О моряках и не только о них...

Произведение участвует в конкурсе Владимира Пастернака «Морские истории 3»

… Недавно в Интернете я случайно наткнулась на фотографию памятника русским морякам недалеко от посёлка Шувелян в Азербайджане. Название посёлка мне хорошо знакомо:  в годы службы моего отца на Краснознаменной Каспийской флотилии мы не раз отдыхали на море в тех местах, благо от Баку посёлок находится километрах в 40. Но вот вид памятника немного меня удивил: на память я не жалуюсь, но вспомнить такой мемориал у Шувелян я не могла. Хотя, стоп…

Полчаса поиска в Семейном архиве - и вот уже передо мной черно-белый снимок, сделанный собственноручно в 1982 году. Скромная каменная пирамида с надписями на всех четырёх гранях на церковнославянском языке, обломок креста на верхушке, раскрошившиеся плиты.

Именно так он выглядел в годы СССР - построенный на месте могильного камня на пожертвования каспийских моряков в 1888 году, он надолго был забыт в Апшеронских песках ещё со времён Российской империи и только отдыхающие иногда приходили сюда, чтобы скользнуть глазами по ничего не говорящим им строкам, вырезанным в камне:

«Погибли при крушении парохода «Куба» 14 сентября 1857 года», «Командир лейтенант Поскочин», «лейтенант Кошкуль», «лейтенант Симонов», «подпоручик Иванов», «и 18 человек нижних чинов»…

Отдыхающим эти имена ничего не говорили: ну, ещё одно крушение - мало ли этих аварий на море, моряки сами выбирают свою судьбу. Более любопытные наводили справки, но узнав, что пароход «Куба» был всего лишь исследовательским судном, теряли интерес - никакой романтики и героизма, ведь не боевой же линкор!

Только вот морю Каспийскому, швырнувшему неожиданно налетевшим шквалом плоскодонный пароход на печально знаменитые «Акульи зубы», было все равно - боевой это корабль или гидрографическое судно. Скрытая под водой гряда (те самые «зубы») в ходе разыгравшегося шторма не оставила экипажу шанса на счастливый исход, но подарила целых 15 минут, пока корабль перемалывался на камнях.

В эти 15 минут палят пушки, подавая сигнал бедствия, часть экипажа цепочкой перебирается на скалу по мачте, которую по команде руководителя экспедиции капитана 1 ранга Ивашинцова успевают срубить до столкновения, и она удачно ложится на прибрежный валун. Сам Ивашинцов, до последнего момента остававшийся на борту вместе с командиром, был смыт очередной волной и буквально выкинут на берег, где его подбирает  мичман Ясенский. Лейтенант Поскочин отказывается воспользоваться последней возможностью покинуть корабль и, успев крикнуть боцману «Спасайся сам!», передает тому конец каната. Лейтенанты Кошкуль и Симонов, подпоручик Иванов и «18 человек нижних чинов» погибают под обломками расколовшегося парохода, разбиваются о скалы, захлебываются в бурлящем водовороте...

Услышав пушечные выстрелы, жители Шувелян под руководством отставного офицера Абдуллы Ахундова, покидают в непогоду свои дома и спешат к берегу. Кто-то из них тут же возвращается за подводами для тяжелораненых, остальные пытаются спасти погибающих в воде людей.

Некоторое время спустя мужчины из посёлка и моряки, которые ещё держатся на ногах, начинают обходить берег, собирая погибших и надеясь отыскать живых. Дольше всех море не хотело отдавать командира. Страшное зрелище буквально разрывало сердца выживших членов экипажа: тело лейтенанта Поскочина, запутавшееся в снастях, море с остервенением бьет о скалы в течение целых десяти дней. Только когда шторм стихает, останки офицера удаётся доставить на берег...

Никто не спорит: моряки сами выбирают свою судьбу. Ступая на палубу корабля, каждый из них отдаёт себе отчёт, что море может быть беспощадным, и в схватке с ним не поможет никакая современная техника и даже выучка порой оказывается бессильной против разбушевавшейся стихии.

И сколько их, этих «памятников морякам» и «памятников кораблям», разбросано по свету! Сколько уже исчезло, сметённое временем и забвением. Думаю, не миновала бы такая судьба и памятник рядом с азербайджанским посёлком Шувелян: кому какое сегодня дело в мусульманском государстве до 22 русских моряков Императорского флота, погибших 163 года назад, о которых наверняка и на родине-то мало кто знает и помнит?

