Искусство в моей жизни. Глава2

ГЛАВА 2. УРАЛ
                2.1. ПРИЕЗД В ПОЛЕВСКОЙ
    Из деревни мы направились пешком через лес на станцию Шалегово. Оттуда добрались на  каком-то поезде до Оричей, это недалеко. От райцентра, каким являются Оричи, прошли в деревню Улановы, это километра три. Там, у тётушки Таи мы заночевали. Дом нашей тётушки находится почти с краю деревни, по правой стороне он третий. Дом двухэтажный. Крытая ограда довольно просторная. Там есть хлев, сеновал, ворота в огород. На первом этаже дома- большие деревянные лавки. Они ведут к столу, стоящему в углу, под образами. Справа- большая русская печь, на которой я когда-то чуть не зажарился. Возле самой стены, около печи-крутая лесенка на второй, жилой этаж. Там перегородка, отделяющая детский отсек от взрослого. Меня укладывают на ночь в детском, на одной кровати с братцем Геной и сестрёнкой Нинкой. Ей пять лет, мы с ней родились в один день-28 мая. Взрослые располагаются на большой половине. Мои уходят на вторую верхнюю половину- летнюю, что над входом в дом. Там тихо и прохладнее. Дядя Ваня и тётя Тая приняли нас очень радушно. Они тоже сбежали со свадьбы Али, но ещё раньше- дома скот и огород…Компанией повечеряли чем Бог послал и улеглись спать.                Мы, дети, лежим втроём. В тесноте, да не в обиде. Генка уже вовсю сопит носом и спит. Мы с Нинкой малость пошептались, поиграли, повозились и тоже уснули…Потом мы с сестрицей увидимся лишь через 12 лет, когда ей будет 17, а мне 20…                Утром мы сели на проходящий поезд на станции Оричи, где остановка всего одна минута. Какая-то бабка долго вылезала из вагона со своими кошёлками, но мы в темпе помогли ей и успели заскочить в тамбур…                …Всё, короткий перрон Оричей поплыл справа к хвосту поезда, мы поехали в сторону Кирова, а точнее- на Восток! Стучат колёса, тряска продолжается и днём и ночью… Чаи, перекусы, беседы взрослых о житье-бытье. За окном, где трепещется занавеска, мелькают бесчисленные поля, с многочисленными комбайнами, луга, перелески, озёра, речки…Велика ж Россия, моя Родин!…Мы едем на поезде почти трое суток. И вот- станция Свердловск. Огромный город, толчея, многоголосие, суета. Мама крепко держит меня за руку, чтоб не потерялся…Паля несёт два чемодана. Едем на автовокзал, откуда добираемся дальше на автобусе. Дорога извилиста и ухабиста, автобус сильно мотает. Меня начинает тошнить…Мама насилу уговорила шофёра остановиться на пару минут…Часа через два мы приезжаем в город, где мне предстоит  провести целых пять лет жизни. Это знаменитый уральский городок с названием Полевской.
