Беклемишев. Учитель
26 апреля будет ровно десять лет, как рабочие Эрмитажа обнаружили замурованной на площадке второго этажа Церковной лестницы Зимнего дворца скульптуру – настоящий шедевр! Думаю, многим памятно сообщение о неожиданной эрмитажной находке – «Беглый раб» Беклемишева. Все новостные программы уделили внимание такому событию, показав, что это новость интересна не только петербуржцам но и всем, кто слышал о Эрмитаже. Ну, а те, кто хоть раз был в этом музее, не могли не удивиться, где там можно было спрятать на полвека огромную скульптуру. Смотрите сами! Размер 186,5 на 106.
.
Известно, что сам Беклемишев подарил работу Академии художеств, потом она меняла места демонстрации, а в найденной в тайнике записке говорилось, что спрятали скульптуру только в 1947 году. Хотя были указаны даже фамилии людей, которые прятали этот «клад», так до сих пор и неизвестно, зачем это было сделано.
В Петербурге, надеюсь, будет ещё много «нарыто» подобных кладов.
1893 год. «Беглый раб» демонстрировался на широкорекламируемой выставке в Чикаго, посвящённой открытию Колумбом Америки. Россия отправила свои самые бесспорные шедевры. Это Репинские «Запорожцы», «Вечерний звон» Левитана, картины Айвазовского, Коровина и других художников. Были и скульптуры, но некоторые из них пострадали во время морского перевоза.
Кстати, эта выставка имеет свою интересную историю, которую неплохо сейчас узнать, найдя некоторые сходные черты с нынешним временем. За три года в Америке было построено более двухсот павильонов на месте болота. И это в период экономического кризиса, когда закрылось более 500 банков и люди теряли дома и имущество. Но Колумбовскую выставку посетили более 26 миллионов американцев!
В 1905-1912 Леопольд Августович Дитрих - вольнослушатель на скульптурном отделении Академии Художеств по классу Г. Р. Залемана и в мастерской профессора В.А. Беклемишева. Собирая материалы о скульпторе Дитрихе, невозможно было не заметить даже абсолютно неразбирающемуся человеку влияние на его творчество педагога - скульптора Беклемишева.
Конечно, мне бы хотелось, чтобы на фотографии Беклемишева с учениками был именно Дитрих. Но, это маловероятно. Тем не менее, верю, что именно Беклемишев, любящий работу с мрамором, вдохновил и своего ученика. В Русском музее есть работа «Голова девушки» Беклемишева.А как много общего со "Снегурочкой" Дитриха, находящейся там же.
«Бывают странные сближенья..» Жена Беклемишева Екатерина Ивановна Прохорова, тоже скульптор, выставлявшаяся под фамилией Мишева, вылепила скульптуру «Саломея», где на блюде можно увидеть голову её мужа в виде головы Иоанна Крестителя. Леопольд Дитрих за свою «Саломею» получил звание скульптора даже не закончив курс Академии Художеств.
Эту скульптуру можно увидеть в Выборге, на лестнице. Интересно, с кого лепил Дитрих голову Иоанна Крестителя? Что-то похожее есть с Беклемишевым.
Интересно было бы сравнить…
Кто же такая Саломея? Упоминаемая в Библии Иродиада, охваченная незаконной страстью, жаждой мести в отношении к Иоанну Крестителю, осудившего эту страсть, подговаривает дочь свою Саломею просить в уплату за танец голову этого осудившего.
Очень многие художники всех веков брали этот сюжет. Известные имена - и Джотто, и Тициан, и Рубенс, и Рембранд, и Суриков, и Бакст…
А писатели и поэты способствовали интересу к теме. Чего стоил скандал с постановкой одноимённой пьесы в театре Комиссаржевской, запрещённой, но этим ещё более известной. Строки Блока
В тени дворцовой галереи,
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
не требовали объяснений.
Есть ещё одно, что отмечу как воспитанную педагогом Беклемишевым черту у Дитриха. Он тоже стал прекрасным педагогом. Из предложенной статьи хочу привести только высказывания учеников Беклемишева, ставших известными:
«С искренней теплотой вспоминали Беклемишева даже самые строптивые ученики, отрицавшие, в поисках собственного пути, косность академических доктрин. По словам С. Т. Конёнкова, "добропорядочный, аккуратный, вежливый" Беклемишев "был воплощением старой Академии", однако "интересы искусства он.ставил выше личных отношений". "Я не могу забыть, - пишет Конёнков, - как внимательно и чутко относился Беклемишев к моему творчеству, когда я вышел из стен Академии. Он посещал все мои московские выставки, а когда в 1916 году я был избран академиком, Беклемишев приехал из Петрограда в Москву, чтобы лично горячо и искренно меня поздравить". Немало примечательного сообщала в своих письмах родным А. С. Голубкина, пришедшая в Высшее художественное училище в 1894 г. Для нее Беклемишев не только "замечательно добрый и хороший человек", но и "очень крупный художник". И хотя ее "душа протестует" против мистицизма знаменитой в свое время статуи Беклемишева "Святая Варвара-вели-комученица" (1894), Голубкина замечает: "Только в одном я с ним согласна, что он вводит в скульптуру психологию. А раньше этого почти не видать было. Уж тут я смотрела, смотрела, слушала, слушала, удивлялась без конца..."
Свидетельство о публикации №220071501107
Все передано в деталях, с высокой точностью, культурологично, как модно сейчас говорить. Но Беклемишев вне моды, он вечен! И непреходящей является ценность его творений, в том числе и только что найденных, долго скрываемых от глаз обычных зрителей.
Светлан Туголобов 05.10.2020 21:08 Заявить о нарушении