Продайте мне смелость

После двух недель жары в город пришла долгожданная прохлада, но несмотря на это, ладони Кирилла были мокрыми, а на рубашке под мышками предательски проявились пятна. Он шёл быстро, глядя по сторонам, и нервничал.

Вчера Кирилл не купил цветы, надеялся утром взять свежие, но сейчас, будто нарочно, на улице ни одного цветочника. Питая надежду, Кирилл завернул на Сувенирную улицу в старом городе. Но, похоже, по понедельникам торговцы в местных магазинчиках отдыхают. Лишь немногие выставили свой товар, и среди них ни одной цветочной лавки.

Вдруг Кирилл заметил чёрную доску, на которой было выведено мелом: «АКЦИЯ! Только на этой неделе при покупке смелости цветы в подарок!» Он поморгал глазами, чтобы удостовериться не привиделось ли ему это. Но надпись осталась на месте. «Если это единственный способ раздобыть цветы, то придется купить даже смелость», — он рывком открыл дверь, и под треньканье колокольчика зашёл в магазинчик под названием «Чувства на любой вкус».

Светлое помещение встретило посетителя деревянными стеллажами, заставленными пустыми баночками. Мама Кирилла в таких хранит сахар и перетертую малину — у них крышечки прижимаются металлическим зажимом. На каждой баночке наклеен аккуратный бумажный прямоугольник с надписью: «Смелость», «Храбрость», «Бабочки в животе», «Радость» и прочие названия чувств и эмоций. В глубине магазина, за прилавком, стояла женщина, лет пятидесяти на вид. Одета в светлую блузку, длинную юбку, разукрашенную в зеленые листья и желтые цветы. Когда она поправляла длинные русые волосы, на руках тихонько позвякивали многочисленные браслеты. Хозяйка устремила на молодого человека вопросительный взгляд своих серых глаз и, улыбнувшись, произнесла:
— Добрый день. Чем могу вам помочь?
— Продайте мне смелость, — Кириллу хотелось побыстрее закончить со всем этим бредом и выйти в нормальный мир, без баночек и загадочных женщин.
— А вам в какой комплектации?
— Что? В смысле? Обычную смелость, и там еще цветы в подарок, — Кирилл махнул в сторону улицы, где предположительно стояла доска с рекламным объявлением.
Хозяйка принялась терпеливо объяснять:
— Дело в том, что смелость бывает разная. Например, вчера приходил покупатель, который не боится защитить в подворотне старушку от бандитов, а выступать с презентациями своих разработок для будущих клиентов — страшно. Поэтому я уточняю, для чего именно вам нужна смелость?
— Я иду делать предложение. Немного храбрости мне бы не помешало, — буркнул Кирилл.
— Угу, — задумчиво произнесла собеседница, — простите, а как вас зовут?
— Кирилл.
— А меня Диана.
— Очень приятно.
— Вот что, Кирилл. У вас есть полчасика?
Он глянул на часы и кивнул.
— Тогда присядьте, пожалуйста, — Диана указала на стоящий рядом с Кириллом высокий, как в баре, табурет, — и я вам все устрою.

Вдруг зазвонил дверной колокольчик, и в магазин зашла женщина. Волосы короткие, неопределенного цвета. Про одежду тоже нельзя было сказать ничего особенного. Весь облик посетительницы был какой-то бесцветный.
Хозяйка магазина, звякнув браслетами, поздоровалась:
— Добрый день. Чем могу вам помочь?
— Здравствуйте, — голос новой клиентки был такой же бесцветный. — Я даже не знаю, чем мне можно помочь. Ничего не радует меня. Мир стал каким-то серым. Каждый новый день похож на сотни предыдущих.
— Может возьмёте баночку Радости? Она добавит красок в вашу жизнь, — Диана вышла из-за прилавка и достала с полки баночку с надписью «Радость».
Клиентка неуверенно спросила:
— И что, сразу начнёт действовать?
— Практически моментально, — удостоверила ее Диана. — Но к ней обязательно прилагается кое-что.
Диана выудила из-под прилавка ручку и блокнот с цветастой обложкой.
— Если принесёте обратно полностью заполненный блокнот, то я вам верну деньги. Скажем, семьдесят процентов.
Кирилл с интересом наблюдал за необычной сделкой.
— И что нужно в него записывать? — покупательница вертела блокнот в руке.
— Как только почувствуете что-то приятное или радостное, пусть даже мимолетное, сразу же пишите об этом в блокноте.
— А что радостное? Со мной давно ничего такого не происходит, — бесцветная женщина огляделась вокруг.
— Вот смотрите: вам только что предложили скидку в семьдесят процентов, приятно?
— А, ну да.
— Вот вам и первая запись. Пишите-пишите, прямо сейчас.
Покупательница написала пару строк на первой странице своего блокнота. А Диана продолжала:
— Сейчас выйдете из магазина, там старая липа зацвела. Обязательно обратите внимание. Если вам понравится запах, тоже запишите в блокнот.
— Ага, поняла, — с улыбкой произнесла женщина. — Спасибо вам.
Она упаковала баночку в сумку, а блокнот с ручкой оставила в руках, и вышла на улицу. Кирилл в задумчивости смотрел ей вслед, а потом спросил:
— Диана, а почему вы сразу не продали ей блокнот и ручку? Зачем эта заморочка с баночкой?
— Дорогой мой. У меня магазин чувств, а не канцелярский, смекаешь?

