Слесарь

   Я успешно закончила десять классов и, как полагается, поехала в город поступать в университет. Завалила химию, по которой у меня в школе было отлично, и хотела было всё бросить, но что-то меня удержало от такого опрометчивого поступка – переложила документы на заочное отделение. Но была загвоздка, чтобы учиться на заочном, нужно обязательно предоставить справку с места работы. Какая работа? Я только закончила школу и мне всего семнадцать. Рванула домой. Дома ахи, охи:
- Ну, как же так? Ладно, оставайся дома, на будущий год поедешь! – но я не из тех, кого можно уговорить в два счёта. Решила- найду справку и снова поеду, пока учебный год не начался.
    По школьной программе, в десятом классе должна быть производственная практика, как бы выбирали профессию и обучались на производстве. Подшефной организацией нашей школы было Вагоноремонтное депо. Естественно, выбор был небольшой. Девчонки из класса разделились, кто пошёл на маляра, кто-то остался в школе обучаться кройке и шитью. Шить я умела – мама научила, красить – чего там уметь? (это я тогда так думала).
Стала проситься к слесарям. Мне говорят:
- Ты чего? У нас тут не кройка и шитьё! Да в нашем цеху автосцепки в жизни баб не было, кроме уборщицы!
Мой папа в этот период был заместителем начальника этого депо. Мастер к нему:
- Александр Григорьевич, да убедите Вы свою дочь, что не женская это профессия! Запретите, в конце концов! Нас же засмеют мужики!
   Но папа у меня был человеком грамотным и разумным:
- Не могу запретить, свобода выбора. А вот пусть попробует, возьмите. Чего уж там, зарплату ей платить не надо, главное, чтоб технику безопасности соблюдала и под какую-нибудь автосцепку не угодила. Немного поработает и сама убежит.
   Плохо тогда меня знал мой папа. Не убежала и проработала в цеху целый год. Через три месяца меня аттестовали и присвоили- Слесарь автосцепщик первого разряда. Нет, первый – это самый низший. Самый классный разряд – это шестой.
Теперь я знала, как прицепляются друг к другу вагоны, что может случится, если автосцепка больна (Так говорили слесаря).
Ну вот, нашла я этот драгоценный документ и опять в город. В августе мне уже исполнилось 18 лет! Пришла в кадры вагонного депо ст. Первая Речка. Кадровики смеются:
- Слесаря? Конечно нужны! Но не такие же соплячки, нам нужны парни. Работа не женская, тяжелая. Молотки, зубила, станки, наконец! Иди учеником маляра, там у нас в основном женщины работают, да и зарплата там стоящая. Чего упёрлась то? Слесарем, слесарем! Дался тебе этот слесарь! – в сердцах выговаривала мне кадровичка.
- Да, у меня документ есть, что я слесарь! – не унималась я.
  Пошла на приём к начальнику Вагонного депо. Стала по новой объяснять ему чего хочу. Он сидел, слушал и улыбался:
- А ты, случайно, не дочь Александра Григорьевича? – я молча кивнула головой.
- Понятно – протянул он, папина порода.- Иди уж, сейчас в кадры позвоню.
   Летела в кадры кубарем, через три ступеньки. Только бы не опоздать! Взяли меня учеником слесаря в заготовительный цех, с испытательным сроком на три месяца. Как и полагается, выдали на складе спецодежду неимоверного размера, я была тощая, небольшого росточка. Получила я набор и слесарных инструментов. На вопрос кладовщицы:
- Кому берёшь? – гордо отвечала – Себе.
  Уже позже, ребята часто приводили кого-нибудь в цех и показывая на меня пальцем, говорили:
- Да, вон она, у окна! – и я слышала – Да вроде ничего, девка, всё при ней! И чего в слесаря пошла? Ей бы где-нибудь в конторе сидеть!
   А когда узнавали, что я ещё и в университете учусь, совсем меня не понимали.
Ухажёров у меня было, не счесть! Но я стояла на своём: «Не гулять ты, подруга сюда приехала, а учится!»
В бригаде у нас было 12 слесарей, 11 парней, я и мастер, Витя Цой.
Символично, но он не пел. Как к ученику ко мне прикрепили наставника, такого пожилого матёрого слесаря. Смотрел он на меня, как на собственную внучку. Всё показывал, рассказывал, никогда на меня не сердился. Спокойно показывал, как нужно работать молотком:
- Чего ты, как дятел? Примерься, да размахнись как следует!
Прошло уже много лет, и я, когда слышу, как где-то что-нибудь забивают, сразу определяю:
- Не умеет человек правильно работать молотком, уж больно часто тюкает!
