События одного вечера. Первые потери

На фото участники событий
верхний ряд: Костиков А.И., Деменчук К.Т., Левенберг И.А., Смирнов М.И.
нижний ряд: Петров П.П. (фото 1932 г.), Цигулев Н.П., А. Мантелли, Ф. Соцци.
внизу фрагмент письма сестре П.П. Петрова, Анастасии Петровне.


Предлагаю вниманию читателя материал, составленный по результатам сравнения и сопоставления разнообразнейших источников по использованию авиации в ходе гражданской войны в Испании 1936-1939 годов.

События этого дня стали своего рода поворотным моментом в развертывании боевых действий в небе над Пиренеями. По этой причине, считаю необходимым попытаться «рассмотреть под микроскопом» и разобраться в произошедшем.

Небольшая предыстория.
В далекие октябрьские дни 1936 года Испания полнилась слухами (что естественно для любой зоны боевых действий – прим. автора). Говорили о разном, правда причудливым образом переплеталась с вымыслом, а повсеместная паника и подозрительность были естественным результатом.

Один из слухов был далеко не беспочвенным. В страну стали прибывать молчаливые «специалисты в штатском» из Страны Советов. СССР начал снабжать сторонников испанской республики авиатехникой и летным персоналом. Первыми доставили новейшие бомбардировщики конструкции А.Н. Туполева. Самолеты были частично укомплектованы экипажами. Но это, как говориться, отдельная история, требующая отдельного рассказа.

Вкратце: 15-21 октября в страну по морю доставили 31 скоростной бомбардировщик СБ и в спешном порядке была организована их сборка и подготовка к участию в боях. Приступили к формированию отдельного подразделения – 12 группы республиканских ВВС (12 Grupo Fuerzas Aеreas de la Republica Espanola (F.A.R.E.). Она состояла из 3 отрядов (ЭСКАДРИЛИЙ, кстати, у советских бомбардировщиков этот термин прижился легко и быстро).
В бомбардировочной группе перешли на испанский принцип организации авиационных подразделений «группа-эскадрилья-звено» (исп.: «grupo-escadrilla-patrulla») и отошли от советских названий «эскадрилья-отряд-звено».

Первыми, не завершив даже сборку и облет всех аппаратов, к боевой работе приступила 1-я эскадрилья (1а/12) под командованием Э.Г. Шахта.*

27 октября началась серия налетов республиканских бомбардировщиков на аэродромы противника, спланированная А.И. Бернгольцем и Я.В. Смушкевичем. Копируя тактику мятежников, планировалось малыми группами в 3-5 машин нанести удары по аэродромам франкистов и тем самым ослабить их авиационную группировку. Отдельная роль отводилась СБ, благодаря их высоким ЛТХ, они в отличии от Potez-54, должны были идти на цель без истребительного сопровождения.

28 октября 1936 года произошло боевое крещение советских машин в испанском небе. 3 бомбардировщика СБ во главе с Эрнстом Шахтом взлетели с аэродрома Лос-Лланос (Los Llanos), Альбасете (Albacete), преодолели около 400 км, сходу отбомбились по аэродрому мятежников Таблада (Tablada) близ Севильи (Sevilla) и на большой скорости покинули район. Ни одна из машин не имела повреждений.
В тот день точно также звенья СБ обрушили бомбы на аэродромы Касерес (Cаceres) в одноименной провинции и Армилла (Armilla), провинция Гранада (Granada).

Дебют оказался эффектным. Советские экипажи сообщали вдобавок о чрезвычайной эффективности своих действий: только на аэродроме Таблада было заявлено уничтожение 5 «юнкерсов».