И тут же снова зазвонил колокольчик.
В этот раз в магазин зашла пухленькая женщина, в обеих руках она несла полные хозяйственные сумки. Тяжело опустила их на пол перед прилавком, немного отдышалась и первая поздоровалась:
— Фух, здравствуйте! — ее голос звучал громко, по-командирски.
— Добрый день. Чем могу помочь? — и снова звякнули браслеты.
— Сил моих больше нет. Дайте какое-нибудь безразличие что ли.
Диана удивленно вскинула брови:
— Хм, редко люди просят такое, но зачем вам?
— Устала я все держать под контролем. За все переживаю: на работе поручить задачу не получается — контролирую каждое действие сотрудника; дома также: что дети поели, как подогревали еду, в какой кастрюле, во что оделись, какое мороженое себе купили, как сделали уроки и так далее. Понимаю, что силы мои на исходе, не могу всю жизнь и за себя, и за окружающих думать. Так ведь вижу, что и дети мои, старшеклассники между прочим, могли бы быть самостоятельнее, а я своим вмешательством, своим тотальным контролем все порчу. Вот если бы мне немного безразличия, может я плюнула бы на всё, пусть делают как знают, да и всё, — и женщина-командир тяжело облокотилась на прилавок.

Хозяйка нахмурилась. Она глядела на полки и шкафчики, ища подсказку среди товара.
— У вас есть какое-нибудь хобби, увлечение?
Посетительница и Кирилл с удивлением посмотрели на хозяйку.
— Да какое там хобби! Времени нет совсем.
— Но когда-то же было? В школе, университете, до рождения детей? — не отступала Диана.
Грустно усмехнувшись, женщина ответила:
— Сальса. Я очень люблю танцевать, — махнув рукой, она добавила, — эх, мне бы времени побольше...
И тогда лицо хозяйки озарилось радостью:
— Я думаю, вам безразличие не подойдёт, — Диана скрылась между стеллажами.
— А что тогда?
— А вот что, — она поставила перед клиенткой баночку с надписью «Доверие». — И добавим пару граммов Беззаботности, — с этими словами Диана положила на баночку маленький пакетик.
— А это сработает?
— Да. Но нужно использовать полный набор, — на прилавке появился абонемент в танцевальный клуб.
— Ноооооо…
— И, если принесёте видео со своего первого соревнования, то верну вам семьдесят процентов от сегодняшней покупки.
Женщина-командир колебалась несколько секунд, а потом:
— Беру!

Дождавшись, когда посетительница уйдёт (в ритме румбы, но Кирилл не был уверен), он с вызовом сказал:
— Абонемент на танцы? Серьезно?
— Ты разве не видел ее лицо, когда она вспоминала о сальсе? Дорогой мой, увлечённая женщина, да еще подогреваемая духом соревнований — вот что отвлечёт ее от быта и заставит сосредоточиться только на важном. Остальное она делегирует, т.е. доверит, семье и коллегам, лишь бы успевать на репетиции. И дети увидят маму с новой стороны! Не ломовую лошадь на последнем издыхании, а легкую, гибкую, живущую полной жизнью!
— А почему вы уверены, что это сработает?
— Я не уверена. Никто не уверен. На самом деле все эти чувства — они уже в нас есть! Просто люди забывают как ими пользоваться, а я даю что-то, чтобы напомнить: кому блокнот, абонемент, а кому подарочную карту в салон красоты, если нужно.
— А что вы дали тому парню, что был у вас вчера? Ну, который боялся на презентацию идти.
— Костюм. Дорогой брендовый добротно сшитый костюм.
— Но как одежда может придать смелости? — и тут же сам вспомнил, что на деловые встречи старается надевать пиджак и брюки. — Хорошо, допустим. Ему вы тоже предложили скидку?
— Конечно. Если принесёт фотографии с десяти своих выступлений.
Кирилл не нашёлся что ответить, а хозяйка продолжила:
— А про одежду я считаю так: в хорошем костюме и осанка другая, и манера говорить, и общее ощущение уверенности. За десять выступлений тот парень привыкнет к этому состоянию, и костюм ему не нужен будет. Тому же, к костюму прилагалась баночка со Смелостью, — Диана подмигнула Кириллу.
— Как там со временем? Прошли наши полчаса? — она указала на его часы. — Смелость брать будешь?
Кирилл усмехнулся и помотал головой:
— Думаю, я сам справлюсь, — он достал из кармана бордовую бархатную коробочку, раскрыл ее и, кивнув в сторону колечка, спросил, — я так понимаю, это моя смелость?
Хозяйка улыбнулась:
— Любовь в твоём сердце — вот твоя смелость.
Она достала из-за прилавка букет цветов:
— Тебе же цветы нужны были.
— Спасибо.
Кирилл расплатился и пошёл к выходу. Вдруг его осенило:
— А ведь вы не просто так меня оставили.
Диана хитро смотрела на него.
— А скидка мне полагается?
— Если принесёшь свадебную фотографию, то верну семьдесят процентов стоимости покупки.


Рецензии