Любовь

Событие это произошло со мной летом, во второй половине шестидесятых годов. Впервые с этой парой я познакомился, будучи подростком. Мой двоюродный брат Никифор стал подпаском у пастуха Ильи. А я люблю природу, и поехал с теткой к нему. В кургузой волге нас было трое, мы с теткой и жена пастуха красивая Неля. Я уже понимавший очаровательность женской красоты, незаметно любовался красотой молодой женщины.  Ехать пришлось через пойму речушки с тюркским названием. Машину сильно качало и подбрасывало так, что я пожалел о поездке. Переехали брод. Шофер решил сократить путь. Природой уже не хотелось любоваться, а пришлось вцепиться в сиденье, чтобы не набить шишек. Но красота жены пастуха, все же частично компенсировала эту неприятность, и я из последних сил, держа марку, терпел ухабы. Да и раскисать мне мужчине было неудобно. А я впервые почувствовал себя им рядом с красивой взрослой женщиной. Ехали долго.  Вокруг кустарник приречной, в голубом небе яркое солнце. Вторая половина шестидесятых годов, было прекрасное время. Годы после хрущевщины и засилья кукурузы. Мама  тогда молодая, ежедневно хлопотавшая о пропитании семьи. Я жил без отца. Хотя жили скромно, на обед, ужин, одни щи, или картошка с капустой и огурцами. Но ведь дети под защитой родителей, не понимают, не знают, что такое взрослые заботы...
  Лишь через час с лишним,  мы, наконец, преодолели пойму и выехали на ровную дорогу. Деревня, в которую мы вскоре въехали, располагалась под горой. Разделена деревня Садовая была на две с одинаковым названием. Но у второй части добавлялось слово степная, и это соответствовало, она располагалась на просторе в степи. Июльская жара, смягчалась пушистыми облаками. Климат тогда еще не был нарушен, как сейчас в начале двадцать первого века. Лето всегда было, как положено в основном с устойчивой солнечной погодой, с дождями в необходимую меру. А зимы снежные и морозные, тоже солнечные не то, что сейчас. Приютила нас одна крестьянка, которая куда то ушла, видно сдавала вторую хату родственников. Спать пришлось на полу, было жестко, и я с непривычки первые дни долго не мог заснуть. Питались просто, но я на всю жизнь запомнил хлеб. Такого хлеба я потом никогда не ел. Буханки были огромного размера, темно-серого цвета и отвратительного почти несъедобного вкуса. А я любил всегда хлеб. Поэтому огорчился. Есть без хлеба и пить молоко, мне не хотелось, а другого хлеба в деревне не оказалось. Я очень удивился, что в деревне такой хлеб. Деревенские его тоже не жаловали, а скармливали скотине. Крестьяне ездили раз в неделю в райцентр за хорошим хлебом. Пастух Илья, высокий, с крупным скуластым лицом, просто одетый в рабочую одежду, тогда показавшийся мне некрасивым, и не заслуживающим такой красавицы, очень обрадовался приезду жены, повеселел. Он даже покрикивал на нее. Я гадал тогда, да и через много лет, что их соединяло? Мне казалось что она его не любит, не должна любить. И он ей не пара. Может во мне заговорила обыкновенная зависть? Удивительно было наблюдать, как такая красавица, в простой обстановке, заботливо хлопотала вокруг мужа, проявляя простату и хозяйственность серьезной настоящей добропорядочной жены. Вставал пастух с подпаском очень рано и я их видел  лишь вечером, усталые они ужинали и вскоре ложились спать... Я проявлял любознательность и изучил хозяйский огород. Но вновь удивился, на нем почти ничего не росло. Раз днем я был приглашен братом на пастбище. С пастухом была умная собака, она по его команде заворачивала отстающих коров обратно в стадо. День был отличный. Как всегда светило солнце, на небе ни одного облачка. Высоко в небе парил ястреб. Коровы умные животные, но собаку боялись и слушались. Полдничали мы хлебом с молоком...Через два дня мне стало скучно и бездельничая я стал просить тетку вернуться домой, но лишь через несколько дней мы уехали...
Прошло много лет, мне пришлось вернуться из города где я долго жил на родину,  старенькая мать нуждалась в помощи. Как-то повстречал Илью и его жену они сильно постарели, но я видел, что любовь их как и прежде цвела, по тем безмолвным признакам, которые всегда замечают у влюбленных пар. Они родили и воспитали двоих неплохих сыновей. Красивое лицо Нели, покрылось сеткой глубоких морщин. Сам Илья, теперь взрослым взглядом я видел, был с тем внутренним шармом мужчины, детство которых пришлось на голодные, послевоенные годы, приветливо поздоровался со мной, поздоровалась и она. Он посерел, и чувствовалось, был болен. Я раньше слышал, что жизнь этой семьи была небезоблачна, односельчане поговаривали, что пастух раньше пил немало, вроде их брак был на грани распада. Кое-кто удивлялся, как такая красавица не уехала в большой город, где бы у ее ног были лучшие мужчины с высокими должностями, не скрою, удивлялся по началу и я, испытавший знакомство не с одной красавицей и разочаровавшийся в них. Но к Неле у меня невольно возникло уважение. Значит, не все красавицы легкомысленны.


Рецензии