Эразм Роттердамский

Эразм (1466-1536) родился в Роттердаме. Он был незаконнорожденным; позднее он сочинил весьма романтический, но далекий от правды рассказ об обстоятельствах своего рождения. В действительности отец Эразма был священником; он не был чужд учености и, в частности, знал греческий язык. Еще в детстве Эразм потерял родителей, и опекуны (видимо, потому, что растранжирили его деньги) обманом и лестью уговорили его поступить монахом в Штейровский монастырь, – шаг, в котором он раскаивался всю свою жизнь.

В 1493 году Эразм стал секретарем епископа Камбрэ, который был президентом Ордена Золотого руна. Это дало Эразму возможность оставить монастырь и отправиться в путешествие, правда не в Италию, как он надеялся. Некоторое время он пробыл в Парижском университете, но не нашел здесь ничего полезного для себя. Он не питал настоящей любви ни к какой философии, даже к философии Платона и Аристотеля, хотя о последних следовало говорить уважительно, ибо они были древними.

В 1499 году Эразм в первый раз посетил Англию, где ему понравился обычай целовать девушек. В Англии он подружился с Колетом и Мором, которые побуждали его бросить литературные безделушки и заняться серьезным трудом. Колет читал лекции о Библии, не зная греческого языка; Эразм чувствовал желание посвятить себя библейским исследованиям, но считал необходимым для этого овладеть греческим языком. Хотя Эразм был слишком беден, чтобы нанять учителя, он принялся за изучение греческого языка после отъезда из Англии, состоявшегося в начале 1500 года; осенью 1502 года он уже хорошо владел языком, а когда в 1506 году поехал в Италию, то обнаружил, что ему нечему учиться у итальянцев. Эразм решил издать сочинения св. Иеронима и опубликовать греческий текст Нового завета с новым латинским переводом; и то, и другое было осуществлено в 1516 году. Открытие ошибок в Вульгате было впоследствии использовано в полемических целях протестантами. Эразм предпринял попытку изучить и древнееврейский язык, но не довел ее до конца.

Единственной книгой Эразма, которая и в наше время находит читателей, является "Похвальное слово Глупости". Замысел книги зародился у него в 1509 году, когда он пересекал Альпы по пути из Италии в Англию. Книга была в короткий срок написана в Лондоне, в доме Томаса Мора, которому была посвящена с шутливым намеком на сходство, ибо "moros" значит по-латыни "глупец". Книга написана как монолог, произносимый самой Глупостью; захлебываясь от восторга, она распевает сама себе дифирамбы, и речь ее еще более оживляют иллюстрации Гольбейна. Глупость охватывает все проявления человеческой жизни, все классы и профессии. Если бы не глупость, человеческий род вымер бы, ибо кто может сочетаться браком, не становясь глупцом? Она советует, в качестве противоядия мудрости, "сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума". Кто может быть счастлив, не обольщаясь лестью или себялюбием? Но такое счастье – глупость. Самые счастливые люди те, которые близки к скотскому состоянию и лишены разума. Высшее счастье то, которое покоится на обмане, ибо так живется лучше: легче быть королем в собственном воображении, чем на самом деле. Далее Эразм высмеивает национальную гордость и профессиональное тщеславие: почти все мужи искусств и науки в высшей степени тщеславны и счастье свое черпают из своего тщеславия.

В ряде мест сатира уступает обличению, и речи Глупости выражают сокровенные мысли самого Эразма; эти места касаются церковных злоупотреблений. Отпущения грехов и индульгенции, в которых священники "измеряют срок пребывания душ всех людей в чистилище"; почитание святых, не исключая Богородицы, "которую простой народ чтит даже более чем Ее Сына"; распри теологов о Троице и Воплощении; доктрина пресуществления, схоластические секты; папы, кардиналы и епископы – все служат мишенью злых насмешек Эразма. Особенно злым нападкам подвергаются монашеские ордена: это сборище "сумасшедших идиотов", которые далеки от всякого благочестия, "а между тем сами они вполне собою довольны". Ведут они себя так, как будто бы религия заключалась в одной лишь мелочной проформе: "Сколько узлов обязан носить монах на своем башмаке, какого цвета должен быть его пояс, какими внешними признаками должна отличаться его одежда, из какой ткани подобает ее шить, какой ширины должен быть пояс" и так далее. Нетрудно было бы услышать, что они скажут перед судом Христа. "Тогда один выставит напоказ свое брюхо, раздувшееся от рыбы всевозможных пород. Другой вывалит сто мер псалмов... Иной станет бахвалиться тем, что пятьдесят лет подряд притрагивался к деньгам не иначе, как обмотав предварительно пальцы двойной перчаткой". Но Христос прервет их: "Откуда эта новая порода иудеев? Лишь один закон признаю я моим, и как раз о нем ничего до сих пор не слышу". ["Горе вам, книжники и фарисеи... Я завещал вам лишь одну заповедь – возлюбить друг друга, и как раз о ней ничего до сих пор не слышу".] Однако на земле эти люди внушают страх, ибо благодаря исповеди они знают много тайн и часто выбалтывают их, когда напьются пьяными. Не пощажены и папы. Верховные первосвященники должны были бы подражать своему Господу в смирении и бедности. "Они же уповают на оружие да на те сладкие словеса, о которых упоминает апостол Павел и которых никогда не жалели папы в своем милосердии, а именно – на интердикты, на освобождение подданных от присяги, на повторные отлучения, на анафемы, на картинки с изображением чертей и, наконец, на те грозные молнии, при помощи которых души смертных низвергаются в самую глубину Тартара. Святейшие отцы поражают этими молниями тех, кто, наученный дьяволом, пытается умалить или расхитить достояние св. Петра".