Мятежники тоже оценили появление на фронте новой машины. Терялись в догадках, предполагая, что налеты осуществили американские Martin B-10 (Martin Bomber, Model 139).
Дело в том, что незадолго до начала конфликта испанское правительство вело переговоры с американской стороной о покупке лицензии на производство этих бомбардировщиков на заводах CASA и в будущем планировалось перевооружить ими испанские ВВС.
Это заблуждение было развеяно после осмотра осколков бомб ФАБ-100 с аэродрома Таблада, кстати, налет на практике причинил НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ УРОН. При этом лейтенант испанских ВВС белоэмигрант Н.А. Рагозин верно интерпретировал маркировки: надписи по-русски, бомбы изготовлены в СССР в июне 1936 года.

На следующий день, 29 октября, южнее Мадрида четверку СБ встретило звено истребителей Fiat CR.32 из 1а Escuadrilla de Caza del Tercio.
В результате атак итальянских бипланов было заявлено повреждение одного бомбардировщика, который «в огне упал на республиканской территории». Заявка об уничтожении была «утешительным призом» для пилотов лучшего истребителя франкистов того времени, которые на практике ПРОВЕРИЛИ: новый самолет имеет отличные летные характеристики и догнать его на «фиате» практически нет возможности…
Сторонники генерала Франко убедились, что это точно не североамериканский В-10, однако, ПРОЗВИЩЕ «мартин-бомбер» намертво приклеилось к советскому СБ.

Итак, после длинного экскурса, переходим к событиям понедельника 2 ноября 1936 года.

В этот день к боевым вылетам приступила 2 эскадрилья 12 группы республиканских ВВС под руководством В.С. Хользунова.** Тактика ее действий не отличалась от характера действий первой эскадрильи: дерзкие налеты мелкими группами, а то и отдельными машинами на цели в оперативном тылу франкистов.

Весьма интересные подробности событий того дня дает документ, опубликованный на сайте Борисоглебского высшего авиационного училища http://www.bvvaul.ru/profiles/2037.php. В статье о выпускнике этого ВУЗа 1932 года П.П. Петрове прилагается фотокопия письма к сестре погибшего летчика Анастасии Петровой от 10.10.1970. 
Возьму на себя смелость привести его отрывки с комментариями. К сожалению, этот лист – лишь часть переписки, начало ее остается не опубликованным (возможно, не сохранилось). Мои замечания смотрите по цифровым сноскам после фрагментов текста письма.

«Здравствуйте, уважаемая Анастасия Петровна!
Вы просили сообщить Вам все новое, что нам станет известно о Вашем брате Павле. Выполняет это.

1) В дополнение к тому, что рассказал нам и Вам Костиков Александр Иванович [1] (бывший штурман самолета СБ во 2-ой эскадрилье в Испании), мы получили рассказ еще одного штурмана самолета СБ той же эскадрильи – Ивана Яковлевича ПРЯНИШНИКОВА…[2]

…Через другого штурмана бомбардировочной авиации в Испании – тов. (К.Т.) Деменчука [3], мы передали Прянишникову рассказ т. Костикова А.И. о Вашем брате. Он внимательно прочел рассказ и сказал следующее:

В полетах, о которых рассказал т. Костиков, (летало) кроме самолета П.П. Петрова еще несколько самолетов СБ. В их числе был самолет Михаила И. Смирнова, в экипаже которого я был штурманом. Задание на полет дал Бернгольц. Кто такой Бернгольц? [4]  (У вас записано, что Костиков назвал его Бенгольцем. Это ошибка.) Бернгольц – ПЕРВЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ СОВЕТНИК ПО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ ИСПАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. (выделено мною – П.С.) После гибели экипажа Петрова его сменил Я.В. Смушкевич. [5]
На Родине Бернгольц командовал Военно-Воздушными силами Ленинградского Военного Округа. Костиков ошибается, называя Бернгольца скрытым врагом. Он был грубоватым, но требовательным командиром. При первом вылете Петрова и других экипажей Бернгольц приказал разведать места скопления врага и бомбить эту цель. Взлетали перед заходом солнца, чтобы к сумеркам вернуться на свой аэродром. Но в полете несколько задержались и когда, возвращаясь, подошли к своему аэродрому, совсем стемнело.
Посадочных огней на аэродроме не выложили не потому, что Бернгольц не распорядился об этом, а потому, что в момент посадки наших самолетов аэродром начала бомбить фашистская авиация. Поэтому всем пришлось производить посадку в темноте. Несколько экипажей не смогли этого сделать – экипаж Петрова, экипаж Левенберга, [6] экипаж Михаила Смирнова. [7] Самолет Смирнова совершил вынужденную посадку в горах в районе Мурсии. Про остальных вы знаете…»

