Жил-был Высоцкий

25 июля исполнится сорок лет, как завершился земной путь Владимира Высоцкого. Выросло и повзрослело уже не одно поколение россиян, ореховозуевцев, нет уже и великого государства, в котором  родился, сформировался и творил выдающийся автор-исполнитель, актёр и поэт Владимир Высоцкий. Каким стало отношение к его творчеству? Высоцкого продолжают любить. В том числе и в Орехово-Зуеве.
6 марта минувшего года в Зимнем театре Орехово-Зуева прошёл благотворительный концерт «Дорогой Высоцкого». Перед зрителями выступил актер театра и кино, общественный деятель, сын В.С. Высоцкого Никита Высоцкий. За несколько дней до приезда в наш город я поделился с Никитой Владимировичем памятными страницами, сохраняемыми о его отце, и он озвучил это в своём выступлении.
 Думаю, что эта встреча для Орехово-Зуева была знаменательна во многом.
После кончины Владимира Семёновича меня особенно заинтересовала «подмосковная» тематика в жизни актёра и певца, и в частности, родное Орехово-Зуево в его судьбе.
Ответ на протяжении многих лет не казался мне лёгким, поскольку вопросов было больше, чем ответов. Да и, видимо, не все архивные материалы вышли ещё на свет. На мой взгляд, недостаточно изученным периодом в исследованиях «высоцковедов» остаётся начало 1960-х. Именно в эти годы, по косвенным данным, Владимир Высоцкий впервые появился в подмосковном Орехово-Зуеве. Городе, нашумевшем не только революционными событиями прошлого, но и близостью к «101 километру». На эту тему в начале 2000-х снял одноименный фильм наш известный земляк, народный артист России – кинорежиссёр, сценарист, писатель Леонид Марягин.
«Всенародного Володю» рано полюбили у нас. Его песни оперативно доходили до местных слушателей, записывались на редкие по тем временам катушечные магнитофоны, исполнялись под гитару. Немало наших земляков ореховозуевцев видели актёра и певца, что называется «живьём» — на его концертах, в театре на Таганке. Мне рассказывали, что родственники Высоцкого одно время жили в одном из «неспокойных» районов города — на «Новой стройке».
Однажды старожилы рассказали историю о пребывании 23-летнего Высоцкого в одном из домов на бывшей Заливной улице города, неподалёку от стадиона «Торпедо» (ныне это территория Мадонского района Орехово-Зуева). Было это событие, возможно, в 1961-м. Среди собеседников столичного актёра Владимира Высоцкого (тогда безработного) были выпускник МГУ, поэт-шестидесятник, журналист Виктор Старков (в то время он руководил местным литературным объединением «Основа») и начинающий поэт Аркадий Кошелев — будущий автор нашумевшей поэмы о Савве Морозове... Позже известная поэтесса, писательница и бывшая супруга Кошелева Нина Стручкова  рассказывала, как друг Аркадия, известный и весьма уважаемый студенчеством преподаватель Орехово-Зуевского педвуза (ныне – ГГТУ)  Валерий Фёдорович Тёрлов в присутствии его и других литераторов звонил домой самому Высоцкому.
Виктор Старков очень любил, как и Высоцкий, горы. Жизнь талантливого поэта, журналиста оборвалась трагически в июле 1966 г., в одной из экспедиций в Якутии, организованной от МГУ. Единственная прижизненная книга стихов Старкова называлась «Горы не любят слабых», увидела свет за год до его смерти, в 1965-м. Замечу, что любимой песней поэта Аркадия Кошелева была песня В.Высоцкого «Кони привередливые».
С Орехово-Зуевом может быть связана одна из первых песен Высоцкого «Я был душой дурного общества». Она написана по одним данным, осенью 1961 г., по другим — осенью 1962 г.
 В ней есть такие строки:

Свой человек я был у скокарей,
Свой человек — у щипачей,
И гражданин начальник Токарев
Из-за меня не спал ночей.