                *        *        *                …Итак, конец августа 1956 года. Вначале мы поселились у дяди Коли. Сняли угол.                …Я потом увидел этот дом через  28 лет!.. Кажется, номер его 59…Передняя стена домика была разрушена, как в военных фильмах, и хорошо видна внутренность. Как будто это декорация. В том числе и наша комнатушка-справа. Ну не чудо ли, что всё это сохранилось до самого моего приезда с Инночкой к дяде Васе в Екатеринбург летом 1984 года!..Очередной подарок Оттуда… По-видимому, жители покинули жилище давненько. Что-то тренькнуло в этот момент в моей ностальгически настроенной душе…Свидание с прошлым всегда немного печально…
   …Дядя Коля- худощавый одинокий мужчина, довольно пожилой. Вид у него болезненный. Дядя Коля промышляет тем, что в лесах добывает кротов. Он ставит капканы на этих лесных бедолаг, а шкурки сдаёт. За каждую получает по рубль 20 копеек, как будто сдал пустую бутылку. Негусто для пожилого инвалида. У этого дяди Коли мы прожили недели две. Дом находился на пересечении с большой улицей, что ведёт в школу номер восемь, куда устроилась работать мама. В этой школе с сентября буду учиться во 2 «Б» и я…                Вскоре мы переехали в дом номер 130 по той же улице. Там у нас была большая просторная комната. Хозяйка дома оказалась толстой, строгой, неприветливой. Не могу вспомнить её чем-то хорошим. Этим же самым могу охарактеризовать и Палю. Он тут снова озверел: бросал мне в голову деревянную, довольно увесистую, щётку для одежды, лихо орудовал своим тяжеленным чёрным ремнём, на котором обычно правил опасную бритву перед бритьём…Кстати, эту бритву он постоянно носил в кармане с собой- для обороны. С этой же целью насыпал в карманы своего пальто мелкий нюхательный табак…Чтобы в случае опасности сперва бросить в глаза неприятелю табачку, а затем «побрить»  того и…( в колодец!...)                Через дорогу от нас жила завуч нашей школы, кажется, Валентина Фёдоровна- худощавая, в больших очках. Про неё говорили, что она- старая дева. Что это такое я толком не знал, но догадывался, что никогда не была замужем…В этом доме мы тоже прожили с месяц-два, не больше…                …В школе меня приняли дружелюбно, я быстро влился в коллектив. Наша учительница Галина Ивановна- оказалась довольно молодой. Она была  приветливая, терпеливая и внимательная. Из одноклассников я сразу подружился с Шуриком Бажовым(Шуней), Женей Тетериным и Валей Рыжиковой. В эту черноглазую симпатяшку Валентину Кузьминичну, проживавшую в доме номер 17 не помню какой улицы, мы потом влюбились сразу вчетвером…Она выбрала меня…                Школа № 8 представляла из себя четырёхэтажное здание. При школе был приусадебный участок с плодовыми деревьями, малинником и ягодными грядками…Там выращивали для школьной столовой также картошку, морковь, лук и т.п. Осенью мы убирали этот урожай…                …Вскоре мы переехали окончательно- на улицу Революционную, за плотину. Плотина была построена изначально, чтобы перекрыть речку Полевую и образовать пруд для нужд завода. Ниже плотины вода текла возле завода металлоизделий  с левой стороны и под скалами замечательной Думной горы- справа…Об этой легендарной горе, увековеченной в Уральских сказах Павла Петровича Бажова, я ещё расскажу.  Под плотиной было немало небольших водопадов, где мы в жаркую погоду охлаждали свои загорелые тела и буйные головы, а в воде можно было запросто поймать руками крупную рыбу. По этой широкой плотине шла дорога в ту часть города, удалённую от центра, где теперь поселились мы. Тут находились4- 5 улиц, шедших от Думной горы как бы вдоль пруда к дальней горе возле леса...  Самая нижняя из этих улиц Революционная и есть. Интересный факт. Сперва наш дом имел чётный номер 16, поскольку нумерация начиналась по ходу движения из города, то есть, от плотины. Находился дом справа, за ним пониже пруд…Через пару лет власти города Полевского решили поменять направление отсчёта, приняв за начало улицы дома на верху горы, у самого леса. Таким образом, наш дом получил «перевёрнутый» номер и стал домом с нечётным № 61…
2.2. НОВЫЕ ДРУЗЬЯ