Разберемся, о ком речь:

1. Костиков Александр Иванович, 23.12.1911., старший лейтенант.
В РККА с 28.09.1929.
Служил в 10 сбаэ 49 СБАБр БВО.
В Испании с октября 1936 по 27.05.1937., штурман бомбардировщика СБ 2 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС. Претендовал на 1 сбитый самолет.
За спецкомандировку награжден 2 орденами Красного Знамени (02.01.1937. и 11.11.1937.).
Участник боев на озере Хасан (1938).
Участник Второй Мировой войны.
Полковник авиации в отставке (24.01.1950.)
Умер в 1975 году.

2. Прянишников Иван Яковлевич, 30.01.1908., старший лейтенант.
В РККА с 15.08.1927.
В Испании с октября 1936 по сентябрь 1937., штурман бомбардировщика СБ 2 эскадрильи,  начальник штаба 3 и 2 эскадрилий 12 группы республиканских ВВС, офицер связи при штабе ВВС республики.
За спецкомандировку награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937.).
Участник боев на озере Хасан (1938).
Участник боев на реке Халхин-Гол (1939).
Участник Второй Мировой войны.
Полковник авиации в отставке (07.04.1956.).
Умер после 1970 года.

3. Деменчук Кузьма Терентьевич, 14.11.1909., лейтенант.
В РККА с 05.11.1931.
Служил в КВО.
В Испании с 11.09. по 12.12.1936. Псевдоним «Казимир  Сенкевич».
Штурман бомбардировщика «Потез-54» в 4 Интернациональной эскадрилье и бомбардировщика СБ во 2 эскадрилье 12 группы республиканских ВВС.
За спецкомандировку награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937.).
Участник Второй Мировой войны.
Полковник авиации в отставке (25.02.1952.).
Умер 31.03.2002.

4. Бернгольц Август Иванович, 24.06.1897., латыш, комдив (20.11.1935.).
В РККА с 1918 года. Участник Первой Мировой и Гражданской войн.
Командующий авиацией Московского Военного Округа.
В Испании с 11.09.1936. по 18.01.1937. Псевдоним «Ринальдо».
Главный военный советник по авиации, советник при Министерстве авиации республики.
За спецкомандировку награжден орденом Ленина (03.01.1937. – закрытое постановление).
Арестован 13.12.1937., расстрелян 29.07.1938. Реабилитирован 04.08.1956. посмертно.

5. Смушкевич Яков Владимирович, 14.04.1902., комбриг (28.11.1935.).
В РККА с 1919 года. Участник Гражданской войны.
Командир и военком 40 ЛБАБр БВО.
В Испании с 11.09.1936. по 17.06.1937. Псевдоним «Андрэ», для подчиненных – «генерал Дуглас». Руководитель первой группы советских авиаторов в Испании, советник, главный советник по авиации испанского правительства.
За спецкомандировку награжден орденом Ленина (03.01.1937. – закрытое постановление), а также  присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (21.06.1937.).
Участник боев на реке Халхин-Гол (1939).
Участник «освободительного похода» на Западную Украину и Западную Беларусь (1939).
Участник советско-финской войны (1939-1940).
Дважды Герой Советского Союза (21.06.1937., 17.11.1939.) генерал-лейтенант авиации (04.06.1940.) Я.В. Смушкевич арестован 08.06.1941., расстрелян 28.10.1941., реабилитирован 11.05.1954., посмертно.


