Спасен либо на ноль процентов, либо на сто
Напомню: две первые главы в послании Галатам посвящены истории, следующие две – богословию, две последние – этике. Интересно, что в начале третьей главы у Павла был удобный повод продолжить рассказывать свою биографию. Он уже сообщил про свое обращение, призвание, начало служения, посещение Иерусалима, инцидент в Антиохии, первое миссионерское путешествие, когда он с Варнавой прибыл в Галатию.
Сейчас было бы кстати не просто упомянуть, что он проповедовал здесь Христа так ярко, что Он был словно распят перед глазами галатийцев, но напомнить об этом поподробнее. Но Павел не использует это послание как повод для рассказа о себе любимом, у него здесь всего в меру, и он чувствует, когда пора перейти от автобиографии к собственно главной теме письма.
А. 3:1-5: Напоминание о личном опыте и обращении галат
1. 3:1: Прельщенная община
В третьей главе Павел защищает учение с позиции
• 1-5: личного опыта галат
• 6-4:31: библейского откровения
По поводу его первого аргумента. В Пс.18 приводится два вида аргументации и превознесения Божьего Слова: оно 1) сладкое и 2) истинное, верное.
Об этом говорит Пайпер в книге «Коронавирус и Христос». Он задает вопрос: откуда мы знаем, что Бог – это Бог? И отвечает: оттуда же, откуда знаем, что сахар сладкий. Да, есть логические способы объяснения, но в конечном счете для нас важен личный опыт, наше личное впечатление от пересечения с божественным. «Вкусите и познайте, как благ Господь».
3:1: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?
Дважды в послании Павел останавливает вязь своих историко-богословских цепочек аргументации и обращается к галатам напрямую: в 3:1-5 и 4:12-20.
«О, несмысленные Галаты!» В 1:11 Павел назвал галат братьями, в 4:19, а в этом стихе – идиотами (J. B. Phillips перевел так: «O you dear idiots of Galatia…»). Может быть, он потому себе это позволил, что они были близки ему.
Павел учил в этом же письме если и исправлять кого-то, то в духе кротости. Выходит, этот стих – образец исправления в духе кротости? Это выражение, видимо, еще в рамках нормальных отношений близких людей. Им руководит желание спасти, приобрести галат, удержать их от отступления, и он выбирает выражения, которые привлекут их внимание, встряхнут.
У галат был нормальный уровень айкью, их несмысленность была сродни той, что была у шедших в Эммаус с Иисусом: «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук.24:25).
«кто прельстил вас не покоряться истине» В 3:1 Павел пишет о том, что галатов прельстили. Древние греки очень боялись лукавого чародейного глаза. Частные письма часто заканчивались предложением, подобно следующему: «Больше всего молюсь я, чтобы ты был цел и невредим от лукавого глаза, и успешным во всем» (Миллиган: «Избранное из греческих папирусов», 14, цит. по Баркли).
Какая здесь может быть связь с только что рассказанной историей о лицемерии Петра и Варнавы? Под влиянием Петра были увлечены Варнава и другие иудеи, но их можно понять: они евреи, которым очень тяжело выйти из-под влияния иудаизма. Но вы-то галаты – язычники, какие у вас мотивы быть прельщенными иудаизмом и законничеством? Это настолько ненормально, неестественно, что Павел говорит: их поведение похоже на то, как если бы их заколдовали.
«[вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый» Греческое слово «прографейн» означает «наклеивать афишу». Баркли пишет, что оно употреблялось в объявлениях, в котором отец заявлял, что он более не отвечает за долги сына, или в объявлениях о распродаже. Здесь образ тот же, но смысл обратный. Павел проповедует, т.е. расклеивает афиши о том, что Бог отвечает за наши долги и погашает их смертью Своего Сына.
В Советском Союзе пропаганда постоянно использовала этот метод, плакаты и портреты были везде. Павел проповедовал основные истины так старательно, что это можно было сравнить с расклеиванием плакатом с этими истинами перед глазами галатийцев.
2. 3:2-5: Как Бог дает Духа
3:2: Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
В первых пяти стихах представлена вся Троица: страдавший за нас Христос и Отец, подающий нам Духа.
Здесь один из мостиков от этой главы к нашему времени. Кому-то покажутся неактуальными вопросы обрезания, которые занимали Павла и галатийцев в то время, но по сути речь шла о том, как спасается человек – через дела закона или через наставление в вере во Христа?
