О женщине участнице войны. Гапонова Клавдия Михайл

О женщине участнице войны.


Введение
                Приближается славная дата:
75-летие Победы, 75 мирных годов,
                75 лет добрых воспоминаний
                о героических днях прошлого
                и настоящего нашей страны.
      
Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
   Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
    Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.      Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает нам жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. Если вспомнить историю, то во все времена русская женщина не только провожала на битву сына, мужа, брата, но в трудные минуты становилась рядом с ними. А на самой страшной войне 20 века многим женщинам пришлось стать солдатами. Советские женщины принимали непосредственное и активное участие во всех решающих сражениях Советских Вооруженных Сил. Большой вклад внесли они в защиту городов-героев Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Минска и другие важные военные операции. Участники вооруженной борьбы с фашистской Германией показали пример беззаветного служения Родине, своему народу, преданность ленинской партии. Тысячи советских патриоток стали бойцами рабочих и коммунистических батальонов, московских дивизий народного ополчения.
Никто никогда не задумывался, что будет делать женщина на войне? Ведь женщина всегда была хранительницей очага, но разрушать…
     На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из "снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала "языка".
    Женщина убивала…. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Немало наших земляков прошли через огненные годы. Кто-то остался на поле брани, а кому-то посчастливилось вернуться домой ранеными, но живыми, которым надо было жить за себя и за тех, кто не вернулся с поля боя. 
      Среди них были и женщины, об одной из них я хочу сегодня рассказать.

   О главной героине поведу я рассказ…

        Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война – это величайшее варварство человека. Война – это кровь, злоба, ненависть. Войны бывают разные: захватнические и освободительные, большие и малые. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Как же можно совместить понятия «война» и «женщина»? Как может женщина, которая дарит жизнь, приносит счастье, мир… убивать? Это неестественно, и не дай Бог женщине стать солдатом. Как я уже сказала, героиня моего рассказа - Гапонова Клавдия Михайловна.   
    Клавдию Михайловну я знала давно, как и многих женщин в селе. Но то, что мне предстояло узнать, для меня было полной неожиданностью.   
     Во-первых, Клавдия Михайловна долгое время проработала учителем начальных классов в Сандатовской средней школе №42.
Клавдия Михайловна работала там, где было трудно и где надо было начинать с нуля. Досуг ее детей включал в себя много интересных мероприятий: так после школы грамотные дети учили неграмотных, ходили по домам, готовили и ставили спектакли.
       
 Во-вторых, в материалах газеты "Сальская степь» от 24 августа 2014 г.
 я узнала о Клавдии Михайловне то, о чем она в силу своей скромности умолчала.

 Детство.

Первый вопрос, который возник у меня. Что повлияло на Клавдию Михайловну: стать учителем? Свершилась ли мечта?
И вот я со своими учениками в гостях у Клавдии Михайловны, участнице Великой Отечественной войны и бывшей учительнице нашей Сандатовской школы №42.
 Жизнь этой удивительной женщины - яркая страница в летописи нашего села, но мне о ней хотелось узнать побольше.
      Клавдия Михайловна родилась в селе Сандата в простой крестьянской семье. Будучи ученицей, она постоянно помогала безграмотным соседским мальчишкам познавать азы: учила их писать и читать.  Клавдия Михайловна еще ученицей знала точно, что обязательно будет учителем.     После окончания школы поступила в Пролетарское педучилище: хотелось учить детей, помогать им во всем. И вот здесь    раскрылась тайна, о которой я не знала.

       Трудные военные годы (1942-1949)

   Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры.
     Все дальше в прошлое уходят события Ве¬ликой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. У нас в селе Сандата остался один ветеран. До встречи с Клавдией Михайловной их было трое.   
    Клавдия Михайловна встретила нас с любопытством, а когда мы сказали, с какой целью к ней пришли, удивилась: «Неужели кто-то еще сегодня хочет знать о военном времени?»
Я спросила:
-Клавдия Михайловна, как получилось, что вы, получив диплом учителя, оказались на фронте?
Хозяйка дома задумалась, помолчала и тихо начала свой рассказ.
    -Да, во время войны я, учитель, проработала в госпитале два с половиной года, никто бы не поверил, что судьба может повернуться другой стороной.
Я и не думала, что попаду на фронт. А началось все необычно. Сейчас понимаю, что по-другому и не могло быть.
     После освобождения нашего края в 1943 году от немецких захватчиков я как раз окончила педучилище и поехала в районо оформляться на работу. Подумала, хоть и трудное время, но с чего-то надо начинать. Нас поздравляли с окончанием педучилища и отправили... но только не в школу, а в госпиталь.
Этот госпиталь переехал из Михайловки Волгоградской области в Сальск. Расположен он был в здании, где   сейчас находится     индустриальный техникум. Нам, девчатам, были рады: нужны были работники в медсанбате. Наш госпиталь был необычным – он передвигался. Фронт продвигался, а вместе с ним и госпиталь переезжал с места на место. Выбирать не приходилось, шла война, и мы это очень хорошо понимали.
     Клавдия Михайловна печально вздохнула:
-Едим по стране, слезы наворачиваются на глазах: стоит пятиэтажное здание без окон, без дверей. Сёл почти нет: одни трубы торчат.
    Клавдия Михайловна вытирает слезы:
-До сих пор вижу я эти разрушенные до основания села и города: полнейшая кругом разруха. Где только жили люди – непонятно?
 Если госпиталь останавливался на несколько дней на одном месте, то все делалось очень быстро: стекла в окна вставляли, двери делали, кровати заносили, так как на полу на соломе лежали рядом раненые и мертвые тела. Их было много: они лежали рядом один в один. Было страшно, что так погибнуть мог каждый из нас. Эти кровати еще и перевозились в товарных вагонах. Вагоны были оборудованы основательно. В них привинтили полки, и мы в эти вагоны грузили всех и сами въезжали в них, как в квартиру. Раненые все поступали и поступали: им не было конца. Работа шла как по конвейеру: кому операцию делали, кому гипс накладывали, кому руку отрезали, кому ногу. Кто при памяти был, стонал, кто в беспамятстве - кричал, бредил. Девчата-санитарки выходили на улицу, плакали.
    Затем мы переехали в Курскую область в город Львов, а потом в деревню Калиновка – родину Н.С. Хрущёва. От города Львова перебрались на Западную Украину в город Станислав. Два с половиной года мы так путешествовали.
   Трудно было работать и физически, и морально. В госпитали работали день и ночь. Одних к нам на машинах везут, другие пешком идут, и каждому нужна помощь.
-Вы знаете, я до сих пор вижу, как в кино, картины этой страшной войны.
     Врачи вообще не отдыхали. Особенно хирурги, к концу смены их халат становился красным от крови. В операционной я была месяца три как санитарка - помощница. Видела, как отрезали руки, ноги. Врачи работали бессменно, у нас больные долго не задерживались, дня три или неделя: первая помощь оказана и опять в тыл врага, на фронт. Больных было много, а сил не было никаких. Смотришь: кругом кровь, стоны, крики, смерть. В приемном покое купали, оказывали медицинскую помощь и отправляли на фронт, реже домой - подлечиться. Лечение продолжали на фронте. Особенно много умирало в Сальске, умер солдат и его на носилках выносили такие же девочки как я. Мужчин не было. Несем, плачем. Много всего видела, но так и не привыкла, что на войне погибают.
   На минуту Клавдия Михайловна притихла, обняла моих девчат: они плакали. Затем, вздохнув, продолжила:
 - Была еще одна беда: вши. Тогда солдаты надевали ботинки и обмотки. Обмотка - это лента такая широкая. На ногах ботинки, а чтоб теплее было, ею обматывали ноги до колен. Размотает солдат эту ленту, а оттуда вши сыплются. Мы снимали с них шинели, сворачивали их, помнем, а потом уносили в дизкамеру, там сжигались вши. А по-другому их уничтожить не могли. Люди месяцами не купались.
  А солдаты шли и шли, шокированные мощными ударами, гибелью друзей. Шли порой голодные, уставшие от отступлений, от бессонных ночей. Страшно на них было смотреть, утешить было нечем. Они заходили в любой дом, их там угощали, если что-то осталось. Солдаты на немые вопросы говорили: «Мы вернемся». А отступали, чтобы набраться сил, вооружиться. 
      Так и вышло.
    Немцы считали, что четвертого ноября будет парад   Германских войск в Москве, надеялись взять быстро, но их разгромили под Москвой.
     Мы с нетерпением ждали сводок с фронта. Из этих сводок знали о многих людях, которые совершали подвиг, мы плакали, так выражали радость. Так хотелось, чтобы уцелели эти герои, не погибли.
   Клавдия Михайловна задумалась, потом улыбнувшись, сказала:
- Таких людей встречали на войне, удивлялись их мужеству: это были не просто мужественные люди, а красивые. Мне с подружками тоже повезло.
     Самой яркой была встреча, которую до сих пор я помню. Один раз мы проезжали на машине и остановились на остановке, и тут мы увидели Чуйкова, главнокомандующего четвертым украинским фронтом. Его вся страна знала. Он - легенда, и мы - девчата глаз не моги оторвать - любовались им, красивый...
    Мы спросили у Клавдии Михайловны: «А много ли было женщин на фронте?»
 Клавдия Михайловна ответила:
-А они везде были: воевали, бинтовали, делали операции, землю пахали, сажали хлеб, управляли тракторами, самолетами, работали за станками, растили детей, писали мужьям письма, ждали их с фронта - иначе не могло быть.
    На фронте у меня были две подруги. Из Ростова Маша Колесникова, а из Ленинграда Таня Богданова. Два года по госпиталям я вместе с ними, объездили всю страну. В 70-х годах они ко мне приезжали. Девочки переписывались друг с другом, и каким - то образом нашли меня. В 1979 году я ездила к ним в Ленинград, а потом связь потерялась.
 Клавдия Михайловна вздохнула:
-Все думали, что кончится все быстро, но протянулось это четыре года. Мы чувствовали, что должны победить, только не знали, когда это произойдет. Но когда объявили победу, по всей стране такой праздник был, уж поистине «со слезами на глазах».
Плакали все: кто от радости, что дожили, не погибли; другие плакали, радуясь победе, вспоминая погибших. В Сальске везде веселье, плакаты, флаги. Люди обнимаются со всеми: неважно, знают   друг друга. 
 Клавдия Михайловна забеспокоилась:
-Что же я все говорю, говорю. Сейчас мы с вами попьем чайку.
Она подошла к печке, поставила чайник:
-А знаете, ребята, нашлись мои подружки.
   Моя дочь, вы ее знаете, Валентина Николаевна, заведующая детским садиком «Теремок» была на курсах повышения в Ростове (сейчас она на заслуженном отдыхе). Когда она села в поезд, женщина в купе очень внимательно на нее посмотрела и вдруг спросила: «Девочка, твою маму случайно не Клавой Корсун зовут?»
Валя удивленно ответила:
-Да, Клава Корсун.
-Мы с твоей матерью вместе воевали, работали в госпитале, дай мне адрес ее.
   Клавдия Михайловна вытерла слезы, улыбнулась и сказала:
-Приезжала в гости. Все обговорили. Если бы все это записать, то получился бы роман… Нет, лучше мирно жить, чем такое пережить. Клавдия Михайловна снова рассказывает мне о страшных потерях, вздыхает, на глазах у неё появляются слезы;
   -Не могу говорить равнодушно, прошло столько времени, а перед глазами юные мальчишки-герои.
   Потом она снова вздыхает и говорит:
-Вы счастливые дети, вы не видели войны и, не дай боже, вам ее увидеть!               