6. Левенберг Илья Александрович, 03.01.1907., лейтенант.
В РККА с 15.06.1931.
В Испании с октября 1936 по май 1937., пилот бомбардировщика СБ 2 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС. Выполнил 30 боевых вылетов.
За спецкомандировку награжден 2 орденами Красного Знамени (02.01.1937. и 17.07.1937.).
Участник боев на озере Хасан (1938).
Участник Второй Мировой войны.
Полковник авиации в отставке (25.04.1957).
Умер 10.02.2005.

7. Смирнов Михаил Иванович, 1907., лейтенант.
В РККА с 04.07.1934.
В Испании с октября 1936 по май 1937., пилот бомбардировщика СБ 2 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС.
За спецкомандировку награжден 2 орденами Красного Знамени (02.01.1937. и 17.07.1937.).
Участник Второй Мировой войны.
Майор М.И.Смирнов, командир эскадрильи 203 ДБАП 51 БАД, не вернулся из боевого вылета на ДБ-3 01.07.1941. на Северо-Западном фронте.

В интервью, записанном в 2002 (!) году И.А. Левенберг упоминает о своем первом из 30 боевых вылетов в Испании. Согласно его словам вылетало 5 СБ эскадрильи (2а/12), а на следующий день к вылетам были пригодны лишь 2 машины. Как ни странно, но его слова вполне правдоподобны: 5 минус 3 СБ, не севших на свой аэродром...
Другие его утверждения:
- аэродром все-же подсветили кострами, однако их быстро потушили в виду появления "юнкерсов";
- СБ садились где-попало не из-за потери ориентировки в темноте, а из-за грозы;
- над целью их встретил сильный зенитный огонь (возможно, не про этот вылет),
на данный момент проверить нет возможности.
Ветеран запамятовал или "забыл", что одним из пилотов севшим вне аэродрома в тот вечер был он сам.


С итальянской точки зрения, события 2 ноября были описаны участником событий, летчиком-истребителем Адриано Мантелли (Adriano Mantelli)*** и выглядели следующим образом :

 «…Боевой эпизод, который запомнился, и которым горжусь, случился при встрече с одним из недавно прибывших самолетов Красных ВВС, которые вызвали у нас беспокойство.
Назывался самолет  «Мартин-бомбер», его появление стало для нас довольно неприятным сюрпризом. Благодаря двухмоторной конструкции и убирающимся  шасси, скорость бомбардировщика была примерно на 30 миль в час выше, чем у наших истребителей, что означало невозможность перехвата. Естественно, набирать высоту, при появлении этих бомбардировщиков, было уже бесполезно. Серия неожиданных налетов на аэродромы, не встретила никакого противостояния, породила чувство беспомощности. Наши командиры подбадривали нас, но факты были предельно ясны, чтобы их игнорировать - в частности, максимальная скорость явно была против нас.
…Перехват произошел несколько дней спустя. Мы в паре с Соцци**** поднялись в небо над Талавера-де-ла-Ренна. Нам сообщили, что один из этих знаменитых монопланов был замечен над Авилой, примерно в 60 милях, но я решил не слишком удаляться от Талаверы. Подо мной было два аэродрома, и, облетев город, я мог следить за обоими. Было известно, что эти аэродромы были целями для рейдов бомбардировщиков (и мы уже понесли потери).

– итальянский ас имеет в виду успешные налеты СБ на местные аэродромы, когда днем ранее они уничтожили 6 итальянских истребителей – примечание автора.