Наше благовестие неплохо освещает вопросы спасения по вере. Но важно постоянно проповедовать на эту тему и для зрелых членов церкви. Продолжаем спасаться мы так же, как и начинали – через веру.
Бог улыбается нам больше не тогда, когда у нас лучше прошел день и мы выполнили больше заповедей, а тогда, когда мы во Христе. Нельзя быть в плохой день спасенным на 40%, а в хороший, когда у нас лучше с духовной дисциплиной – на 90%. Мы или во Христе – и тогда спасены на 100%, или вне Его – и на 100% погибшие.
Соблюдение заповедей сопровождает жизнь по вере и подтверждает ее, но это не то, на чем основывается наше спасение.
3:3: Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
Здесь используются слова, обозначавшие в греческом языке начало и конец жертвоприношения. Первое слово - енархесфай, обозначает посыпку зерен ячменя на жертву и вокруг нее - начало жертвоприношения; а второе слово епителеисфай - ее завершение. Этими двумя словами Павел указывает на то, что жизнь христианина должна быть святой жертвой Богу.
Идея Павла, когда он говорит о духе и плоти, многоэтажная.
• Он, во-первых, подразумевает обрезание, на котором настаивали его противники и которое, понятно, было связано с телесной операцией, т.е. с плотью в буквальном смысле.
• Во-вторых, дела плоти – это шире вообще о попытках получения спасения путем исполнения ветхозаветного закона. Здесь речь о всей системе иудаизма с его храмовым богослужением, обрядами и уставами. В конце Гал.4 Павел снова использует два этих слова, противопоставляя Измаила и Исаака.
• В-третьих, это о всяких человеческих попытках угодить Богу в обход Иисуса Христа, не обязательно связанных с Ветхим Заветом.
3:4: Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
Обращение ко Христу чего-то стоило галатийцам, возможно, как минимум разрыва некоторых старых социальных связей. Но если они начнут сейчас полагаться на дела закона, это приведет не только к откату их на прежние позиции – они «уйдут в минус».
3:5: Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
Бог совершал среди галатийцев чудеса по их вере. Их обращения были достаточно яркими.
Корень этого слова («щедро подает») восходит к греческому хорегиа. В древней Греции на великих праздниках великие драматурги, как Еврипид и Софокл, ставили свои пьесы. Для этого нужны были хоры, а обучать и подготовлять такой хор было дорого. Поэтому патриотично настроенные греки великодушно брали на себя все расходы по подготовке и обучению хора. И этот дар назывался хорегиа. Позже в периоды войны патриоты - греки давали добровольные дары в государственную казну и их тоже называли хорегиа. Еще позже это слово употребляется в папирусах - в брачных договорах, - для обозначения средств, которые муж предоставлял жене в знак любви. Этим словом Павел подчеркнул великодушие и щедрость Бога, происходящие от любви, слабым отражением которой являются любовь гражданина к своей родине и мужа к жене.
Б. 3:6-9: Пример Авраама
Противники Павла предлагали галатийцам принять обрезание, чтобы стать настоящими детьми Авраама. Павел говорит, что для этого надо верить Богу, как верил Авраам, а обрезание для этого не требуется. Ведь Бог назвал Авраама праведным еще до обрезания.
1. 3:6: Цитата из кн. Бытие
3:6: Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
Когда евреи занимались богословием, для них было обычным делом приводить примеры из истории Израиля, а Авраам – лучший пример, ведь он – отец народа.
Павел приводит в пример Авраама и подчеркивает, что праведным его Бог назвал до обрезания, до того, как какие-то изменения коснулись плоти Авраама.
Т.е. Авраам стал праведным на основании веры, об этом говорит Быт.15:6: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Об обрезании говорится лишь в Быт.17.
2. 3:7-9: Истинные дети Авраама
3:7: Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Учение Павла – не новинка, он показывает здесь, что Ветхий Завет говорит об оправдании по вере.
3:8: И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Все, кто верят, дети Авраама. И язычники, и евреи. Об этом тоже сказано в Ветхом Завете. Поворот апостолов с проповедью Евангелия к язычникам – не Божий план Б, благословение народов через потомка (семя) Авраама изначально входило в Божий план, о чем было сказано Аврааму.
3:9: Итак верующие благословляются с верным Авраамом
Павел переопределяет состав авраамовой семьи. Близость каждого из свидетелей из «облака свидетелей», о котором сказано в послании Евреям. Можно рассматривать истории о библейских героях как повествования о далеких от нас людях. Но Авраам рядом с нами – мы спасаемся с ним.
15.07.2020
Свидетельство о публикации №220071500003