   Местная ребятня приняла меня благожелательно. Сказалось то, что мама была учительницей, о чём быстро распространился слух и то, что я не задавался, а сразу попытался найти контакт с ними. Мы быстро сдружились. Моими друзьями вскоре стали Вова Комаров, Серёжа Платонов, соседка Таня и Оля Черепанова. Постепенно круг общения расширялся. В него вошли Сашка Карманов, старшая сестра Вовки Люба, вновь приехавшая Маринка и другие ребята. И как-то так получилось, что вскоре уличная детвора признала меня заводилой, хотя, повторюсь, было тогда мне всего восемь лет. Но я к тому времени уже вовсю колотил мешок с опилками, который в первые же дни приезда подвесил на стволе черёмухи под окном в огороде, делал самостоятельно зарядку(как учил  по радио дядя Герцог из Москвы), почти всегда побарывал на лужайке ребят, не боялся любой боли, знал много песенок и стихов, прочёл немало интересных книжек, говорил по-немецки…К тому же, вскоре я раздобыл книгу «Техника борьбы самбо», стал самостоятельно изучать приёмы и применять эффективно их на практике во время шуточных турниров с мальчишками…А самое главное- у меня обнаружился главарский характер и организаторские способности…
…Наш новый дом стоял у проулка, который, спускаясь, вёл к пруду. Этот городской пруд омывал большую часть города. Я потом узнал, что в него втекали ещё речки Светлая, Чёрная и ещё какие-то речушки. Этот водоём уходил вдаль к тёмным лесам, примерно на три-четыре километра. Дом моего одноклассника Шурика Бажова(Шуни) стоял, если смотреть от нашего дома,- справа, примерно в километре. Тоже у самого берега. Дальше за ним находился небольшой городской пляж, или как его называли местные, купальня. Там имелось несколько скамеек для отдыхающих, «грибочки» от солнца и деревянная вышка для ныряния, к которой вели  хлипкие мостки…В последующие годы мы с друзьями ходили иногда туда купаться, но в основном обитали возле нашего берега, недалеко от дома…За купальней в этом водоёме был даже необитаемый остров, покрытый растительностью…                ….Я постепенно знакомился с новым местом обитания. В городе ещё, кроме пруда, завода, плотины и купальни,  имелся парк, Дом культуры, библиотека, кинотеатр, музыкальная школа, стадион, больница, детдом, несколько школ, типография, банк, милиция, Дом пионеров, базар и автостанция возле него. От автостанции ходили  автобусы по  нескольким городским маршрутам и на дальние рейсы- в Свердловск, Северский, Сысерть и ещё куда-то…На одном из автобусов до Криолита можно было подъехать поближе к нашей восьмой школе…Но это стоило денег. Поэтому я часто их экономил и бежал на уроки, чтоб не опоздать, что называется, сверкая пятками…Возвращался же обычно не спеша, частенько с Шуней, с заходом к нему в гости…Там мы сообща делали уроки, сочиняли стихи  и прочее…
  …Опишу поподробнее дом, где мы поселились в сентябре 1956 года и где прожили до августа 1961 года. Проулок, который я упоминал, спускался к пруду левее нашего огорода. Он был образован нашей изгородью и забором вдоль огорода Серёжки Платонова. По этому проулку можно было с улицы пройти к дороге вдоль пруда. Ели пойти по этой дороге направо, то вскоре выйдешь к плотине, типографии и Дому пионеров. А там и Думная гора рядом, а у её подножия школа-четырёхлетка, в которой учился в царские времена автор «Хозяйки Медной горы» и других замечательных сказов Павел Бажов. К слову, этих самых Бажовых в Полевском- очень много. Неужели все они родня знаменитости?..А если пойти по дороге вдоль пруда от проулка  влево, то вначале можно прийти почти к продмагу, а потом, поднявшись на первую гору и перевалив через неё, у леса легко увидеть слева избушку почти на курьих ножках. Тут живёт самая настоящая колдунья!..Странная бабуся с нечёсаными чёрными волосами, одетая в разноцветное рваньё…С  ведьмой лучше не разговаривать и держаться следует от неё подальше, иначе она может затащить в большой котёл, который дымится на её подворье!.. Об этом мне поведал всезнающий Вовка Комаров…Если же не подниматься в гору, а держать вдоль берега правее, то можно прийти в совхоз. Там идут раздольные поля, где растут картошка и кукуруза- для силоса…В совхозе белеют невдалеке несколько  коровников, а коровам часто дают жмых- очень твёрдые комки спрессованных подсолнечных семечек, правда, с кожурой. Жмых, как выяснилось на практике, годится в пищу не только дойным коровам или телятам. И ребятне с голодухи он - знатная вещь!.. А за совхозом в лесу и речка Светлая, где есть большой пионерлагерь…
