Не вернулся с боевого задания

Летом  1943 года город Орёл, охваченный огнём, в тяжёлых боях с фашистскими завоевателями обретал свободу. Сражения шли не только на земле, но и в воздухе. Вместе с советскими лётчиками в небе Орловщины сражались французские пилоты эскадрильи «Нормандия», внёсшие свой вклад в разгром общего врага и ценой своих жизней приблизившие победу в Великой Отечественной войне. Девять летчиков из первых четырнадцати, прибывших в Советский Союз, не вернулись с боевого задания. Среди них капитан Альбер Прециози. 
 Корсиканец
Он родился 25 июля 1915 года в горном селе Виццани на острове Корсика. Тридцатые годы можно назвать «крылатыми»,  как и все подростки того времени Альбер мечтал о  службе в авиации.  В 1935 году  он  окончил авиационную школу в Салон-ан-Провансе. После выпуска Прециози попал в автомобильную аварию с повреждением шейных позвонков, шесть месяцев лечился в военном госпитале «Валь-де-Грас» в Париже, вернулся в лётную школу, но «без допуска к полетам».
Получив звание младшего лейтенанта в сентябре 1938 года, Альбер  был зачислен в 36-ю авиационную эскадру, базировавшуюся в Лионе,  затем  направлен в школу пилотов в Мелене, где восстановил свои лётные качества.
Красавца-летчика ждало радужное будущее, но в 1939 году началась Вторая мировая война,  в мае 1940 года немецкие войска вторглись во Францию. 17 июня Прециози на учебном самолете совершает перелет в Великобританию. На следующий день Би-би-си передало знаменитую речь генерала Шарля де Голля, и это стало началом французского движения Сопротивления.
Альбер Прециози одним из первых откликнулся на призыв генерала де Голля вступить в ряды Вооруженных Сил «Свободной Франции». Пройдя курс тренировочных полётов на английских авиационных базах в Отбаме и Одихаме, Прециози был произведён в лейтенанты.
В 1941 году Альбера направляют воевать в Африку в эскадрилью «Эльзас». В  её составе  Прециози сражается против немецких и итальянских лётчиков в Египте и Ливии.
 Летом 1942 года его самолёт из-за технической неисправности приземлился на вражеской территории. Раненого летчика подобрали и выходили бедуины. Через месяц он вернулся на авиабазу. Вскоре эскадрилью «Эльзас» направили в Ливан на авиабазу «Раяк». Там Прециози, одним из первых вступил в формировавшуюся истребительную авиационную группу. По предложению личного состава ей было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции наиболее пострадавшей от гитлеровцев.
 «Нормандия» вступает в бой
 28 ноября 1942 года три транспортных самолета с группой французских летчиков и механиков эскадрильи «Нормандия» пересекли ирано-советскую границу и произвели посадку в Баку. В числе первых четырнадцати французских пилотов Альбер Прециози  ступил на советскую землю.
После учебной подготовки  11 марта 1943 года эскадрилья «Нормандия», укомплектованная истребителями Як-1, приземлилась на аэродроме в двадцати километрах от Калуги, где её встретил генерал-лейтенант С.А. Худяков — командующий 1-й воздушной армией, в составе которой «Нормандия» будет воевать в течение двух лет.
22 марта  эскадрилья была направлена на Западный фронт и включена в состав 204-й бомбардировочной авиадивизии, её командиром стал майор Жан Луи Тюлян.
А уже 5 апреля французские летчики одержали первые победы. Боевой счёт открыли старший лейтенант Альбер Прециози и лейтенант Альбер Дюран. Они сопровождали вылетевший на разведку бомбардировщик Пе-2 и вступили в бой с парой немецких истребителей «Фокке-Вульф – 190».
