Секретарь райкома комсомола. Часть 3

 
В дальнем колхозе

Представившись руководству района и ознакомившись с обстановкой, после короткой передышки в местной гостинице двинулись дальше. Дорога напоминала полузасыпанную колею, но заблудиться было невозможно, так как других не было. Без перерыва шёл обильный снегопад. Был полный штиль, и окружающий пейзаж напоминал сюжет рождественской открытки.

Без особых проблем поднялись на перевал, и обнаружили там полузасыпанный снегом грузовик ГАЗ-66 с будкой и стоящих вокруг него человек 10. Сломалась у них что-то. О буксире или ремонте не было и речи. Забрать всех тоже не получается. Набились до отказа, двое остаются снаружи, места нет абсолютно. Обещаю вернуться за оставшимися сразу же, все согласно кивают головами, и мы отправляемся в путь со всеми возможными предосторожностями.

Километров через 20 цель нашего путешествия. Останавливаемся у конторы, высаживаем благодарных попутчиков, и тут я обнаруживаю рядом тех. кто не влез внутрь машины. Смеются. Они сзади пристроились на бампере, как форейторы на запятках кареты, и доехали вместе с нами. Всё обошлось. Опять.

Работы здесь на неделю. По полной программе – от планов работы и протоколов до вопросов организации и оплаты труда молодых животноводов, рыбаков, охотников. И собрание провели, и с производством ознакомились, с работой клуба, библиотеки, школы – жизнью и бытом молодых учителей, прежде всего.

Когда работа была в разгаре, кто-то из местного руководства обращается ко мне с просьбой. В селе проблемная роженица, скорая может добраться до перевала, где мы аборигенов подобрали, а своя машина не в порядке. Надо помочь. Это не проблема, но из-за тяжёлой дороги у меня расход горючего высокий, не хватит на обратную дорогу до заправки в райцентре. Уверяют: не проблема, заправим.  Так и вышло. Съездил, отвёз, сдал роженицу на руки врачам благополучно. А когда заправлялся из колхозной бочки, удивился – бензин у них черный совсем и как бы даже густой. Да это, говорят, ничего страшного: в бочке нигрол раньше был. Вот так номер!

Как мы оттуда выбирались – это надо было видеть. Появился дымный выхлоп, из выхлопной трубы  искры. Выпускная труба под днищем машины так раскалилась, что  обтирочные концы под сидением задымили. Стало понятно, что далеко мы так не уедем, можно двигатель запороть. Со всеми предосторожностями добрались до заправки, я остановился в стороне на пригорке, залез под машину и вывернул пробку бензобака. Не течет, залипло! Нашел какую-то проволочку, пошуровал, и только тогда хлынула густая черная масса, на которой мы только что ехали. Лишь после этого я руками подкатил автомобиль к шлангу заправки и залился по горловину бака. Об экологии как-то мысли не было.


У оленеводов

Прежде, чем отправиться домой, нам предстояло посетить колхозную оленеводческую бригаду, которая кочевала в окрестностях трассы. С нами был проводник, который должен был помочь нам найти стоянку. Всячески утеплив мотор, оставили машину на обочине и двинули по целине в тайгу. Молодой якут быстренько ускакал вперёд, а я не мог оставить моего старшего коллегу, у которого были проблемы с сердцем. Когда примерно через час мы добрались до стоянки, наш проводник Миша уже  лакомился свежесваренной олениной, запивал трапезу горячим чаем и философски рассуждал о некудышних  русских, от которых что в тайге, что в жизни никакого толку. Между прочим, плут и пройдоха был известный.

 Поговорить в бригаде было о чём, организация труда и быта оленеводов, условия их существования были тогда в центре внимания: область боролась за миллионное поголовье оленей. Через четыре часа возвращались к покинутой машине в полной темноте. Опасений насчет сохранности не было, а вот мороз крепчал и мог прихватить охлаждение.  Завелась без проблем. Звук работающего двигателя был в тот момент лучшей в мире мелодией, возвещавшей победу жизни.