Мой учитель научил меня очень многому и это очень пригодилось мне в жизни. Я могла запросто притереть кран, чтобы он не подтекал. Могла делать ключи, изготовить кочергу, угольный совок, нарезать новую резьбу, сделать шарниры на двери любого размера, даже рояльные, для шкафа или откидного сиденья. Научилась ставить на туфли –шпильки металлические набойки. Экономия, сумасшедшая. Туфли вдрызг, а набойки на казеине как вкопанные.
   Как-то мастер у меня спрашивает:
- Лариса,вот по наряду ты всё делаешь,а почему дополнительно мало деталей сдаёшь?
 Я глаза в пол, покраснела, стою молчу.И тут мой наставник выступил:
 - Знаешь, Виктор? наши то ребяты берегов не видют! Матерятся при ей, а она девка стеснительная, только они какую-нибудь байку,мать перемать, завернут,она шасть за дверь и дожидается пока они не иссякнуть!
  Мастер посмотрел на народ корейским взглядом и так выдал:
 -Я ядрёна кочерыжка, ещё раз, вашу мать, услышу, вашу мать, всех премии лешу!
  Хохот стоял такой, что прибежали из других цехов , посмотреть как Цой воспитывает свою бригаду.
   Я жила на квартире, хозяйка с меня брала немного, потому что я перед работой заводила её маленьких дочек в детский сад, вечером забирала. Мне было по пути. Так вот, я хозяйке сделала и подарила савок, кочергу и ещё один комплект ключей от квартиры. Ручки и ключи очистила, отхромировала, ну прямо как из магазина!
   В производственные обязанности ребят нашего цеха входили работы по текущему ремонту пассажирского подвижного состава. Приходит, например, пассажирский дальнего следования и в вагонах там что-то сломалось.  Старший состава приносит нашему мастеру список поломок и распределяет ребят по вагонам. Ребята чинят вешалки, защёлки, меняют шарниры, цепочки для унитазов (в то время были такие дёргалки), ремонтируют вагонные столики, откидные сиденья.
   Проводники же в это время (в основном молодые девчонки) бежали в цех, чтобы попросить изготовить новый ключ от купе, быстро сделать прогоревший савок или кочергу. Я умела делать всё. Ну, наши ребята ушлые.
- Ключ? Да без проблем! Бутылка! Савок-ещё бутылка!
В то время был такой маршрут, Харьков-Владивосток, его называли – Яблочный обоз. Проводники яблоки возили вагонами. В городе у них была своя клиентура.
Они подешовке отдавали яблоки базарным тётечкам и были в таком густом наваре, мама не горюй.
    Так вот, как только поезд подавали в депо, проводники гуськом тянулись в наш цех. Кому ключ, кому савок, ну вобщем, была необходимость в слесарных работах. Приходят, видят меня за верстаком, спрашивают:
- А эта девчонка, что у вас делает?
- Да работает у нас в бригаде слесарем!
- Да иди ты! И чё, всё умеет делать?
- Да, запросто, только попросите- хвалились ребята.
Сказали на свою голову. Весь хоровод проводников переместился ко мне. Ещё бы, я всё делала за яблочки, которые ничего не стоят, а парням подавай бутылку! Правда, среди проводников тоже были дамы предприимчивые, привозили яблочный самогон или наливку. Яблоки у меня были каждый день и зимой, и летом. Вкуснотища! А запах! Всю мазуту и масла перебивал в цеху. Поезда приходили каждый день и молва, что во Владике слесарит одна девчонка и за два-три яблочка сделает всё как и парни за бутылку, бежала, как говорят, впереди паровоза.
    Ребята скоро поняли, что очень промахнулись, когда рассказали о моих слесарных возможностях. И иногда, слёзно просили:
-- Ну, уйди куда-нибудь, когда Харьковский подадут! Уйди, будь другом! Так выпить хочется!
   Вот такая у меня в молодости была интересная жизненная история. Так я работала и училась. Мои слесарные знания пригодились мне и на работе, и дома. Даже муж, который страшно не любил, когда стоят над душой, меня никогда не прогонял, он знал, что я могу вовремя подать нужного размера болтик, шуруп, отвёртку, стамеску. Я была при нём, как операционная сестра у хирурга.


15.07.2020г. Владивосток.


Рецензии
Лариса! Я родину не помню, потому что прожил там не более года от рождения. Но меня всегда влекла туда непонятная сила. я побывал там. стараясь увидеть максимум.
Ведь второй раз исключён. Но благодаря Вам я её вновь обретаю. Огромное спасибо!

Вадим Светашов   23.03.2021 17:16     Заявить о нарушении
У нас в с.Романовка есть гидрологический пост на р.Суходол.Когда работала,часто ездила на инспекцию.Места там удивителные.

С уважением, Лариса.

Лариса Тунеголовец   24.03.2021 02:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.