 Я решил, что если это случится, смогу перехватить его, но если он направится к другой цели, можно просто забыть об этом!
Мы продолжали набирать высоту, зная, что чем выше мы пойдем, тем с большей скоростью сможем спикировать на вражеский бомбардировщик. Я продолжал привычно осматривать небо по секторам. Первый сектор - пусто. Второй сектор пуст. Третий сектор. Там, мелькнула тонкая линия на расстоянии от горизонта в желтоватом небе - я никогда этого не забуду. Это был «он». Я не позволял ему скрыться из виду, и продолжал набор высоты. Он не шел к Талавере, однако, по моим подсчетам, между нами было около шести миль. Никаких шансов атаковать его, если я не изменю курс.
Потом вдруг «Мартин-бомбер» развернулся почти на 90 градусов и взял курс на Талавера. Моноплан был значительно ниже и не видел нас. Я подождал, проверил скорость и дистанцию, а затем резко опустил нос своего истребителя и спикировал на бомбардировщик. Воздушный поток свистел мимо, и двигатель ревел, но я ничего не слышал. Мои глаза были устремлены на самолет, который быстро увеличивался, когда мы сближались с огромной скоростью. Дальность казалась мне подходящей, поэтому я открыл огонь – грохот пулеметов…
С первыми вспышками я мог ясно видеть трассы зажигательных пуль, поражающие крыло, посылающие белые искры. Правое крыло загорелось почти сразу, затем хвост пламени с левого крыла поглотил и фюзеляж, и правое крыло. «Мартин бомбардировщик» начал падать, а я продолжал пикикировать. Одно крыло машины сломалось, и три человека выбросились на парашютах. Я увидел три открытых купола, но скорость была слишком высокой, и они оторвались - трое мужчин камнем понеслись к земле. Мой CR.32 промчался мимо.
Я был ужасно взволнован победой и чуть не потерял  управление, но вовремя очнулся и резко стал выводить самолет из пике. Когда я выровнялся, звук воздушного  потока стал спокойнее, а внизу произошел взрыв  моноплана, упавшего на землю…».

Напарник Адриано Мантелли, унтер-офицер Феличе Соцци (Felice Sozzi)**** также приложил руку к уничтожению СБ, выровнявшись позади и ниже бомбардировщика после резкого пике истребителей. Он обстреливал СБ снизу, пока Мантелли вел огонь с верхней полусферы.


Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующее заключение, если хотите, реконструкцию событий:

02.11.1936., Испания.
К боевой работе приступила 2-я эскадрилья 12 группы ВВС республики.
Около 19 часов с аэродрома в Сан-Клементе (San Clemente) взлетели 5 бомбардировщиков СБ из 2а/12. Цель – нахождение и бомбардировка аэродромов и скоплений войск фалангистов.
После того, как одиночная машина была замечена над Авилой (Аvila), с аэродрома Талавера-де-ла-Ренна (Talavera de la Reina) поднялась пара итальянских Fiat CR.32 из 1а Escuadrilla de Caza del Tercio с целью попробовать перехватить СБ, если тот попытается бомбить аэродромы возле Талаверы (Talavera). Так и произошло. Самолет был атакован двумя истребителями: Sottotenente Adriano Mantelli*** сверху и добит огнем ведомого Maresciallo Felice Sozzi**** снизу. Самолет загорелся и начал разрушаться в воздухе.
Советские авиаторы пытались спастись с парашютами, однако, поспешили их открыть. Это не удивительно: в советских ВВС еще не было рекомендаций по действиям в подобной ситуации. Из-за высокой скорости, парашюты не выдержали и авиаторы разбились.
Экипаж бомбардировщика СБ заводской номер 22 156 стал первыми потерями советских авиаторов в Испании:

- лейтенант Петров Павел Петрович (1907), пилот;
родился в деревне Черново, ныне Гатчинского района Ленинградской области, русский, из крестьян.
Старший летчик 28 сбаэ 87 СБАБр КВО.
В Испании с октября 1936 года. Псевдоним «Вержбицкий».
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., посмертно).

- старший лейтенант Власов Аким Федорович (1905), штурман;
родился в городе Орша, ныне Витебской области, Беларусь, русский, из крестьян.
Штурман отряда 11 сбаэ 49 СБАБр БВО.
В Испании с октября 1936 года. Псевдоним «Лявданский».
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., посмертно).