…Сейчас о самом доме. Со стороны пруда он был двухэтажным. Это теперь-наша половина. А другая-с улицы- одноэтажная. Там живут Борноволоковы, бывшие владельцы всего дома, продавшие нам половину. Похоже, что их эта тема (потеряли часть своей территории) грызёт…Но об этом- позже…Итак, мы живём на верхнем этаже, а внизу –хозяйственный этаж. Здесь хранятся лопаты, грабли, лейки, вёдра, бочки и разные инструменты. Ещё тут в прохладе лежат овощи и всякие продукты, а также имеется ледник. На нём и летом не прокисает молоко и держат под опилками мясо или рыбу. При входе в этот Erdgeschoss, как говорят в Баварии, а по-нашенски,  полуподвал, справа под лестницей потявкивает пёсик. Конечно, это далеко не Шарик, но я его тоже частенько подкармливаю и глажу по шелковистой голове…Он рад и поскуливает.  С улицы двор перекрыт двухстворчатыми крепкими воротами. Сбоку есть калитка для прохода. В полузакрытом крышей дворе слева вечно валяются металлические уголки, прутья, обрезки труб и прочая арматура Борноволокова. Он сварщик и этим всё сказано. У людей этой профессии всегда много подработок- провести  летний водопровод в сад, приварить решётку, сделать ограду для усопшего и т.п. Поэтому Александр Петрович, бывший пограничник,  почти всегда весел, вернее, навеселе. Дальше во дворе слева- живут курочки хозяев, потом крытая часть и выход в огород. В огороде слева- удобства…Зимой и летом они одним цветом.                В жилую часть со двора наверх ведёт крутая лестница. Она огорожена слева дощатой стеной. На верхней площадке справа- дверь в общие сени, слева- открывающийся и запирающийся ставень. Если его открыть, то виден наш двор или окрестности, превышающие крышу крытой части двора. Например, соседний дом с садом Серёжки Платонова. В общих сенях наша дверь, оббитая для тепла одеялами, слева, а соседей- справа. Посередине- небольшой чуланчик. Он- общий, но хозяйничает в нём Лена, жена Борноволокова. Она худа, бледна и странна. У них маленький ребёнок…Эта самая Лена, как станет известно позже, очень любознательна. Даже в холода она, одевшись потеплее, идёт в чулан, ложится на пол к нашей стенке, приставляет к ней блюдо, чтоб усилить звук и слушает наши разговоры…Интересно, брала ли она с собой русско-немецкий словарь, ведь мы дома часто говорили по-немецки?.. Зачем она подслушивала? С какой целью? Непонятно. Чужая душа- потёмки…                Кстати, ведь она наверняка слышала, как озверевший Паля избивал меня, когда мамы не было дома. Почему она ни разу на заступилась за меня? Почему никому не сообщила?..Странная Лена…                Ещё сосед, кроме электродов, проводов, кабелей, щитка с тёмно-синим окошечком  и брезентовой робы, имел редкие по тем временам вещи: телевизор и мопед. Первое время нас два-три раза любезно приглашали посмотреть телевизор на ту половину. Из увиденного тогда , я помню шумные визиты нашего самого главного в стране- Никиты Сергеевича Хрущёва- в разные страны, его встречу с госпожой Бандеранайки…После чего далёкая от нас Индонезия стала лично для меня намного ближе…                Теперь опишу, как  наше жилище выглядит изнутри.                Это, по сути, одна большая комната. Она имеет небольшую перегородку у ближней и дальней стены. Слева от дальней переборки- кровать взрослых. На перегородке висит дешёвый ковёр. Справа за дощатой стеночкой- вдоль  низкого окна- моя раскладушка.   Сразу справа от входа в дом- небольшая кирпичная печь с конфорками и духовкой для выпечки. Здесь же стол с посудой, вёдра с водой , помойное ведро. Тут как бы кухня. Ещё в большой комнате есть стол, где мама проверяет тетради учеников, а я готовлю уроки. Этажерка с книгами, которых становится всё больше. Тут же обновка- ламповый  радиоприёмник. По нему днём идёт моя любимая передача, где дядя Коля Литвинов ласково говорит прямо мне:«Здравствуй, дружок!»,  а ночами Паля часто слушает сквозь шум глушилок какие-то вкрадчивые , но противные заморские голоса с сильным иностранным акцентом: «Дэс из девойсэс Амьерика…Ви слушайт голос Амьерика из Вашингтона…» Тьфу!!!