      Мы вернулись домой, и я с волнением вспоминала все детали рассказа Клавдии Михайловны. Мне кажется, что Клавдия Михайловна могла бы еще многое нам рассказать.
    Да, Клавдия Михайловна давно мечтала стать учителем. Но, к сожалению, мечту, стать учителем, прервала война. Ведь в 1942 году молодая выпускница педучилища по распределению попадает не в школу, а на службу в госпиталь. Клавдия Михайловна не ожидала, но прекрасно понимала, что нужно больше всего от неё стране в военные трудные годы. Она поступает на курсы медсестёр и до 1946 года    работает в госпитале, который все время колесил по стране.       
     Да вот они судьбы людей военного периода. Потом, когда я писали эти воспоминания, подумала: «Нет границ величию подвига нашего народа, который во имя Родины, во имя людей совершил его».
    Женщинам нашей Росси надо в каждом селе, в городе ставить памятники. Они свой «солдатский» долг исполнили с честью. 

Послевоенное время

После войны, получив высшее образование, Клавдия Михайловна 38 лет посвятила педагогической деятельности, проработала учителем начальных классов до выхода на заслуженный отдых.
Клавдия Михайловна помолчала и произнесла:
 -Было трудно, но и интересно: несмотря на тяжёлый труд, всегда находилось время и для культурного досуга. По вечерам собирались вместе с учениками, организовывали танцы, пели комсомольские песни, потом появились в репертуаре песни на военную тематику. Проводили   встречи с ветеранами войны, известными людьми села Сандата, района.               

Ученики о Клавдии Михайловне

В этом году     мне пришлось встретиться с учениками Клавдии Михайловны. Так, одна из них, Бедрик Любовь Ильинична, хорошо помнит уроки своего учителя.
     Любимый учитель…Клавдию Михайловну любят, потому, что она умела превращать скучный урок в весёлые игры, в интересные путешествия, оставаясь в то же время строгим и требовательным учителем. 
  Любовь Ильинична восхищенно произносит:
- Мы с любовью смотрели на своего учителя, когда она красивая, стройная, с наградами на груди, приходила к ним на 9 мая.
      Мне тоже посчастливилось увидеть ее медали, когда она приходила к моим ученикам на классный час.
     Гапонова Клавдия Михайловна награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За отвагу» и многими юбилейными медалями.

  Клавдия Михайловна на заслуженном отдыхе.

Клавдия Михайловна и на заслуженном отдыхе, оставалась активным участником школьных, библиотечных школьных мероприятий, особенно связанных с историческими датами Великой Отечественной войны. Свою задачу сейчас она видела в том, главное это помогать воспитывать подрастающее поколение – всесторонне развитым, духовно богатым.
Не только мы ходили в гости, приходили люди старшего поколения, её ученики, коллеги по работе. У неё постоянно гости, дети. Только теперь для неё «классом» становятся люди родного села Сандата, с их проблемами и радостями. И при этом Клавдия Михайловна оставалась простым, скромным человеком.               
Клавдия Михайловна мать троих детей. Муж ее, Иван Яковлевич, всегда был первым помощником в воспитании детей, потому что жена почти весь день находилась в школе. Незаметно росли дети рядом со своей матерью. Все получили высшее образование, сегодня это люди, достойные уважения.

Заключение

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны.  Постоянно преследует боль, от которой некуда деться, когда из-под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно?
   Достоин восхищения подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
 Нет, последнее слово о войне, о подвиге советских людей ещё не сказаны.


Рецензии