Девушка в шлемофоне

 Фотографии обаятельного русоволосого бойца в шлеме и гимнастёрке с прикреплённым орденом Отечественной войны I степени и знаком «Гвардия» старшего лейтенанта Александры Самусенко облетели фронтовые газеты.  Девушку – танкиста на подступах к Орлу в 1943 году запечатлел и  сохранил для истории фотокорреспондент Анатолий Морозов.
Откуда родом?
Её имя окутано легендами. Даже в документах Александры  Григорьевна Самусенко встречаются разночтения. Согласно одним источникам, она родилась 14 октября  1922 года в деревне Святое (ныне Кирово) Жлобинского района Гомельской области Белорусской ССР, по другим данным, в Чите. Именно Чита как место рождения Александры Самусенко фигурирует в книгах Памяти, а также в информации о безвозвратных потерях и наградных ведомостях. Исследователи сходятся во мнении, что Александра Самусенко из Беларуси, а в Читу она переехала позже.
Отец Александры, крестьянин-единоличник, как член «крестьянской повстанческой организации» был репрессирован в 1933 году, осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, работал на строительстве железной дороги Мундыбаш – Таштагол, где и умер от непосильного труда в 1938 году. Мать Дарья Артёмовна занималась огородничеством, воспитывала пятерых детей (три дочери и два сына). Александра была младшей из сестер.
Дочь полка
Есть и ещё одна загадка. В документах имеются сведения, что с 1934 года, то есть с двенадцатилетнего возраста, Александра воспитывалась в одной из частей Красной армии. Узнать, почему девочка в столь юном возрасте стала воспитанницей Красной армии, пока не удалось, ведь чаще всего ими были ребята из детдомов или дети-сироты военнослужащих. Скорее всего, поступлением на военную службу девушка сделала попытку избежать сурового клейма «дочери врага народа» и скрыть этот факт. Сухие строчки документов дают нам скупую информацию лишь о том, что с 1938 года  в шестнадцатилетнем возрасте она уже находилась в кадрах Красной армии, а в 1939 году участвовала в войне с белофиннами, где получила первый боевой опыт.
Первые награды и письмо Калинину
Известно, что Великую Отечественную войну Александра встретила рядовым пехотинцем, призванной военкоматом  города Читы. На фронте с 22 июня 1941 года.
Самусенко  принимала участие в тяжёлых боях лета-осени 1941 года,  сражаясь в составе Западного и Брянского фронтов. В боях августа и октября 1941 года девушка получила два лёгких ранения.
Но Александре  очень хотелось стать танкистом — в то время это были овеянные романтикой современные войска. Она пишет письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину, и благодаря помощи  «всесоюзного старосты» поступает в  Казанское танковое училище.
В танковых войсках
Выпускницу  училища Александру Самусенко  направляют служить в 97-ю танковую бригаду. С января 1943 года её часть вела тяжелые бои в составе войск Воронежского фронта, участвуя в неудавшейся операции по освобождению Харькова. Свою первую боевую награду - орден Отечественной войны I степени адъютант танкового батальона  Самусенко получила в  марте 1943 года.
 Вот выдержка из наградного листа: «1 марта в районе деревни Шляховая Харьковской области был убит командир 288-го танкового батальона. Старший лейтенант Самусенко, проявив инициативу, командование батальоном приняла на себя, чётко и оперативно руководила боевыми действиями танков».
Учитывая большие потери, понесённые бригадой за три месяца сражений, её уже в апреле 1943 года вывели в резерв на доукомплектование.
Операция «Кутузов»
17 июля 1943 года бригада в составе Брянского фронта приняла участие в Орловской наступательной операции «Кутузов».
Во время этих событий и запечатлел нашу героиню фотограф Анатолий Морозов. Причём, по его словам, под Орлом познакомился с «…отважной девушкой, командиром танкового взвода гвардии старшим лейтенантом Сашей Самусенко. Танковая бригада, в которой она служила, как раз вышла из боя…». Далее он упоминает, что она «…много раз водила свой взвод в атаку, лично уничтожила несколько противотанковых орудий и множество гитлеровцев, дважды горела в танке, была ранена. За боевые заслуги Александру наградили орденом Отечественной войны I степени, а вскоре — орденом Красной Звезды».
Здесь есть неточность — во время освобождения Орловщины  гвардии старший лейтенант Самусенко уже была в должности офицера связи. Орденом Красной Звезды её действительно наградили, но уже за «своевременное обеспечение связи и информации о положении частей и подразделений бригады и доставление им указаний для дальнейшего развития успеха в бою под непосредственным огнем противника и бомбежкой с воздуха вражескими самолетами за время боёв с 19 по 28 июля 1943 года».
Видимо, не очень долго довелось быть танкистом нашей героине, а с учетом того, что она «дважды горела в танке», то есть две её боевые машины были подбиты, командование, наверное, решило поберечь Самусенко в тяжёлых танковых боях 1943 года.
Тяжёлое ранение
Впрочем, в сентябре того же года  при форсировании Днепра отважная связистка получила свое третье ранение, на это раз тяжёлое. Проходила длительное лечение в военном госпитале г. Магнитогорска. Отсюда Александра отправила свою фотографию  родным.
На обратной стороне есть выполненная чернилами надпись: «Любимой мамочке и братику Вовке от дочери и сестрички Шуры. 7.II. 1944». Карандашом сделана приписка «д. Химы. Самусенко».  Деревня Химы Рогачевского района Гомельской области – место, куда перебралась её семья после освобождения Белоруссии.  Брату тогда исполнилось 15 лет. Другой её брат – Савва – погиб в партизанском отряде. Сестра Ольга сохранила фотографию и письма Шуры.
Выписавшись из госпиталя, весной 1944 года Александра Самусенко была направлена в 1-ю гвардейскую танковую бригаду.
Покровитель «американского товарища»
В 1945 году гвардии капитана  Александру Самусенко перевели в штаб первой гвардейской танковой бригады, в составе которой она приняла участие в Львовско-Сандомирской операции. По некоторым сведениям, Самусенко  могла занимать пост заместителя командира 1-го танкового батальона.
Вместе со своей танковой частью Самусенко участвовала в освобождении польских земель от немецких завоевателей. По одной из версий, в феврале 1945 года в расположение части, в которой она служила, вышел сержант американской армии Джозеф Байерли, бежавший из немецкого плена. Он уговорил гвардии капитана Александру Самусенко не отправлять его в тыл.  Джозеф Байерли вошёл в историю как единственный солдат, которому довелось воевать как в американской, так и в Красной армии. После войны он стал отцом будущего посла США в России – Джона Байерли.
Двадцать третья весна
О послевоенной жизни своего американского подопечного гвардии капитану Самусенко не суждено было узнать.
3 марта 1945 года в бою в деревне Цюльцефитц, неподалёку от польского города Лобез, Александра Самусенко была ранена от прямого попадания немецкого снаряда в штабной броневик, но успела выбраться из горящей машины и бросить в огонь полевую сумку с важными документами.  Она скончалась от многочисленных ранений в госпитале.
10 апреля 1945 года Александра Самусенко за деятельное участие в наступательных боях с 15 января 1945 года и выполнение ответственных задач командования по управлению боем посмертно награждена  орденом Отечественной войны II степени.
Гвардии капитана А.Г. Самусенко похоронили на центральной площади в городе Лобез Щецинского воеводства, позднее перезахоронили в Бялогарде. Сохранилась ли её могила в стране, где потомки спасённых от фашизма миллионов поляков ныне крушат памятники солдатам-освободителям?


Рецензии