Психология Души

Психология Души
От автора
Наше тело и сознание устроены таким образом, что мы не воспринимаем внешний мир непосредственно, мы способны воспринимать только собственные ощущения, полученные от органов чувств и обработанные мозгом.
Например, различные цвета, которые мы видим в окружающем мире, на самом деле не существуют, это наш мозг так окрашивает различные длины волн электромагнитного излучения, попадающего в наши глаза.
Мы не чувствуем прикосновение, вкус пищи, запах тела или голос человека, а ощущаем лишь реакцию нашей; кожи, вкусовых и обонятельных рецепторов, а уши переводят звуковые сигналы в понятные нашему мозгу электрические импульсы.
По сути всё наше восприятие зациклено на нас самих.
Мы принципиально не можем воспринимать внешний мир, мы можем лишь чувствовать наши же ощущения, вызываемые внешним миром.
При этом внешний мир совершенно не такой, каким мы себе его представляем. Квантовая механика показала, что он не подчиняется обыденному здравому смыслу: материя может рождаться из пустоты, частицы ведут себя по-разному в зависимости от того наблюдают за ними или нет, точно измерить все параметры квантовой системы невозможно, то есть будущее принципиально не может быть определено.
Оказалось, что то, как мы повседневно воспринимаем мир – это лишь голограмма реальности, создаваемая нашим мозгом, а значит наш внутренний мир, мир ощущений является для нас более реальным, чем внешний, ведь источником этой голограммы являются наши внутренние ощущения.
Когда я это осознал, то стало очевидно, что необходимо убрать внимание из порожденной моим мозгом иллюзии внешних объектов и сконцентрироваться на своих ощущениях.
В процессе практики я обнаружил, что ощущения, например вдоха и выдоха, на которых я концентрировался, зависят от моего эмоционального состояния, эмоции в свою очередь зависят от мыслей, а мысли опираются на бессознательные убеждения и ценности, а всё это вместе образует то, что называется личностью.
Но и это не было пределом. Чем глубже я укоренялся в присутствие и созерцание своего внутреннего мира, тем яснее мне становилось, что если я могу наблюдать за своей личностью, то, вероятно, есть еще более глубокий уровень, который и направляет внимание на внешние или внутренние феномены, некий источник внимания.
Следующим шагом было направить внимание на само внимание. Таким образом наблюдая за своим вниманием, я как по нити пришел к этому источнику.
Источником внимания была душераздирающая всепоглощающая чувственная эйфория, то, что людьми воспринимается как любовь. Она была настолько сильной и разрывающей, что казалось в ней сгорает всё, кроме неё самой. Ничего не остаётся кроме этой любви, и не будет больше ничего.
Источник внимания являет корневую мотивацию личности, то, что дает нам силы каждый день подниматься с постели, заниматься трудовой, социальной, творческой деятельностью.
Этот источник в древности называли душой, а сейчас он исследуется в рамках различных направлений глубинной психологии. Мы объединили духовные знания предков и современные научные данные и создали новое направление - «Психология Души», которое исследует глубинные уровни человека.
В этой книге вы узнаете древние сакральные знания об устройстве человеческой души; 3 секретные техники духовного развития; 7 методов исцеления телесных, эмоциональных, ментальных проблем; 10 реальных историй  людей, которые не только выздоровели и решили свои личные проблемы, но и значительно улучшили качество своей жизни в любовной, финансовой, семейной сферах, нашли свой путь реализации и саморазвития, открыли внутренний источник, огромный ресурс мотивации и жизни в гармонии с самим собой и близкими людьми.
Александр Гвардиев
;
[Иллюстрация 1]
Предисловие
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля писал:
«Мышление — это язык, который душа ведет с собой».
Само слово психоло;гия происходит от сочетания двух древнегреческих слов: ;;;; - «душа» и ;;;;; - «учение».
До начала XVIII века практически все исследователи рассматривали предметом психологии именно душу. Затем в 1860-е годы знаменитый немецкий ученый и организатор науки Вильгельм Вундт (1832 – 1920) подвергнул критике представления о том, что психология – это наука о душе или внутреннем опыте. Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте сознания, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве.
В более поздний период своей деятельности Вундт пришёл к пониманию, что кроме непосредственно текущего опыта сознания отдельного субъекта есть еще огромный пласт культурно-исторического опыта всего человечества, который не может игнорировать психология: — это язык, мифы, верования и т.д.
Уильям Джеймс (1842 – 1910) – американский философ и психолог, которого часто называют «отцом современной психологии», обучался психологии у Вундта, но позднее в 1890 году раскритиковал психологию Вундта и сформировал новую концепцию сознания. Он считал, что искусственно раскладывать сознание на элементы и искать в них структуру бессмысленно, психическая жизнь человека целостна, непрерывна, изменчива, существует в виде потока сознания. Как писал Джеймс:
«… сознание представляет поток, членить который так же бессмысленно, как резать ножницами воды».