Я уточнял у местных ветеранов МВД: не наш ли это Василий Павлович Токарев, полковник, начальник милиции Орехово-Зуева в 1946-1964 гг., участник гражданской войны, заслуженный работник НКВД, кавалер ордена Ленина, руководитель партизанского отряда в Подмосковье в начале Великой Отечественной и организатор конной милиции в городе?! «Вполне возможно» - соглашались со мной ветераны. Теперь эту гипотезу озвучивают для экскурсантов в городском музее милиции.
Автор, конечно, мог и не знать лично этого весьма известного в те годы в столичном регионе человека. Однако, друзья по «Большому Каретному» могли вполне рассказать о легендарном милиционере. Скончался В.П. Токарев в 1977-м в Орехово-Зуеве, а родился ещё в 1898 г. аж в Варшаве.
Объёмная «милицейская» тема, тема «уголовного мира» нашла яркое отражение в творчестве Высоцкого — поэта, исполнителя, киноактёра. Взять, к примеру, пятисерийный популярный фильм «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.).
В телесериале действует бандит по кличке «Промокашка» (его талантливо сыграл близкий друг Высоцкого актёр Иван Бортник). По словам бывшего следователя и прокурора Орехово-Зуевской прокуратуры (в 1950-60 гг.) Якова Яковлевича Бабкина, бандит-медвежатник с прозвищем «Промокашка» орудовал в городе в составе бандитской группы во время и после войны. Имел он недюжинную силу. Старожилы поговаривали, что в окрестностях Орехово-Зуева в послевоенные годы была тоже замечена «чёрная кошка».
То, что Владимир Высоцкий знал наши места с детства, свидетельствует и такой факт.
В начале 1950-х его мама, Нина Максимовна Высоцкая, доставала ему путёвки в зимний пионерский лагерь «Машиностроитель», недалеко от соседнего с Орехово-Зуевом города Покров Петушинского района Владимирской области. Сохранилось несколько чёрно-белых фотографий, датированных 1950-1951 гг., где 13-летний Высоцкий катается на лыжах, участвует в художественной самодеятельности, общается с преподавателем и сверстниками.
Теперь на территории бывшего детского лагеря «Машиностроитель» расположен санаторий, федеральный реабилитационный центр «Вольгинский». О пребывании Высоцкого в нём не забывают, энтузиастами организован специальный фотостенд, посвящённый народному любимцу.
Именно в Орехово-Зуеве, одном из первых, ещё до официального признания властями заслуг всенародного барда в 1986 г. во Дворце культуры текстильщиков был проведён двухчасовой литературно-музыкальный вечер его памяти «Я, конечно, вернусь». Правда, и здесь не обошлось без «маленьких неприятностей» и приглашения организаторов вечера в партком Ореховского текстильного комбината для объяснений...
Одними из первых ореховозуевцы участвовали в сборе средств на становление государственного культурного центра-музея «Дом Высоцкого» в Москве, которым вот уже немало лет руководит Никита Высоцкий и который в своё время посетил Президент РФ Владимир Путин.. Наши земляки приняли участие в благотворительной акции «В пользу солдат-инвалидов Афганской войны», организованной другом Высоцкого — известным художником, скульптором и общественным деятелем Михаилом Шемякиным и получили в благодарность от Михаила Михайловича иллюстрированные книги стихов и песен Высоцкого.
Ореховозуевец Владимир Кузин в середине 1990-х гг. отмечен благодарностью «за постоянную и бескорыстную помощь» Комиссии по творческому наследию Высоцкого при Всесоюзном совете клубов авторской песни.
Вскоре после внезапной смерти Высоцкого на гастроли в Орехово-Зуево приехал театр на Таганке и на сцене Дома культуры на площади Пушкина таганковцы объявили о новом спектакле Юрия Любимова «Владимир Высоцкий». Спектакль был запрещён вскоре после премьеры. Потом вновь разрешён после обращения главного режиссёра к Юрию Андропову. Затем опять запрещён. Прошло более десятилетия — и постановку «реабилитировали». Спектакль вернулся к зрителям, а вместе с давними партнёрами Высоцкого по театру в нём стал играть ученик Юрия Любимова, выпускник Щукинского театрального училища, ореховозуевец Александр Цуркан. Его судьба также определилась под влиянием жизнелюбивого творчества Владимира Высоцкого. Сегодня известный актёр театра и кино Александр Цуркан, помимо активной деятельности в кинематографе, организует концертные программы, посвящённые любимому исполнителю, актёру и поэту.
И ещё. Остаётся без ответа один  давний  вопрос: кто запретил народному любимцу Высоцкому выступать в Орехово-Зуеве в 1960-1970-е?!
 Ведь его концерты в иных подмосковных городах в те годы успешно состоялись, да и не по одному разу. К примеру, в соседнем Ногинском районе, в Черноголовке, Электростали, Коломне, Воскресенске, Раменском, Дубне...


Рецензии