторониться. Очень скоро в числе неугодных оказались как раз те люди, кто привёз когда-то работы Художника в Трехгорье…

Сергей страшно не любил, когда кто-то пытается ему навязать свое мнение. По-этому он познакомился с «неугодными», которые оказались совсем неплохими людьми. Конечно, у них были свои недостатки, но главное – они искренне верили в то, что говорили и делали то, во что верили.

И всё же чистота первоначальной идеи принесла плоды. Люди изменились, они не только работали как все, но и встречались друг с другом, ходили в походы, кому-то помогали.

Не всегда, далеко не всегда действия приносили ожидаемый результат. Скорее наоборот: если вначале было легко, потом стало труднее – ибо каждый стал видеть дальше и глубже. Более высокая чувствительность к разного рода несправедливости, к любым недостаткам повседневной жизни еще не была покрыта неуклонным стремлением к совершенству [29] .

Однако и мир оказался не так пуст, в нем оказалось так много прекрасного! Череда поездок по разным городам, небывало расширившийся круг знакомств, радость и боль, чистый огонь любви – всё это обогатило Сергея и не только его.


Хотя общество и распалось, у Лаврушина появились новые друзья. Живущие в разных городах, порой за сотни километров друг от друга, люди эти встречались, кто редко, кто чаще. Эти соприкосновения родственных друг другу существ были прекрасны и необходимы, как воздух. Расставаясь, каждый чувствовал, что уносит в сердце что-то очень важное для себя...

*


- Как человек начинает жить в Вечном?
- Из Вечности идущий в Вечности пребывает.

Вместо пустоты появляется нечто, не описуемое словами. Простые повседневные дела, встречи текущего дня – всё наполняется смыслом. Человек получает ощущение незыблемой стены за спиной, стены верной, опоры надёжной, Того-Что-Не-Предаст. И обнаруживает, что ему это знакомо!

Крылья же растут незаметно…

Осознание этого приходит к кому-то сразу, к кому-то постепенно. Первый период этого вхождения в реальность сопряжён с волнообразными, часто мучительными перепадами состояний. Обостряются слабости человеческие, но зато как летает душа!

Горе тому, кто примет болотные огоньки страстей за истинный Свет. Огоньки эти коварны и подходят к человеку, когда он пребывает в пустоте – в мнимой пустоте сознания, коснувшегося, но еще не достигшего, не ставшего твёрдо на путь.
Тяжко пребывать в борьбе с самим собой, но через это проходят многие. И поступь их становится легка, и уже сами ведут…

Сверх сферы мысленной
Пути
Ведут меня туда, где свет.
На протяженье многих лет
Пытаюсь я его найти.

Нашел ! Держу !
Но в тот же миг
Песком сквозь пальцы
Он уйдет…

- Он ждет, когда соединит
Твоя душа его полет
С биеньем сердца…

-------------------------------------------------------
[29] - да и одного совершенства мало. Если ставить его во главу угла, легко впасть в себялюбие.
-------------------------------------------------------

***


Рецензии