Новая Сибирь

(На этой фотографии я нахожусь на берегу Благовещенского пролива,на острове Новая Сибирь, в районе давно заброшенной старой охотничьей избушки, упомянутой в этом рассказе.)


   
 Стая, вытянувшись в цепочку, крепко спаянную общей задачей, красиво и слаженно бежала вдоль береговой кромки моря, повторяя её изгибы. Хозяева острова в это время года – полярные волки – шли по следу. Сильные лапы, покрытые светло-коричневой шерстью, постепенно переходящей в темную на спине и загривке, несли их мускулистые тела вперёд к только им ведомой цели.

     Бинокль резко приблизил картину бегущей стаи. Впереди с небольшим отрывом бежал старый матёрый волк с мощной грудной клеткой и тёмной густой с сединой шерстью вдоль хребта. Он легко перепрыгивал через вынесенный морем на берег плавник и вся стая, как единое целое, повторяла его движения. Странно –олени, как правило, не ходят по береговой кромке моря, заливаемой нагонной морской водой и делающей этот путь часто непроходимым в это время года. Да и следов оленей я там что то не видел.

     Сегодня рано утром я вышел из нашего лагеря, расположенного недалеко от мыса Утёс Деревянных Гор на острове Новая Сибирь. Я шёл вдоль берега Благовещенского пролива в сторону мыса Высокий к геодезическому знаку «Зимовье», в районе которого находилась старая заброшенная охотничья избушка. Я хотел проверить, цела ли она ещё и в каком сейчас состоянии. Ну, а если честно признаться, была у меня ещё одна цель. Сегодня тринадцатое июля. Тринадцатого июля 1902 года – восемьдесят один год тому назад – партия барона Эдуарда Васильевича Толля в составе четырёх человек на собачьих упряжках добралась до мыса Высокого и затем ушла на байдарах на остров Беннетта, и после чего бесследно исчезла. В 1903 году на острове была найдена записка Э.Толля: «Сегодня мы отправляемся на юг, провизии имеем на 14-20 дней, все здоровы, губа Павла Коппена, остров Беннета 26.10 / 8.11. 1902 . Э.Толль». А так как кратчайший обратный путь с острова Беннетта на юг был мыс Высокий и дальше вдоль берега острова на материк, я хотел пройти хотя бы часть маршрута отряда Эдуарда Толя. Посмотреть на эти места своими глазами, где, возможно, восемьдесят один год тому назад выходила на материк группа этого смелого исследователя Арктики. Он страстно хотел открыть Землю Санникова, увиденную им с северного берега острова Котельный. «Раз ступить ногой – и умереть!» – вот его слова, настолько сильным было его желание. Прошлым летом на материковом побережье в районе мыса Чуркин, где мы тогда работали, в ясный солнечный день на горизонте в море я чётко увидел отвесные крутые скалы и береговые откосы  неожиданно возникшего в море острова. Что это был за остров, я не знаю и по сей день. Такие крутые скалы, отвесно падающие в море, я не смог связать ни с одним из островов, расположенных севернее мыса Чуркин. Через несколько минут возникший в море мираж растаял, оставив в душе неизгладимый след и ясное  понимание того, какое чувство испытал Эдуард Толь, когда увидел свою Землю Санникова.

     Но я тогда хорошо понимал, что увидел явление световой рефракции, в результате которой возникает мираж – изображение острова, который может находиться в сотнях километрах от этих мест. Мираж какого острова тогда видел Эдуард Толль, остался неразгаданной тайной, как и его смерть.

     Глубокие овраги светлого песка, склоны которых перечёркивали тёмные пласты угля, сменялись выходами торфа, нависающими над морем и сползавших вместе с тающей мерзлотой  вниз на береговую кромку. Мощные овраги и байджарахи говорили о том, что процесс разрушения ледников острова продолжается.

     На острове Новая Сибирь уже давно не было людей – строгая пограничная зона и жёсткие законы тех советских времён делали практически недоступными эти места и это тогда смогло сохранить в заповедном состоянии животный мир и ландшафт этих уникальных мест. А мне всегда было интересно наблюдать за нетронутой человеком уникальной природой Арктики и миром животных, родившихся и не встречавших ещё на своём жизненном пути человека. Поднялся по склону оврага наверх  и в метрах в тридцати увидел пасущееся в тундре стадо оленей. Крупные хоры паслись поодаль от важенок с оленятами. Светло-коричневые оленята напоминали собой светящееся на фоне зелёной тундры солнечное светлое облачко, которое постоянно меняло свою форму. Подошёл ещё ближе – стадо сорвалось с места, немного отбежало и с любопытством стало меня рассматривать. Красивую пасторальную картинку портил вид лежащей недалеко крупной головы с бархатисто-серыми обгрызенными на концах рогами и рядом лежащей обглоданной грудной клеткой оленя. Надо сказать, что такое количество костей разорванных волками оленёй, разбросанных по всему острову, я нигде на севере до сих пор не встречал. И это делало окружающий пейзаж каким-то угнетающим и немного мрачным. Достал бинокль и начал осматривать тундру. В поле бинокля вбежал песец оригинальной расцветки. Передние и задние лапы чёрные. Голова тоже чёрная. На спине чёрная полоса, уходящая на хвост. Бока и живот жёлтого цвета. Летняя окраска маленького ловкого хищника.

