Ефим Копелян

Многим моим сверстникам этот артист запомнился  по положительной роли полковника КГБ в сериале «Ошибка резидента», по отрицательным ролям в фильмах «Неуловимые мстители», сериале «Вечный зов».  А вот его голос они запомнили в сериале «Семнадцать мгновений весны», где он вел разговор со зрителями за кадром.

Ефим Копелян – советский актер театра и кино, ведущий артист труппы Ленинградского БДТ (руководитель Георгий Товстоногов). Всесоюзную известность получил после появления на экране в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Судьба резидента», «Вечный зов».

Ефим Копелян родился в белорусском городе Речица в апреле 1912 года в зажиточной семье. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери владел лесопильным заводом. Отец работал заготовителем леса. Мама заботилась о семье, в которой росло шестеро детей, и все – сыновья.

Родные Ефима были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист. Ефим мечтал о профессии архитектора.

Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды Ефиму попался в руки томик Уильяма Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лир» и был сражен красотой произведения. Вряд ли в столь юном возрасте он понял философский подтекст трагедии, но в считанные дни перечитал все, что написал великий британец. Тогда Ефим Копелян даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.

После окончания «семилетки» в родном городке юноша отправился в Ленинград. Здесь некоторое время трудился токарем на «Красном Путиловце», присматривался к новому городу. А присмотревшись, отнес документы в Академию художеств, где был архитектурный факультет. На тот момент Ефиму исполнилось 17 лет.

Однажды парень с целью заработать карманные деньги пришел в Большой драмтеатр. Здесь как раз требовались юноши его возраста для массовки. Копелян навсегда остался в БДТ.

В 1935 году молодой артист окончил Театральную студию при БДТ и был принят в труппу театра. Дебютировал в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей героическую эпопею челюскинцев. В первые годы работы в театре Копеляну доверяли эпизодические роли.

А потом грянула Великая Отечественная война. Ефим Копелян сразу записался в народное ополчение. Но на фронт попасть не удалось. Из артистов сформировали Театр народного ополчения, который гастролировал по линии фронта. Со временем его переименовали в Ленинградский фронтовой агитвзвод. Иногда труппе приходилось срочно заменять выбывшего артиста, погибшего от пули или осколка во время бомбежки.

После окончания войны Ефим Копелян опять вернулся в родной БДТ. Артисту по-прежнему доверяли играть малозначительных персонажей. Но в 1956 году в театр пришел Георгий Товстоногов, сумевший увидеть в Копеляне скрытый потенциал. Ефим Захарович сыграл множество интересных и сложных персонажей. Товстоногов задействовал актера в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» Александра Володина, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Три сестры» Антона Чехова, «Ханума» Авксентия Цагарели. За непревзойденное мастерство Копеляна даже называли «нашим Габеном».

Кинематографическая биография Ефима Копеляна началась в начале 30-х годов. Кинодебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но второе появление на экране состоялось только спустя 9 лет. Это были эпизодические роли в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер «Дербент».

С началом войны кинокарьера Ефима приостановилась. Нового предложения пришлось ждать 8 лет. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом», «Любовь Яровая». Затем последовали работы в экранизации «Овод», историко-революционном фильме «Пролог».

Благодаря колоритной внешности артисту поручают роль попа Гапона, бурового мастера из Баку, казачьего есаула. В военном фильме Яна Фрида о революции 1917 года «Балтийская слава» Копелян сыграл одного из вершителей переворота. Главные роли в картине достались Иосифу Кутянскому, Павлу Кадочникову. Еще в двух лентах, посвященных революционному движению, актер предстал в образе Льва Троцкого («В дни Октября») и Григория Орджоникидзе («Кочубей»). Во втором фильме главного героя представил зрителям Николай Рыбников.

В начале 60-х военные и революционные фильмы сменились социальными драмами и киноповестями. В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян сыграл научного сотрудника, в киноленте «713-й просит посадку» предстал пассажиром самолета.

Первые яркие роли достались артисту в конце 1960-х и в начале 1970-х. В военной киноповести «До свидания, мальчики», где главных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Виктория Федорова, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Фильм посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что сразу повлияло на популярность артистов, участвующих в фильме.

Затем последовали «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Николай Бауман», «Даурия» – эти картины принесли Ефиму Копеляну настоящую известность. Актер играл настолько многогранно и талантливо, что даже в крошечной роли запоминался зрителю навсегда.

Актер обладал замечательным голосом, за что Копеляна ценили многие режиссеры. Негласно актера называли Ефим Закадрович. Этот проникновенный голос звучал во многих фильмах как закадровый текст автора. Самая знаменитая работа Копеляна в озвучивании – лента «17 мгновений весны».

В 1973 году Ефим Захарович Копелян получил звание Народного артиста Советского Союза. Последней работой актера стала роль Михаила Лукича Кафтанова из популярного телесериала середины 70-х годов «Вечный зов». Копелян снимался в фильме до последних дней, пока был здоров. Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух значимых проектах времени – водевиле «Соломенная шляпка» и драме «Ольга Сергеевна».

Первый брак Ефима Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе 5 лет и рассталась в 1940-ом. А через год артист встретил любовь всей жизни – актрису Людмилу Макарову. Молодые люди познакомились в БДТ. Поженились за месяц до начала войны.

Личная жизнь Ефима Копеляна сложилась счастливо. С женой актера связывали нежные и трогательные дружеские отношения. На публике артист не любил проявлять чувства, но супруга всегда была уверена, что Фима обожает ее. Актеры прожили вместе 34 года. В этом браке родился единственный сын Кирилл Копелян, продолживший актерскую династию. Сын ушел из жизни в 2005 году, Людмила Макарова – в 2014.

Последние годы жизни Ефим Копелян много работал. Актер был востребован в кинематографе и театре. Постоянные гастроли, переезды и плохие бытовые условия во время поездок измотали силы и подорвали здоровье.

Смерть Ефима Копеляна стала внезапной. Артист умер от второго инфаркта. Первый он сумел пережить, помогли врачи. Но после лечения в больнице Ефима Захаровича направили поправлять здоровье в санаторий в Мельничном Ручье. 6 марта 1975 года артисту стало плохо. Но так как у медперсонала уже начинались выходные перед Международным женским днем, то скорую помощь пришлось вызывать из Ленинграда. Сердце актера не выдержало нагрузки, и врачи по приезду только констатировали смерть.

Могила актера находится на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 2012 году к столетию со дня рождения артиста были выпущены почтовые марки с портретным фото Копеляна.
Фильмография

1955 — «Овод»
1957 — «Хождение по мукам»
1964 — «До свидания, мальчики!»
1965 — «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
1966 — «Неуловимые мстители»
1967 — «Николай Бауман»
1968 — «Новые приключения неуловимых»
1968 — «Интервенция»
1968 — «Ошибка резидента»
1969 — «Опасные гастроли»
1971 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
1973-1983 — «Вечный зов»
1973 — «Крах инженера Гарина»
1974 — «Соломенная шляпка»
1975 — «Ольга Сергеевна»


Рецензии