- младший командир Цигулев Николай Павлович (1913), воздушный стрелок.
Воздушный стрелок-радист 10 сбаэ 49 СБАБр БВО.
В Испании с октября 1936 года. Псевдоним «Цибуль».
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937., посмертно).

Остальные советские экипажи о происшедшем не знали, из-за затянувшегося полета, около 21.30 им пришлось садиться в темноте, так как на аэродроме не была подсвечена полоса. Две машины эскадрильи сели вне аэродрома и получили повреждения (пилоты И.А. Левенберг и М.И. Смирнов). Первоначально советские авиаторы считали, что та же участь постигла экипаж П.П. Петрова.

Вместо эпилога.

Обломки СБ упали на контролируемой правительственными войсками территории. Вероятно, тела летчиков так же. Если они были найдены республиканцами, то похоронены, вероятно, в Мадриде, однако, на данный момент подтверждения этому найти не удалось.

Новость разлетелась по авиационным подразделениям сторонников Франко, вызвав там волнение и даже восторг.
Итальянцы для развенчания мифа о неуязвимости «Мартин-бомбера», отправили на место падения самолета разведгруппу из пехотного батальона (bandera) итальянских войск, которая обнаружила место падения.
В Рим были отправлены мелкие фрагменты, элерон самолета и фото обломков.
Уже в середине месяца советскую делегацию в лондонском Комитете по невмешательству во ВНУТРЕННИЕ дела Испании ждал неприятный сюрприз. На очередном заседании в ответ на шквал обвинений Италии и Германии в нарушении «невмешательства», которые основывались на агентурных данных, а иногда – на слухах, переполнявших Испанию, представителям СССР продемонстрировали фото советских пленных, обломков машин и осколки бомб с советской маркировкой…

В группе советских военных на Пиренеях события ноябрьского вечера привели к усилению «брожения».
Дело в том, что с прибытием большого количества советских летчиков разгорелась нешуточная борьба за власть среди авиационных командиров: комдив А.И. Бернгольц противостоял комбригу Я.В. Смушкевичу и полковнику Б.Ф. Свешникову (военно-воздушному атташе в Испании). Часть авиаторов (в т.ч. И.И. Проскуров и В.С. Хользунов) открыто высказавших свое недовольство методами руководства А.И. Бернгольца, теперь прямо обвиняли его в потере новейшей машины.
Причем, явно из-за возникших трений записали и доложили, что самолет потерян 3 ноября.
После консультаций с Москвой, А.И. Бернгольц был понижен в должности и с этого момента стал советником при Министерстве авиации, занимался составлением отчетов и вернулся в СССР 18.01.1937.
Должность главного советника по авиации  занял комбриг Я.В. Смушкевич.

Только 11 ноября 1936 года в правительственной Бюллетене №327 было официально объявлено о формировании в составе ВВС испанской республики 12 группы. Подразделение приняло активное участие в боях начального периода войны. После того как в ноябре-декабре 1937 года Испанию покинули советские летчики-бомбардировщики «второй волны прибытия» группа фактически перестала существовать.

С этого момента, момента первых потерь, можно вести отсчет активного участия советских летчиков в гражданской войне в Испании.

Автор заранее благодарен за конструктивную критику и исправление фактологических ошибок с указанием источника информации. Пишите комментарии.
Больше материалов о советских авиаторах в Испании в сборнике http://proza.ru/avtor/postscriptum14&book=2#2

Версия от 15.02.2021.
_______________

*Шахт Эрнст Генрихович  (Schacht Ernst Heinrich), 14.04.1904., майор.
Родился в швейцарском Базеле, немец. Эмигрировал в Советскую Россию в 1922 году.
В РККА с мая 1923 года.
Ранее награжден орденами Ленина (25.05.1936.) и Красного Знамени (26.11.1930).
Командир авиаэскадрильи.
В Испании с 11.09.1936. по февраль 1937 года. Псевдоним «Эрнесто Бейгер». Занимался обучением испанских летчиков, был командиром 1 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС.
За спецкомандировку присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (31.12.1936.).
Генерал-майор авиации Э.Г. Шахт арестован 30.05.1941., расстрелян 23.02.1942., реабилитирован 26.11.1955., посмертно.