Вот как об этом пишет Герой Советского Союза лётчик Василий Барсуков в книге «Крылом к крылу»: «5 апреля с рассветом все уже были на аэродроме. Майор Тюлян сам проверял полётные карты, готовность летчиков к выполнению боевого задания. Он же и возглавил ударную группу. Через несколько минут две девятки Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под надёжным прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия». Над линией фронта самолёты были обстреляны зенитной артиллерией противника. При подходе к цели четыре вражеских истребителя, заметив группу Пе-2, пытались с ходу  атаковать первую девятку. Французы Прециози и Дюран, находившиеся в этот момент выше и правее бомбардировщиков, вовремя разгадали намерения фашистов и заградительным огнем отразили атаку. Тогда четверка вражеских истребителей бросилась на них. Завязался воздушный бой.
Схватка была короткой, но после неё фашисты не досчитались двух самолётов. Их сбили старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран. Боевое задание, в котором первый раз на советско-германском фронте принимала участие французская эскадрилья выполнено».
О первой победе французских лётчиков докладывали лично Шарлю де Голлю. Прециози наградили орденом Почетного легиона, а позже произвели в капитаны.
В небе над Орлом
2 июня 1943 года эскадрилья перебазировалась к границам Орловской области, вошла в подчинение 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии, которой командовал генерал Г.Н. Захаров, и вместе с советскими летчиками стала готовиться к решающим боям за Орёл.
Основными направлениями действий авиаполка «Нормандия» были район г. Болхова, дорога Болхов – Орёл, район села Красникова, ныне Знаменского района.
16 июня Прециози сбил ещё один вражеский самолёт. Об этом факте есть запись в  отчёте о боевых действиях авиаэскадрильи «Нормандия» за июнь 1943 года: «16.6.43 года пара Як-1 под командованием капитана Прециози, ведя свободный поиск разведчиков противника, от радиостанции наведения получили сигнал, что в районе Думиничи-Семичастное (Калужская область) находится самолёт противника. Следуя в указанном направлении, в районе Боброво на высоте 3000 метров встретили одного ФВ-189 и атаковали его… У самолёта противника был подбит левый мотор и разрушена кабина стрелка.  ВФ – 189 пикированием пытался уйти на юг. Капитан Прециози и лейтенант Альбер преследовали его до района Брусны-Меховая, где вражеский самолёт врезался в землю».
Последний бой
28 июля 1943 года капитан Альбер Прециози вместе с пятью летчиками полка «Нормандия» выполнял боевое задание по прикрытию наступающих советских войск на участке железной дороги Брянск – Орёл. Во время воздушного боя с шестью немецкими истребителями «Фокке-Вульф-190»  самолёт Альбера Прециози был сбит.  Предположительно, место его падения в 20 километрах севернее города Карачева, приблизительно на территории Юрьевского сельсовета Хотынецкого района.
За боевые заслуги и проявленное при этом мужество и отвагу Альбер Прециози был представлен к награде.
Его наградной лист есть в свободном доступе на сайте «Подвиг народа», в документе отмечается: «На фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками в СССР участвует с 22 марта 1943 года. Смелый и решительный летчик. На выполнение боевых заданий всегда идёт с большим желанием, чем увлекает и вдохновляет остальной лётный состав. За период боевой деятельности в СССР имеет 52 боевых вылета. В боях на советско-германском фронте Альберт Прециози сбил четыре немецких самолета».
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Альбер Прециози  награждён орденом Отечественной войны II степени.
Двадцатисемилетний пилот стал последним из «Нормандии», погибшим в боях за Орёл. Из четырнадцати пилотов в живых осталось только трое: Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап и Жозеф Риссо.
Память о герое
Во Франции Альбер Прециози — национальный герой. Его именем на Корсике названа авиабаза французских ВВС, а на воинском кладбище в Веззани отважному пилоту посвящена надпись «Геройски погиб в бою северо-восточнее Карачева».
 В нашем городе имя Альбера Прециози  и ещё шести  пилотов: Жана Тюляна, Альбера Литольфа, Жана де Тодеско,  Адриена Бернавона, Ноэля Кастелена и Фирмина Вермейля увековечено на мемориальной доске, установленной на фасаде здания военно-исторического музея, по улице  Нормандия – Неман, 1.  На ней надпись: «Помним и чтим имена героических французских лётчиков, погибших в 1943 году в небе Орловщины во время Второй мировой войны за независимость России и Франции».


Рецензии