Пурга на перевале

Между тем, Капрановский перевал, миновать который можно разве что по воздуху,  до отказа завален снегом. Бульдозеры пробили траншею глубиной более 2-х метров, и она вся была забита грузовиками с прицепами. Протиснуться между ними было абсолютно невозможно, и разборок тут  ожидалось не менее, чем на сутки-двое.

И вдруг среди автомастадонтов я вижу хрупкий изящный корпус легковушки марки Шкода – что-то среднее между нашей «Победой» и «Москвичом». Оказывается, директор автобазы едет по срочным делам (это под Новый  год-то!) в Магадан, у него тут свой бульдозер, который протащит их вокруг этой пробки прямо по целине. Я ему предложил взять нас в компанию, пообещав сопровождать на дальнейших участках пути, где может встретиться всякое. Нас прицепили к бульдозеру, за нас – «Шкоду» - словом, как в той сказке, где дедка за репку, бабка за дедку.

Было большое опасение, что оторванные мосты останутся зимовать в снегу, а мы поплывем дальше на днище кузова.  Поэтому я держал мотор под оборотами и подбуксовывал всеми четырьмя на пониженной передаче. Как ни странно, фокус удался. Правда,  мой трос сразу лопнул, и нас прицепили за бульдозерный в руку толщиной. Тащили 500 или 600 метров по жуткой целине медленно-медленно, машина кренилась влево и вправо, но могучий буксир не давал ей отклониться от курса. В результате бульдозерист вытащил нас на твёрдую дорогу и оставил одних.

Разобрав остатки уцелевших концов, пустились в путь. Шустрая легковушка быстро умотала вперёд, а мы со своими более скромными возможностями потянулись следом. Как оказалось, расслабляться было преждевременно. Через десять-пятнадцать километров уперлись в хвост колонны. Впереди стоят наши спасители, опередившие нас на несколько минут. Ожидаем, когда дорожники пробьют проход в преградившей путь очередной снежной лавине. Развел паяльную лампу, натаял в котелке снега, настрогал туда оленины. Пока стояли, получилась аппетитная горячая похлебка, которую мы с удовольствием выпили и потом ещё пожевали полувареное мясо. Вдруг что-то рядом утробно ухнуло. Оказалось, метрах в 150-200 позади нас сошла новая лавина, завалив обратный путь. Через некоторое время мы смогли продолжить путь, а дорожники принялись за очередной завал.

В дороге расслабляться нельзя

Вышли на основную трассу, до города 256 километров, солнышко катится к закату. Никаких встрясок больше не должно быть, впереди Новогодний вечер в кругу близких и друзей. Но не успели мы проехать 50-60 километров, как на пути возникла нелепая фигура в тулупе, машущая руками рядом с «Победой», задравшей  к небесам и капот, и багажник.

Главный инженер какого-то прииска на свои страх и риск без шофера рискнул отправиться в Магадан, чтобы встретить Новый год в кругу друзей. Далее, как обычно. Подвело колесо. Пока менял, заглушил двигатель. Как далее выяснилось, сделал он это зря. Радиатор перехватило, пришлось срочно слить воду. Троса у него, конечно, нет, а у меня остался огрызок не более трёх-четырех метров длиной. Прицепили,  причем, с одной стороны на закрутку, петли не было. Тащили около 40 км до дорожной службы 175-го километра, где были тёплые боксы, куда мы этого бедолагу и закатили.

До города добрались без приключений с рекордным временем: предновогодняя дорога была пустынна. Только успел поставить машину и забраться в ванну, как ударили куранты. Дома я был один. Не надеясь на мое скорое возвращение, моя молодая женушка встречала Новый год у наших   друзей .

 


Рецензии
Добрый вечер, Георгий! Очень интересные приключения и воспоминания!

Ольга Сангалова   29.10.2023 20:36     Заявить о нарушении
В комсомоле были самые лучшие девушки.

Георгий Иванченко   30.10.2023 03:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.