Книга заканчивается серьезным заключением, что истинная религия является разновидностью Глупости. На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах Глупости – одном, восхваляемом иронически, и другом, восхваляемом серьезно; тот вид Глупости, который восхваляется серьезно, раскрывается в христианской простоте. Это восхваление находится в полном соответствии с тем отвращением, которое Эразм питает к схоластической философии и ученым докторам, не знавшим классической латыни. Вместе с тем оно представляет собой первое выражение в литературе взгляда, сформулированного позже Руссо в "Савойском викарии", – взгляда, согласно которому истинная религия идет от сердца, а не от ума и, следовательно, всякая сложная теология является ненужной. С течением времени эта точка зрения получала все большее и большее распространение.

После Реформации Эразм жил сначала в Лувене, придерживавшемся чистейшей католической ортодоксии, а затем в Базеле, который стал протестантским городом. Каждая партия пыталась перетянуть его на свою сторону, но долгое время безуспешно. Эразм, как мы видели, подверг резкому обличению церковные злоупотребления и порочность пап; в 1518 году, том самом году, когда Лютер поднял свой бунт, он опубликовал сатиру "Julius exclusus", в которой описывалось, как Юлий II тщетно пытался попасть на небо. Однако неистовость Лютера отталкивала Эразма, ненавидевшего борьбу. В конце концов он пристал к католической партии. В 1524 году Эразм написал книгу в защиту принципа свободы воли, который Лютер, следуя Августину и даже приписывая ему то, чего тот не говорил, отверг. Лютер ответил озлобленно, и это еще более толкнуло Эразма в объятия реакции. С этого времени и до самой своей смерти он все более и более терял остатки своего влияния. Эразм всегда принадлежал к людям робкого десятка, а такие люди уже не годились для наступивших времен.  (Б. Рассел «История западной философии»;  3; 1; 4).

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии
Очень интересно, Константин, благодарю!
А вот почему вы не упомянули о важной в его судьбе встрече с другим гением, живописцем Гансом Гольбейном в 1515 г., у которого тоже очччень интересная судьба, сегодня как раз слушала о нём аудиокнигу В. Пикуля.

А у меня тоже есть посвящение - "Ода Глупости" - Эразму Роттердамскому - http://stihi.ru/2015/07/21/4208

Почему выходит, что сатира дольше живет, нежели серьезные труды автора? Легче бывает воспринята публикой, наверное.

Феана   09.04.2022 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Феана! Вы правы, Эразм достоин более подробного и обстоятельного жизнеописания. Я ограничился небольшим, коротким очерком, поскольку он далеко не главный герой цикла. В "Истории религии и философии" собираются конспекты прежде всего о тех мыслителях (вероучителях, философах, ученых), которые оказали заметное влияние на постижение природы мироздания, места в нем Бога и человека. Эразм имел сильное влияние на современников, но в последующие века влияние это ощущалось уже довольно слабо.

Константин Рыжов   09.04.2022 22:10   Заявить о нарушении
Прошел по вашей ссылке, Феана. Спасибо, что упомянули в своем тексте о моем небольшом конспекте. На самом деле ничего нового к вашему прекрасному стихотворению я не прибавлю. Все сказано и все исчерпывающе показано. Хорошо, что в человеческой истории есть такие мыслители и творцы, чей вклад в историю мышления невозможно ни забыть, не обесценить. Даже столетия спустя люди с интересом читают их книги и находят в них для себя что-то важное и непреходящее.

