Песня Авалон или как ПиАр делает шедевры

Вступ Санта Каталина – это остров, который находится недалеко от побережья Юго-восточной Калифорнии,  курортный рай, входящий территориально в состав большого Лос Анджелеса.
 

Авалон – это остров яблок (от кельтского слова abal яблоко). Этот остров-легенда описан в Истории Королей Британии как «место», где для Короля Артура отковали особый меч Калибур (или Эскалибур). Сюда же, на Авалон, доставили раненного Короля Артура после мифической битвы под Камланном. Остров Авалон – есть кельтская мечта о пребывании всех Богоизбранных после смерти. Кельты считали, что остров этот располагается где-то далеко на Западе.

Есть реальный полуостров под названием Авалон, большой кусок суши между двумя заливами Троицы и Плацентия в канадской провинции Ньюфаунлэнд, практически необитаемый человеком, но богатый белыми медведями, для которых там заповедник устроен.

Санта Каталина – это остров, который находится недалеко от побережья Юго-восточной Калифорнии,  курортный рай, входящий территориально в состав большого Лос Анджелеса. На острове этом в 1920 году открыли отель под названием «Авалон».

На этом «географию» заканчиваем, тем более, что знать нам её сильно подробно и не надо, - на то у нас «кучер есть»….

Переходим к основной теме нашего весёлого музыкального рассказа.
В опере Джакомо Пуччини «Тоска» персонаж Марио Каварадосси (художник, приговорённый к смерти) поёт романс своей возлюбленной  под названием «E lucevan le stelle И звёзды зажигаются».

Это самая известная и любимая ария из всех опер в мире.

Начинается романс задушевным грустным соло на кларнете. Во время исполнения арии на сцене происходят зловещие перемены: «небеса становятся ярче, как бы готовясь принять душу невинную и непорочную», а палач в это время «готовит» свои инструменты «к бою».

Часто повторяются строки "O dolci baci, o languide carezze   О, нежные поцелуи, о ненужные ласки", пока наконец заключительные аккорды арии (и всей оперы) не достигают своего фортиссимо,… а в зрительный ряд подключается падение Тоски, не в силах перенести смерть любимого…

Так пел E lucevan le stelе Карузо:

      

E lucevan le stelle,                И звёзды зажигаются…               
ed olezzava la terra                И запах свежей земли…
stridea l'uscio dell'orto                Скрипит воротами стража…
e un passo sfiorava la rena.                И хрустит под ногами песок.
Entrava ella fragrante,                Она входит, мой ароматный цветок,
mi cadea fra la braccia.                И падает в мои объятья.
O dolci baci, o languide carezze,            О, нежные поцелуи, о, ненужные ласки,
mentr'io fremente le belle                Как долго я освобождаю её
forme disciogliea dai veli!                Любимые черты от вуали!
Svan; per sempre il sogno mio d'amore.       Моя мечта о любви навеки исчезла.
L'ora ; fuggita, e muoio disperato!          Мой час настал и вот я умираю,
E non ho amato mai tanto la vita!            Но никогда я так не любил жизнь.

***
В США певец Ал Джонсон (Al Jolson) и композитор Винсент Роуз (Vincent Rose) пишут веселую песенку под названием «Авалон». Впервые она была исполнена в 1920 году в театре Зимний Сад в Нью-Йорке для привлечения внимания «почтеннейшей публики» к только что открывшемуся отелю «Авалон» на куротрном райском острове Санта Каталина.

Эта песенка – реклама неизвестного курорта для всей Америки, который тогда пользовался успехом лишь у артистов Голливуда.

Не упустите возможности хорошо отдохнуть, берите пример с меня – я уже побывал в Авалоне (“I’ll have to travel-on, to Av-a-lon”).

Это самые «глубокомысленные» слова из песенки этой (хотя весь текст «лирики» до настоящего времени не сохранился).

Спел песенку Ал Джонсон, как всегда, с блеском, Америка его никогда не забудет, и получилаcь весьма посредственная рекламная агитка …to travel-on, to Av-a-lon… ни много, ни мало, а 21-е место в хит параде.


В 1921 году издатель и владелец всех прав на оперы Пуччини некто Рикорди обнаруживает плагиат «Авалона» с романсом из «Тоски» «И звёзды зажигаются».

Почти 8 лет судебных разбирательств понадобилось, чтобы доказать полнейшее и нескрываемое воровство: классический вариант мелодии восходящих и нисходящих нот по октавам (1-4, 9-12, 17-20 и 25-28) и в каждом случае с широким захватом промежуточных и неударных высоких нот. Медленный ритм мелодии и гармонии позволяет импровизировать, что и сделал в джазовой манере плагиатор Винсент Роуз. Суд приговорил его к штрафу и периодической, по мере публикации песни «Авалон» на публику оплате гонорара душеприказчикам Пуччини.

Да, думали создатели рекламного «ролика» о каком-то единовременном и сугубо внутреннем успехе (действительно, число курортников в отеле Авалон несколько возросло), но чтобы стать на одну «доску» с самим Пуччини и его «Тоской»…. Такого и в кошмарном сне не могло почудиться самоучке и без всякого музыкального образования американскому итальянцу из острова Сицилия….

А в это время, мелодия Авалона становится эталоном джаза.

Знаменитый цыганский гитарист Стефан Граппелли (Django Reinhardt) исполняет её с джаз-оркестром в сопровождении скрипок.

Цыганский саксофонист Картер со своей кузиной-скрипачкой на весь мир прославили джазовую импровизацию для саксофона на примеры темы Авалона.

Далее -  Коулмэн Хокинс – гений саксофона, Бенни Гудмэн – золотой кларнет мирового джаза….

20-ый век прошёл, эстафета «Авалона» передана 21-ому. «Тоска» бессмертна, как и все её гениальные плагиаты.

Проблема только в том, что не можем мы, простые любители хорошей музыки, понять всех перипетий и «страданий», в которых рождается мелодия из семи нотных кружочков.

Интересно, угадает ли кто-нибудь в этом арию Каварадосси?:

джанго рейнгрдта

http://www.youtube.com/watch?v=DxBm8v9Iido

http://www.youtube.com/watch?v=EFy9PjDtRCo&feature=related

бенни гудмэн


Рецензии