Также из оппозиции Вундту в 1912 году в Германии возникла гештальтпсихология. Основным контраргументами гештальтистов явилось несогласие с атомарной (элементарной) структурой сознания и с тем, что психические образы – механические отпечатки предметов внешней реальности. Своё имя эта школа получила от немецкого слова «gestalt», что означает форма, структура, целостная конфигурация. Например, мелодия сохраняет свою «форму» (гештальт) при транспонировании ее в другую тональность, изменении ритма, исполнении разными инструментами и в различной аранжировке. Следовательно, не создается простым содержанием элементов: форма – это то, что создается сознанием.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) при лечении истерии, используя гипноз, столкнулся с проблемой, что ремиссия (временное ослабление или исчезновение болезни) наступает, но она непродолжительна, и симптоматика возвращается в прежнем, либо в измененном виде. Совместно с австрийским врачом, своим другом и наставником Йозефом Брейером (1842-1925), Фрейд пришёл к пониманию, что при истерии больной страдает от подавленных в памяти «психических травм», а лечение истерии будет заключаться в осознании больным подавленного травматического опыта и принятия его как данности.
В 1895 году Фрейд открыл метод свободных ассоциаций, благодаря которому пациент осознает свой опыт и получает катарсис (эмоциональное отреагирование), что позволяет личности интегрировать свой ранее вытесненный опыт и избавиться от симптомов, которые, по мнению Фрейда, являются телесными заменителями подавленных переживаний. Такой процесс анализа и интерпретации свободных ассоциаций был назван «психоанализом».
Близкий соратник Фрейда, швейцарский психиатр и педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875 – 1961) развил учение о бессознательном. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Цель психотерапии согласно Юнгу — осуществление индивидуации личности, т.е. становления личности, такого психологического развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Индивидуация представляет собой спонтанный, естественный процесс в отсутствии торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики.
Для успешного хода индивидуации, по мнению Юнга, требуется значительное аналитическое усилие, сознательная и абсолютно искренняя сосредоточенность на интрапсихическом (внутреннем мире). Преодолевая все новые и новые слои, процесс в конечном счете проникает в тот самый центр, который представляет собой исток и основу нашего психического бытия — в Самость.
Блокировка человеком своей Самости, отсутствие индивидуации личности приводит к неврозам. Занимаясь лечением неврозов, Юнг пришёл к выводу:
«Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни.»
Таким образом развитие психологии как науки пришло к исследованию глубинных (подсознательных) уровней психических процессов, которые определяют смысл жизни человека. Термины «самость» и «душа» во многом похожи, представляя собой что-то нематериальное, находящееся глубоко в неосознаваемой области и составляющее ядро человека (личности).
Если раньше монополией на исследование души владела религия. То с развитием психологии темы глубинных уровней подсознания, смысла жизни, предназначения, границ добра и зла и т.д. стали частью научного мировоззрения. При этом духовный мир человека не ограничивается вопросами веры или неверия в Бога. Религиозные и эзотерические доктрины на протяжении тысячелетий формировали нормы, правила, мораль, идеалы, архетипы общественной жизни и личностного развития.
Психологические проблемы у людей были всегда, и вместе с тем с большей частью этих проблем успешно справлялись верования и религия. Люди создавали семьи, строили города, покоряли новые земли, творили, созидали новые формы искусства и общественного устройства. Во многих аспектах люди тех времен были значительно более здоровыми в психологическом смысле, нежели современный человек. На деле, они очень даже неплохо справлялись, учитывая сложности не только жизни, но и выживания, с которыми они сталкивались ежедневно.
Организованные религии выстроили целостную систему знаний с собственной аксиоматикой, авторитетами, примерами из жизни, сводом правил и инструкций. Человек с верой в такую систему знаний, руководствуясь такой системой знаний, мог вести полноценную и счастливую жизнь, в которой на любой его вопрос авторитетными источниками будет дан ответ. Таким образом использование веры как инструмента психотерапии имеет богатый исторический опыт и может быть полезно.
Психология как наука выстраивается на других категориях: теориях, доказательствах, экспериментах. За сравнительно короткое время прикладная психология также накопила обширный опыт психотерапевтической помощи, работающих методов и техник.
Подводя итог, существуют две богатые «традиции», два отличных подхода психологической помощи: один, основанный на вере, другой – на науке.
При этом как писал Гиппократ:
«Врач должен помнить, что, обращаясь к нему, больной ждёт не рассуждений о болезни и объяснений, а помощи.»
Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, и вместе они дополняют друг друга, образуя целостное направление прикладной психологии, как мы его назвали – «Психология Души». Этот подход объединяет древние знания о духовной природе человека, опыт мировых религий и современную психологию.
Вслед философской концепции Уильяма Джеймса, основу которой составлял прагматизм Чарльза Пирса: «…истинно то, что даёт результат», в рамках данной книги мы не только дадим теоретическое описание «Психологии Души», но и на примерах из практики покажем результаты.
Эта книга может быть интересна как практикующим психотерапевтам, так и любым читателям, которые хотят самостоятельно разрешить свои внутренние противоречия. Знания и практики, описанные в книге, позволят вам найти, локализовать и устранить любые (!) психологические проблемы, ограничивающие убеждения, застарелые психотравмы, а также связанные с ними психосоматические заболевания.


Рецензии