Мы построим солнечные людям города...

Работники сферы образования – управленцы, директора, учителя, воспитатели, - к кому я обратилась с предложением написать раздел «Трудовое воспитание» в книгу "Диалог поколений", отказались. И это показатель... 
Советская школа всегда была трудовой, политехнической. Она давала ребенку соответствующие знания, умения, навыки, формировала положительное отношение к труду. В школах оборудовались мастерские для технического труда, которым занимались мальчики, кабинеты домоводства (обслуживающего труда) для девочек. Дети не только получали технические знания и умения, но и ролевую подготовку к созданию семьи: у каждого родителя – папы и мамы – свои обязанности. При школах создавались ученические производственные бригады, фермы, школьные лесничества, приобреталась техника. В учебную программу входили предметы по изучению и овладению навыками вождения трактора, автомобиля. Учащиеся сдавали на права и по достижении 18 лет получали их. Тот, кто не имел потенциала к дальнейшему обучению с целью получения другой профессии, шли с этими правами на работу водителем, трактористом. А те юноши, которых призвали в армию, были готовыми специалистами для работы на армейской технике. Где всё это теперь?
У меня в руках красочный буклет под названием «Мой труд вливается в труд моей республики» (художник А. Финогенов, стихи М. Пляцковского, издательство «ПЛАКАТ», Москва, 1985 г.) В нем 16 листовок о трудовом воспитании. Взяв его у руки, прочитав эту познавательную, побуждающую к действию информацию, учитель, вожатый, родитель  готовы  разговаривать с детьми. Красочные картинки,  стихи, фактический материал – помогали. Этот буклет – о всесоюзных пионерских акциях.
В каждый период истории страны у трудового воспитания были свои особенности. В 80-х годах у пионеров была своя пятилетка трудовых пионерских дел. Вся страна знала о замечательном почине пионеров по сбору металлолома для Всесоюзных ударных комсомольских строек. Пионерский металл в рельсах, мостах, поездах Байкало-Амурской магистрали, метрополитена, линиях электропередач, в трубах газопроводов. Пионерская макулатура идет на новые книги, журналы, газеты, тетради. В операциях «Миллион – Родине», «Зернышко», «Живи, книга!», «Пионерская ферма», «Зеленая аптека», «Зеленый наряд Отчизны», «Белое золото» участвовали миллионы пионеров. Каждый знал, что его труд «вливается в труд моей республики». Воспитательная работа обеспечивалась наглядной агитацией: плакатами, буклетами, детскими газетами и журналами. Вот что написано на открытке про «Зеленую аптеку»:  «Кто не знаком с сердитой крапивой! А между тем она, как и многие другие травы, - ценнейшее лекарственное сырье. Из одного килограмма сухих листьев крапивы получается литр жидкого экстракта – кровеостанавливающего средства для 30 больных. А из 100 граммов сухого ландыша можно приготовить один литр настойки для 40 человек, страдающих болезнями сердца. Большое значение имеет участие пионеров и школьников в операции «Зеленая аптека». Участвуя во Всесоюзной операции  «Зеленая аптека», пионеры соберут в нынешней пятилетке 175 тысяч тонн лекарственного сырья и дикорастущих плодов. А это значит, что многим тысячам людей будет возвращено здоровье». В этой акции заложена мотивация деятельности: я помогу больным людям.
В школах, пионерских лагерях, и других детских учреждениях всегда приветствовался труд по самообслуживанию: дежурство по школе, по классу, по столовой. Дети убирали классную комнату, накрывали в столовой, относили посуду на мойку. Работали на пришкольном участке, в саду.
 Закон «Об образовании» внес существенные коррективы в трудовое воспитание. Теперь, чтобы привлечь учащегося к общественно полезному труду, необходимо взять от родителей письменное согласие. Даже в «Артеке» полы в детских спальнях стали мыть горничные, а отряды перестали дежурить по столовой, в которой теперь обслуживают официанты. Имущественное расслоение населения привело к разделению и мнений. Одни считают, что труд полезен, другие – не дают согласия на участие ребенка в трудовых делах. Школе вступать в полемику с родителями нельзя, она ищет пути и средства, кто будет мыть полы.
В самом конце 90-х годов губернатор Воронежской области издал постановление о возрождении ученических производственных бригад и организации их производительного труда по выращиванию овощей на пришкольном участке для удешевления школьного питания. Демократическая пресса тут же заверещала об эксплуатации детского труда в нашей области. Даже Татьяна Маслихова, которую я, работая в пресс-службе губернатора, рекомендовала «Учительской газете» в качестве специального корреспондента, вступила со мной в полемику и осудила решение губернатора. У нас с нею состоялся острый разговор на эту тему. Татьяна нажимала на то, что у детей должно быть счастливое детство, что ребенок надорвется работой, если, например, будет поливать овощи ведром. А кто сказал, что ему надо наливать полное ведро? Или полоть грядки на солнце целый день?  В деревне прополку, поливку огорода, уход за скотиной всегда выполняли дети, потому что родители – на работе от темна до темна. Как правило, глава семьи давал поручение с вечера, потому что уходил утром рано, когда дети еще спали: каждому полить по три яблони по 20 ведер воды под каждую яблоню. И никому не приходило в голову схитрить – вылить воды меньше – ведь яблоня живая, не польешь – урожая не будет. «Никто не надорвался, как видишь», - говорила я Татьяне. -  Все живы и здоровы». Пришлось напомнить, что в войну к станкам вставали дети 10-12 лет.
 Постановление на некоторое время дало всплеск активности ученических производственных бригад в нашей области, но потом – снова началось угасание. А ведь в 1980 году в Воронежской области был проведен Всероссийский слёт ученических производственных бригад. Область была выбрана для проведения слёта, как ведущая территория по этому вопросу воспитательной деятельности. На всю страну была известна ученическая производственная бригада школы села Костёнки Хохольского района под руководством Заслуженного учителя И.Ф. Роздымалина. Славились бригады не только этой школы.
В нашем государстве была стройная целесообразная система трудового воспитания.
Думаю, что мудро поступили сегодняшние руководители школ, где в той или иной форме это сохранилось. Ведь без труда, как известно, не вынешь рыбки из пруда. Эффективность воспитания личности без трудового воспитания будет сомнительной.
Воронежская область традиционно всегда была в авангарде движения студенческих строительных отрядов. Сводный областной отряд несколько лет подряд завоевывал Знамена ЦК ВЛКСМ. Имена Валерия Юрченко, Василия Кочергина, Александра Грекова, Александра Чурсина, Надежды Власовой, Людмилы Ипполитовой, Зинаиды Корневой вписаны золотыми буквами в историю ССО и ударных комсомольских строек. Они вели за собой многие тысячи воронежских стройотрядовцев.
На труд и на подвиг молодежь вдохновляли песни. Чистые, светлые, созидательные! Песни трудолюбивых романтиков! Когда-нибудь комсомольскую эпоху будут изучать по песням и стихам. Никогда – ни до, ни после – не было таких песен!