И поэтому я была искренне удивлена, обнаружив снимок отреставрированного старого памятника, превращенного сегодня в мемориал. По имеющейся информации, это местные жители на личные средства и пожертвования других желающих восстановили захоронение, начав с того, что вернули на место православный крест, сбитый ещё в советское время.

Воистину - душа человеческая не имеет национальности...


Рецензии
«…ну, ещё одно крушение - мало ли этих аварий на море, моряки сами выбирают свою судьбу».
Вы правы, Ольга, аварий на море случается немало. «От неизбежных на море случайностей»…
Да только все ли моряки сами выбирают свою судьбу?
Одни, и впрямь, сами решают, как им жить – подавшись в торговый флот или уходя в моря на рыболовном сейнере. Кто за романтикой, кто за деньгами, кто мир посмотреть…
Другие, попав в военно-морское училище – тоже, вроде, сами приходят, за уши никто не тащит. А вот дальше – ничего уже от них не зависит, службу тащат там, куда Родина пошлёт. И каждый находится там, где ему положено по боевому расписанию – на мостике, на палубе, у орудий, у торпедных аппаратов, на камбузе и пр.
Третьи же, и вовсе не собирались никогда в море оказаться! Те самые «…18 человек нижних чинов». О них и вспомнить нечего… ни имён, ни фамилий.
Тут хоть какой-то памятник им поставлен. Иным же, кроме колосника, привязанного к ногам – и того не досталось… Вот и весь выбор.
«Если что, так свечу вы не в храме поставьте – на карте…»

P.S. А исследовательским судно такое называется лишь потому, что относится к классу служебно-вспомогательных судов. Как правило, все такие суда являются разведчиками – водных ли течений, береговых ли линий, или лоцмейстерских проходов ко вражеским берегам.
Так что, не зря этот памятник поставлен, вовсе не зря… И совсем хорошо, что не предан он забвению!

С искренней и неизменной симпатией и пониманием, Сергей

Серж-Бродяга   27.07.2020 15:35     Заявить о нарушении
Наконец~то, я слышу Вас, дорогой мой Бродяга!
Согласна с каждым Вашим словом! И про «нижних чинов» (кто их там, вообще, в 1857 году спрашивал, где они хотят служить, да и «хоронили» тогда чернь общим списком), и про службу, куда Родина пошлёт (правда, тут ремарка - народ уже давно приспособился «оттарабанить» пять годков и на гражданскую - в училище потому что шли, чтобы в армию не идти, но сразу, получив диплом, увольняться - финансово накладно). А уж про исследовательские судна - согласна тем более, ведь первый год моего стажа молодого специалиста прошёл на Каспии на таком судне, когда по распределению я попала в Институт Космических исследований природных ресурсов.

Уже через месяц я почувствовала, что ещё немного - и каспийская качка меня тоже отправит под какой-нибудь памятный камень на берегу :))) Зато в Заполярье потом все удивлялись, что я на палубе стою твёрдо в самую ветреную погоду и ничуть не укачиваюсь :)

А теперь о тексте: я предыдущим рецензентам уже писала об истории появления этого очерка - не на конкурс я его вовсе писала, а под эмоциями. Чтобы не повторяться, скопирую кусочек из прежних ответов:

« Что же касается моего публицистического рассказа, то он, вообще, был написан не для конкурса, а для размещения в моем блоге в «Живом Журнале» с хэштегом #память. И касался он конкретного события, связанного непосредственно с моей семьей: в июле я получила информацию о том, что братская могила советских солдат под Харьковом, где лежит и мой двоюродный прадед тоже, оказалась в числе оскверненных.

Разумеется, я тут же стала делать запросы в Интернет, чтобы прояснить эту ситуацию - а вдруг, это ошибка? И во время поиска по запросу «памятник русским...» случайно выскочил снимок памятника под Шувелян. Его вид меня удивил - почему, написано в тексте.

Вот мои эмоции выплеснулись заметкой об отношении к истории, о человечности в человеке, о душе. Я хотела подчеркнуть, что в мусульманском государстве восстанавливают памятник иноверцам, по сути - не имевшим никакого отношения к этой стране и волею судьбы погибших у ее берегов аж 163 года назад (для этого мне пришлось сделать экскурс в историю). А наши братья-славяне воюют с павшими, оскверняя могилы тех, кто погиб, очищая их землю от захватчика»

Ольга Анцупова   27.07.2020 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.