     Через часа четыре непрерывной ходьбы я увидел приземистую, серую от времени деревянную избушку. Сразу к избушке я не пошёл, а поднялся вверх по оврагу и обошёл избушку метрах в двухсот правее. Рука автоматически сбросила с плеча карабин, когда невдалеке от меня поднялась стая куропаток. Да, не то оружие для куропатки – карабин. В последнее время я редко беру свою верную охотничью двустволку, особенно когда выхожу на маршрут в таких местах в одиночестве. Да и недавний случай, когда на острове в дельте Лены медведь напал и убил ударом лапы повара нашей полярной станции, как-то не располагал к идеализации хищников этого сурового северного края – как правило, сильных, хитрых и достаточно злобных. Я всегда отдавал  должное их сообразительности и чутью. Вспомнились прошедшие годы жизни  на Колыме, тогда на моём охотничьем путике на низменном левом берегу Колымы я увидел большие следы с чёткими отпечатками когтей, которые ясно читались  на утрамбованной зайцами тропе, где я ставил капканы и петли на зайца беляка. Чёрт побери! Неужели опять повторяется прошлогодняя история, когда ранней весной в большие ещё морозы и глубокие снега на мою охотничью лыжню на высоком скалистом правом берегу Колымы, где я настораживал капканы на соболя и песца, вышел медведь-шатун? В груди возник неприятный холодок, когда мне пришёл на память этот случай. Но когда я внимательно присмотрелся к следам, у меня сразу стало легче на душе. Это были следы «маленького медведя», как я его называл – следы росомахи. Первый капкан по ходу движения росомахи стоял за стволом ивы, лежащей барьером поперёк хорошо утоптанной заячьей тропы. Заяц подбегал, с ходу перепрыгивал барьер и попадал в капкан. Каково же было моё удивление, когда росомаха подошла к иве, тоже прыгнула, но не на тропу, а несколько правее, глубоко провалилась в пушистый лёгкий снег, обошла стороной капкан и снова вышла на тропу. Наверное, лишнее говорить, что капканы перед установкой несколько часов вываривались вместе с травами и корой реликтовой ивы – чозении, создававшей здесь на левом берегу непроходимые заросли. Вываривался отдельно рюкзак и мешок, в котором, пересыпанные корой ивы и сухими травами, капканы переносились к месту установки. Ладно, ещё посмотрим. Впереди метрах в пятидесяти на небольшой поляне, немного правее заячьей тропы, стоит капкан на песца, в который он время от времени попадается, явно не чувствуя никакого постороннего запаха. Песец осторожный, но очень любопытный зверёк. Его, как правило, привлекают всякие возвышенности на снежной равнине. Поэтому насыпаешь холмик из снега, на вершину кусок рыбы, желательно с душком поверху, устанавливаешь капкан, затем тонкий слой травы и засыпаешь снегом. Любопытный песец увидел холмик, подбежал, учуял запах рыбы и начинает сверху раскапывать холмик, чтобы добраться до лёгкой добычи, и попадает в капкан. Предвкушая, что-то подобное, я с сильно бьющимся сердцем снимаю свою «ижевку» с плеча, заряжаю картечью (крупнее ничего не было) и осторожно, через кусты, пробираюсь к месту установки капкана. Крупный омуль, на котором был установлен капкан, съеден. Капкан издевательски ухмыляется своими мощными стальными челюстями мне прямо в лицо, повиснув над зияющей пустотой вырытой хитрым зверем пещеры не сверху, а снизу капкана. Что насторожило зверя – я так и не понял, но он меня обхитрил и это я признаю. Это один из случаев, когда начинаешь ценить и уважать северного зверя. Недооценка хищника в Арктике может быть очень опасной.