Мы построим солнечные людям города,
Людям города, людям города,
И дороги, что промчатся даже сквозь года,
Даже сквозь года, даже сквозь года.

И ведь строили! Превозмогая тяжелейшие бытовые и природные условия!

А вокруг горизонты синие.
ЛЭП-500 не простая линия.
И ведём мы её с ребятами
По таёжным дебрям глухим.

Не беда, что сапоги выглядят немодно,
Но зато среди тайги танцевать в них можно…
Пусть плывёт смолистый дым сквозь густые ветки,
Будет самым молодым этот вальс навеки!

Строили с несокрушимой верой в дело, которое делали! Делали могучей страну, и жили под девизом «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

Мы немало, ребята, успеем.
Наша жизнь отгорит незазря.
Если зерна добра мы посеем,
Завтра всходы поднимет заря!

Мы не хотим покоя,
Внуки у нас растут.
В будущее столетье
Завтра они войдут.
Пусть, как и мы когда-то,
Множат дела отцов,
А над страною веет
Наш с тобой нестареющий зов!

Трудовые традиции закладываются десятилетиями. Трудовые династии, строительные отряды, школьные лесничества, система профтехобразования, кабинеты по профориентации, праздники Урожая, Поля, Леса, Цветущей яблони – это не просто слова. За ними стоят масштабные дела, большие материальные ценности, множество людей, избравших дело по душе, по призванию и достигших при этом общественного признания. А вот рушатся традиции в одночасье. На каком-то ток-шоу, заполонивших экраны телевидения, прозвучало мнение, что народ приведен в такое состояние, что не может обеспечить выполнение поставленных перед ним задач. Это звучит  как приговор. Разве можно с этим согласиться? Нет, нет, и еще раз нет! Как создать атмосферу созидательного труда? Надо менять отношение к труду. Использовать деятельностную педагогику.


Рецензии
Всё это хорошо. Но, увы, уже не возродишь. Имущественное расслоение неизбежно привело к деградации всей системы школьного образования. СМИ сделали свое дело - они высмеяли человека труда. Как объяснить нынешним школьникам, что всё создано трудом. Объяснить-то объясним, но ведь на смех подымут. Некогда более или менее сплоченный народ разделили и противопоставили друг другу. Наживайтесь и наслаждайтесь! Вот лозунг современных наставников молодёжи... Больно на всё смотреть. Позор министерству просвещения.

Правнук Плюшкина   18.07.2020 23:03     Заявить о нарушении
Вы очень точно расставили точки над i. Происходит трагедия государства и общества.

Шатунова Галина   19.07.2020 09:15   Заявить о нарушении