Убийство царской семьи

Глава следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в интервью «Известиям» еще раз заявил, что найденные под Екатеринбургом останки принадлежат семье последнего российского императора Николая II, а также пояснил, как именно силовики сделали такой вывод. «Никаких сомнений в принадлежности останков членам царской семьи быть не может», — подчеркнул Бастрыкин.

По его словам, благодаря делу об убийстве царской семьи генетическая экспертиза в России серьезно продвинулась вперед. В 1990-е годы прошлого века молекулярно-генетические исследования проводились только по митохондриальной ДНК, то есть по материнской линии, но современная генетика позволяет проводить анализ по Y-хромосоме, устанавливая биологическое родство по мужской линии нескольких поколений людей.

«Таким образом, комплексные комиссионные молекулярно-генетические экспертизы подтвердили принадлежность обнаруженных останков бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения. При этом 7 из 11 обнаруженных останков соответствуют семейной группе — мать, отец, четыре дочери и сын», — уточнил глава СКР.

Он отметил, что для объективности экспертизы проводились в независимых друг от друга лабораториях. Молекулярно-генетическая экспертиза по установлению биологического родства императора Александра III, ранее эксгумированного в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, и погибшего человека, идентифицированного как бывший император Николай II, подтвердила, что они являются отцом и сыном. «Екатеринбургские останки», обнаруженные в 1991 году, сравнивались с ДНК-профилем Николая II, выделенным из следов его крови, которые остались на рубашке после нападения на императора в Японии. Кроме того, генетические профили костных останков были сопоставлены с образцами от живущих в настоящее время родственников семьи Романовых как по отцовской, так и по материнской линиям. Все это позволило сделать однозначный вывод о принадлежности останков царской семье.

Следствие также проверило довод о возможном отравлении императора Александра III. Для этого была проведена химическая экспертиза по нескольким его волосам, изъятым при эксгумации. «Современные технологии позволяют посмертно выявить по анализу волос наличие ядов или иных вредных веществ в организме человека даже спустя столетие. И результаты этой экспертизы полностью опровергли версию об отравлении императора», — сказал Бастрыкин.

Итоговое процессуальное решение по уголовному делу СКР примет после завершения двух повторных комиссионных медицинских (антропологических), автороведческой и историко-архивной судебных экспертиз.
В ходе них ученые изучают и систематизируют около 2 тыс. документальных первоисточников, в том числе обнаруженных в 2017–2018 годах в зарубежных архивах и музеях и никем не исследованных.

По словам Бастрыкина, в экспертные советы вошли исследователи разных возрастов и школ, некоторые уже исследовали останки в 1990-х годах, другие прикоснулись к этой теме впервые.

В рамках уголовного дела силовики проверяют все возможные версии о событиях 1918 года, в том числе — о полном уничтожении тел; о захоронении под Екатеринбургом других лиц, не имеющих отношения к Романовым и их окружению; о спасении членов царской семьи; о другом времени захоронения. Глава СКР уверен, что результаты этих экспертиз вместе с другими доказательствами по делу позволят ответить на все вопросы.

В частности, уже проведен следственный эксперимент. Следователи воспроизвели обстановку и другие обстоятельства расстрела семьи Романовых в помещении, имитирующем расстрельную комнату дома Ипатьевых. Ее характеристики были описаны в протоколе осмотра места происшествия, проведенного в августе 1918 года. «Результаты эксперимента полностью опровергают доводы некоторых исследователей о том, что в такой маленькой по размерам комнате не могли бы разместиться 11 потерпевших и участники расстрела», — поделился Александр Бастрыкин.

Впервые СКР исследовал и фрагменты ювелирных изделий, обнаруженных в 1998 году в районе Ганиной Ямы, где еще в 1918–1919 годах проводились поиски останков царской семьи и доказательств ее гибели. Физико-химическая экспертиза показала, что содержание золота во всех трех фрагментах не соответствует регламентированным в настоящее время пробам. «Это говорит о том, что украшения были сделаны в Российской империи задолго до того, как была принята современная метрическая система проб. В рамках этой же экспертизы исследованы девять бусин, обнаруженных вместе с фрагментами золотых изделий. Они совпадают по внешнему виду и размерам с бусинами на фотографиях из дела следователя Николая Соколова и бусиной, находящейся в храме-памятнике Иова Многострадального в Брюсселе. Эту бусину обнаружили в числе других в ходе поисковых работ в 1918–1919 годах, и позднее ее передала в этот храм сестра Николая II Ксения Александровна», — добавил Бастрыкин.

«Таким образом, эти и другие данные опровергают иные версии, представленные различными исследователями, и дополнительно подтверждают версию о расстреле царской семьи в доме Ипатьева и захоронении останков погибших под Екатеринбургом», — подытожил он.

В этом году исполнилось 100 лет со дня расстрела семьи Николая II. В преддверии Царских дней снова был поднят вопрос о подлинности останков царской семьи, которые нашли под Екатеринбургом, в Поросенковом логу. СКР сделал официальное заявление о том, что останки принадлежат последнему российскому императору, членам его семьи и лицам из их окружения. Однако РПЦ до сих пор не признает останки, считая, что тела Романовых были погребены на Ганиной Яме.


Рецензии