** Хользунов Виктор Степанович, 31.01.1905., майор.
В РККА в 1918-22 и с 1925 года.
Командир авиаотряда 7-й Сталинградской школы летчиков.
В Испании с 11.09.1936. по март 1937. Псевдоним  «Пабло».
Пилот, командир звена легких бомбардировщиков Бреге-ХIХ в 4 Интернальной эскадрилье, командир 2 эскадрильи 12 группы республиканских ВВС. Совершил более 100 боевых вылетов.
За спецкомандировку награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937), а также присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (27.06.1937.).
Комдив В.С. Хользунов погиб в авиакатастрофе 28.07.1939.

*** Mantelli Adriano, 13.02.1913.,  Sottotenente, псевдоним «Arrighi»
В Реджиа Аэронаутика с 1934 года.
В Испании с 27.08.1936. по май 1937 года. Летал на Fiat CR.32 в составе 1а Escuadrilla de Caza del Tercio, 4 и 65 эскадрильях.
Претендовал на 16 сбитых самолетов (10 лично, 2 в паре и 4 в группе), еще 2  машины уничтожил на земле.
Был летчиком-испытателем, участвовал во Второй Мировой войне, но побед не имел.
Умер 06.05.1996.

**** Sozzi Felice, 1906., Maresciallo
Летал на Fiat CR.32 в составе 1а Escuadrilla de Caza del Tercio, победа в паре над советским СБ была единственной в Испании.
Участвовал во Второй Мировой Войне, одержал 4 победы.
Погиб в авиакатастрофе во время показательного полета в 1950 году.


Рецензии
Очень интересные подробности первой успешной атаки итальянцев советского СБ. Не вовремя, ох, не вовремя изменил курс полета штурман самолета Власов! Только это позволило Мантелли и Соцци сбить самолет...
Павел, мне кажется, что в отношении Смирнова допущены ошибки. По одним данным, он погиб ещё в 1939 году, по другим - 1 июля 1941 года. Различаются и даты его призыва в РККА: по данным ОБД "Мемориал" он стал служить с мая 1932 года, а у Вас написано - с 04.07.1934.
Заметил также небольшую опечатку насчет Бергольца: он был награжден орденом Ленина не 03.01.1936, а 03.01.1937...
С уважением,

Олег Каминский   16.07.2020 21:13     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик
Детали превыше всего (с). С них соткана история...

Насчет Смирнова, мне известны обе версии его гибели. Насчет авиакатастрофы в БВО. Ту же версию дублирует штурман Прянишников в письме. Факт, она имела место летом 39-го только он выжил, а потом его слухи записали в "испытатели", однако, испытаниями самолетов в СССР занимался только НИИ ВВС, а пилот с такой фамилией и инициалами у них не упоминается, тем более как погибший при испытательных полетах.

Данные взяты с УК погибшего 01.07.41. майора Смирнова М.И., причем там значится, что до ВоВ он ДВАЖДЫ награжден БКЗ. В финских и ХТГ указах я совпадений имени не нашел - значит, раньше.

И, главное, есть его фото (завтра к концу дня пересмотрите публикацию). До начала ВМВ 2 БКЗ (кроме республиканских, которые известны поименно) получили чуть более 300 военнослужащих... Совпадение маловероятно.

Ну, где-то так

В общем, как Вам опубликованный материал?
С ув. Павел


Павел Селезнев   17.07.2020 00:34   Заявить о нарушении
На мой взгляд, написано интересно и добротно...

Олег Каминский   18.07.2020 10:51   Заявить о нарушении