     Продолжая свой путь по острову, я по верху пошёл по тундре к знаку «Неудачный», расположенному по карте где-то в пяти километрах дальше, чтобы затем по берегу моря вернуться назад к избе. И вот, сделав большой крюк, я стою у избы и смотрю сверху в бинокль на стаю полярных волков, бегущих по узкой береговой кромке моря.  Вожак добежал до начала светлого песчаного оврага, спускавшегося к морю, резко повернул вправо и вся стая устремилась за ним.

     Мне мгновенно стало жарко. Крутая волна ярости и злости захлестнула всего меня. Я даже заколотился от возмущения. По этому оврагу именно в этом месте я начал подъём наверх, когда обходил стороной охотничье зимовье. Стая бежала не по оленьему следу, а по моему, и главное, шла точно так же, как обычно она гонит оленя. Это настолько меня потрясло, что я сам удивился, насколько я рассвирепел в этот момент. Впервые в жизни я так явно из охотника превратился в добычу. Волки скрылись в овраге и, если я прав, они появятся метрах в двухстах левее избушки в районе  наклонного угольного пласта, перечёркивающего песчаный склон оврага – там я вышел наверх. Стая вынеслась из оврага точно в этом месте. Я ждал стоя с уже готовым к выстрелу карабином, положенным на вбитую в землю, подобранную у избы рогульку. Слившись с карабином, плавно веду ствол синхронно с бегом вожака стаи и затаив дыхание, стреляю по лопатке волка. Волк словно споткнулся на бегу, сел на резко подогнувшиеся задние лапы, проехал вперёд и затем сделал попытку подняться, но второй выстрел не дал ему это сделать. Остальная стая резко бросилась в сторону и скрылась за гребнем оврага. Не сразу я смог успокоиться. Пришла мысль: «А если бы они догнали меня в этом глубоком овраге, а я их своевременно не обнаружил?» Что бы было тогда? Да ладно, чего уж сейчас переживать и гадать – ведь не догнали же. Мой ангел хранитель и на этот раз уберёг меня от беды.

     Какое огромное удовольствие – лежать на полке жарко натопленной бани после трудного дня на пронизывающем ветру, дующем из бескрайних ледовых просторов Арктики! Задубевшие на холоде мышцы согреваются и расслабляются, и ты словно оттаиваешь, переходя из мира холода и ледяного ветра в мир тепла, пара и горячей воды, так резко контрастирующий с суровой обстановкой за стенами бани. Но долго блаженствовать не пришлось. Сильный шум, глухие удары и громкий треск ломающегося льда мгновенно сбросили меня с полка. В холодном предбаннике через широкую щель над осевшей дверью было видно, как огромная льдина, глубоко врезаясь плугом в почву, вылезала на берег рядом с ветхой уже баней, в которой мы мылись, оставшейся от давно закрытой полярной станции. В Благовещенском проливе началась подвижка льда. Мощный вал торошения, ломая лёд, шёл на берег. Не приведи Бог оказаться человеку на льду в такой момент! Очень жаль, если эта эксклюзивная в своём роде баня, расположенная на семьдесят пятом градусе северной широты на острове Новая Сибирь, исчезнет под напором ледяной волны, идущей на берег. Наверное, не много осталось на севере бань на этой широте. День сегодня был трудным, но интересным и, слава Богу, всё закончилось хорошо. Завтра с утра схожу на Утёс Деревянных гор, поищу древний янтарь, образовавшийся из смолы секвой и сосен, росших здесь в тёплом и влажном климате мелового периода в древние времена, окаменевшие остатки которых можно найти и сейчас в этих местах. Благо, работы на этом острове мы закончили, задание выполнено. Навигационный радиомаяк , повреждённый зимними ураганами, восстановлен, введён в эксплуатацию и работает штатно. Остаётся ещё пара дней до прилёта вертолёта с материка. И надо их с толком провести в этом уникальном и очень интересном месте Арктики.

P.S.Уважаемый читатель.На моей странице в Инстаграм www.instagram.com/romashko_anatol вы можете увидеть фотографии тех мест в которых происходили события описанные в этом рассказе.


Рецензии
Очень понравилось описанное и само описание, спасибо!

Владимир Гладышев 3   07.10.2023 19:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за Ваш отзыв о моём рассказе. Места в тех далёких северных краях уникальные и удивительно интересные. Они поражают своей очень своеобразной суровой северной красотой и оставляют неизгладимое впечатление в душе человека побывавшего там .Здоровья, благополучия и удачи Владимир вам в жизни и творчестве.
С уважением, А. Рош

Александр Рош   10.10.2023 16:24   Заявить о нарушении
Благодарю, Александр, взаимно!

Владимир Гладышев 3   10.10.2023 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.