       *        *        *
      Здесь, в Полевском, мои познания в области различных искусств значительно расширяются, благодаря чтению книг, кинофильмам, радиоспектаклям Свердловского театра музкомедии, телевидению, концертам и посещению настоящего цирка.                Билет в кино стоит для детей сущие копейки и я часто хожу в кинотеатр или в ДК, где тоже часто демонстрируют фильмы. Иногда мы посещаем кинотеатр всей семьёй, изредка ходим вдвоём с мамой, чаще я бегаю туда с приятелями или направляюсь один. Из увиденного на Урале помню «Борец и клоун», «Часы остановились в полночь», «Ночной патруль», «Тайна двух океанов», «Тимур и его команда»,"Судьба барабанщика", «Маугли», «Тарзан», «Весёлые ребята», «Волга-Волга», фильмы с Тарапунькой и Штепселем,"Цирк", фильм-концерт  «Весенние голоса», «Подвиг разведчика»…У вас продаётся славянский шкаф?...Шкаф продан, могу предложить тумбочку…                За пять лет я посмотрел с сотню кинокартин. Больше всего мне нравились фильмы про войну и кинокомедии…                …А книги! Я читал их запоем, иногда вместо приготовления уроков. Когда вечером выключалась большая «люстра»-лампочка в большой комнате, вокруг которой в качестве абажура вначале висела свёрнутая конусом газета, то я под одеялом потихоньку включал китайский круглый фонарик и погружался вместе с капитаном Немо в «80 тысяч лье под водой» или холодел от злобного рыка «Собаки Баскервилей»…
…Вскоре мама решила учить меня музыке. В комиссионном магазине продавался недорого баян, поэтому выбор музыкального инструмента был предрешён. Баян в футляре был довольно тяжёл, а музыкальная школа на улице Ленина находилась очень далеко. И я категорически отказался туда ходить, о чём сейчас очень сожалею…Решили начать с кружка в Доме пионеров, благо он находился поблизости, рядом с типографией и редакцией городской газеты «Рабочая правда». В этой газете мама часто публиковала свои заметки на тему воспитания детей. В той же редакции работала мать моего приятеля Серёжки Платонова…                Музыкальным руководителем кружка Дома пионеров оказался невзрачный дяденька с красным носом. По осени он собрал  в небольшой комнате около десятка пацанят с баянами. В их числе был и я…Честно говоря, даже на не столь большое расстояние носить тяжеленный инструмент мне не очень понравилось. Но - процесс пошёл! Я стал осваивать нотную грамоту и практику музицирования…Этот дяденька часто куда-то надолго выходил из кабинета, а когда возвращался, то жевал бутерброд… Мы во время его отсутствия отдыхали , баловались, носились по тёмному зрительному залу. В этом зале я бывал не раз на различных концертах. Например, во время выборов такие бесплатные концерты шли тут с утра до вечера…Больше прочих мне нравились юмористы, куплетисты и фокусники…Так вот, в этом кружке я за полгода такого вольного обучения добился «выдающихся» успехов: неуверенно играл правой рукой гамму и «Маленькую полечку»…Мама, заметив малую эффективность бесплатного обучения, договорилась со старым учителем-пенсионером из школы номер два, жившим неподалёку, о частных уроках. И вот мы с баяном пришли к этому седоватому худощавому учителю  пения…Увидев меня, его жена, поманила супруга в соседнюю комнату и отчаянно шипя, что-то выговаривала. Но, узнав об оплате, сразу подобрела и предложила маме чаю с пирожками, пока я буду заниматься высоким искусством- музыкой!..                Ходить сюда было значительно ближе, учитель никуда не убегал, поэтому я через месяц уже лихо играл  правой рукой «Во поле берёза стояла», а на басах выводил «Баба чистила картошку, дед очистки подбирал»…Но через два месяца жена учителя заявила, что «Работать бесплатно- дураков нет!» и предложила с нового сезона поднять оплату…                К счастью, наступило лето и я уехал в пионерлагерь на реке Чусовой…                Так закончилась моя карьера музыканта-виртуоза!
(Продолжение следует)


Рецензии