Константин Рыжов   09.04.2022 22:30   Заявить о нарушении
Да, Константин, соглашаюсь с вами.
А по сути может получиться, что время - исчезающий "объект", все, с кем нас сводит судьба и процесс познания, приходим в одно место, как капли в море, и тогда наши воспоминания служат питанием для новых замыслов Творца... Ни одна капля не пропадает, никакой труд не исчезает бесследно.

Феана   10.04.2022 07:48   Заявить о нарушении
Очень похоже, что это действительно так! Впервые ясное и исчерпывающее изложение подобной точки зрения я нашел в книге Л. Дмитриевой «"Тайная доктрина" Блаватской в некоторых понятиях и символах» (потом я использовал ее в своем очерке о Блаватской). До сих пор полагаю, что это одна из самых глубоких и удачных попыток постижения тайны Божественного.

Константин Рыжов   10.04.2022 08:23   Заявить о нарушении
По теме "Хронос" мы на ковчеге открыли новый проект, если у вас есть что, присоединяйтесь.

Феана   10.04.2022 16:28   Заявить о нарушении
И продолжаем проект Царства Мудрости, в формате электронных книг о мудрецах. Могу собрать вашу книгу по присланному файлу, если хотите.

Феана   10.04.2022 16:31   Заявить о нарушении
По присланному файлу? Я читал ее еще в 1990-е в библиотеке. Даже не знаю, есть ли она в Интернете. Хотя можно поглядеть.

Константин Рыжов   10.04.2022 19:00   Заявить о нарушении
Константин, я имела в виду собрать вашу книгу для проекта Царство мудрости (Наследие мудрецов).

***
Спасибо за ссылку, эту книгу активно не критикуют рериховцы, объясняя тем, что популяризировать таким образом духовные знания не нужно, особенно для незрелых умов молодёжи, а книга была рекомендована студентам, издана огромным тиражом...
Наши авторские книги, отражающие Первоисточники, также не годятся для тиражей, поэтому создаем их для маленьких библиотек и только в цифре.
Те, кто может знать, уже знают, а другим необходим рост самостоятельного духовного труда, погружение в истоки души, осознание ценности Первоисточников и открытие источника в себе.
С уважением,

Феана   11.04.2022 08:29   Заявить о нарушении
...исправить нельзя, при редактировании остались два лишних слова "активно не"...

Феана   11.04.2022 08:31   Заявить о нарушении
Критикуют? Жалко! А мне она очень понравилась. Но раз ее издали большим тиражом, значит своего читателя она нашла.

Константин Рыжов   11.04.2022 20:33   Заявить о нарушении
Нашла страницу, где можно скачать или читать другие её книги - http://knigogid.ru/authors/82257-larisa-dmitrieva

Феана   11.04.2022 21:56   Заявить о нарушении
Спасибо большое! Неисчерпаемым источником книг по эзотерике для меня всегда был Свиток http://svitk.ru/001_b_kategorii/0vse1.php
Но как раз этой книги там почему-то нет.

Константин Рыжов   12.04.2022 04:34   Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Константин, настоящий клад - "Свиток"!
Жаль лишь, что незащищённый ресурс.
Добавила его в Звёздный Храм Ковчега http://kovcheg.ucoz.ru/1.html

Под книжной полочкой наших трудов, именно для этой полочки и Библиотеки предлагаю вам собрать вашу эл. книгу, по подобию, как мы сделали с Древней Грецией. Подумайте.

С теплом,

Феана   12.04.2022 07:57   Заявить о нарушении
Мне кажется, я уже говорил вам о своем намерении представить в небольших очерках-конспектах всю историю человеческого мышления (порядка 250-300 очерков). Я потихоньку претворяю свой замысел в жизнь. Вот добрался уже до первой половины XVII в. (до Кеплера и Галилея). Мне трудно судить, насколько это интересно другим, и в особенности, вашим читателям. Потому что здесь не только эзотерика, но и религиозные учения, чистая философия, а также важнейшие, мировоззренческие научные открытия. Я располагаю очерки в строго хронологическом порядке. Но можно их группировать (древневосточные религиозные учения; раннее христианство, эпоха Ренессанса, Реформация и пр.). Каждую тему можно представить в виде цикла по типу "Истории древнегреческого мышления". Но опять-таки, я не знаю, насколько это интересно другим.

Константин Рыжов   12.04.2022 20:55   Заявить о нарушении
Понимаю, замысел грандиозный, требует много сил-времени-мысли...
И автор заранее не знает, кому может оказаться интересен его труд, сейчас или завтра.. сегодня времена клипового восприятия и ускорения процессов созревания самосознания, а дальше? Времена телепатического познания?
Про нашу аудиторию мне неизвестно, увы.

Феана   13.04.2022 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.