Совершеннолетие...

                Мой отец умер 9 Мая 1997 года от острой лейкемии. Ихил Лейбович  Бланк. В средних школах Сокирян и Тирасполя, где он преподавал, его звали  Ефим Львович. Папа скончался в "Сороке" - центральной Беер-Шевской больнице Израиля . Умер он быстро, под наркозом, при попытке врачей установить на груди катетер для сеансов химиотерапии.

                По еврейской традиции, его похоронили в тот же день, на старом еврейском кладбище Нетивота, всего в десятке метров от мавзолея легендарного Праведника Баба Сали.

                В нашем небольшом Нетивоте, отец стал первым председателем местного общества участников Великой Отечественной Войны. Папа легко убедил своего тезку Ихиэля - мэра нашего городка, затерявшегося в пустыне Негев, выделить деньги на ресторан для ветеранов. Чтобы первый раз, торжественно и всенародно, отметить День Победы .

                Так уж получилось, что именно в этот день, в этом же ресторане, где, накануне, отец радостно договаривался о проведении памятного праздничного мероприятия, пили  не только за погибших и выживших в той страшной  войне , но и за упокой его Души.

                Всего за пару недель до этих грустных событий, ничего не подозревая, мы с отцом готовили ещё одно знаменательное мероприятие - 45-летие свадьбы моих родителей. Отец  очень обрадовался неплохим скидкам на хороший брэнди в одном из небольших магазинчиков и пришёл в радостно-возбужденное состояние духа. Тогда-то нам и вспомнилась та славная удачная сделка, подвернувшаяся  почти на три десятилетия до этих событий.

                В тот год, жаркая и пыльная, особенно по окраинам, Одесса, лениво и широко, как знойная женщина, раскинулась, разлеглась  вдоль всей линии своего ослепительно синего моря.

                На каждом углу стоял крикливый гомон продавцов, продававших  из ящиков  "Белый Аист" - настоящий молдавский  брэнди. По-советски презирая пресловутое международное право, его высокомерно и очень легко повысили до аристократического и незаконного названия - «Коньяк».

                "Белый Аист" стоил даже дешевле водки - всего три рубля пятьдесят копеек за бутылку в пол-литра . Напиток был качественным и в самой Молдавии доставался, в то время, с большими  перебоями. Надо было делать план , а магазины старались торговать гораздо более дорогими марками. Тем более удивительной показалась торговля дефицитом на бесконечных улицах летней Одессы.

                Приближалось первое августа с Бармицвой -  моим совершеннолетием по древней еврейской традиции. У мальчишек это важное событие происходило в тринадцать лет. Для нашего скромного бюджета, эта важная дата  подходила  с угрожающей  неотвратимостью. Надо было пригласить всех-всех родственников.

                Наклонившись  поближе, отец тихим голосом сообщил мне, что ходят упорные слухи о близком повышении цен на коньяк.
      
                - Скорее всего, это вранье ,- добавил он с сомнением в голосе , - Стали бы тогда , прямо накануне повышения цен, торговать дефицитом, да еще на улице? Как думаешь?

                - А , вдруг, правда? Тогда денег , точно, не хватит, чтобы купить для всех,- глубокомысленно ответил я, радуясь, что отец посоветовался со мной, как со взрослым

                Не выдержав искушения, мы купили, с трудом дотащив пару десятков бутылок аж до Генерала Петрова 28. Знаменитая улица располагалась в Черемушках - ещё  новеньком, огромном районе Одессы, блиставшим своими аккуратными и чистенькими пятиэтажками.
 
                Туда, с улицы Островидова 67 ,  в просторную светлую трехкомнатную, переселилось все большое семейство моей дорогой тёти Чарны. Старшая  папина сестра с дядей Муней, детьми и внуками, лет двадцать ютились в единственной темной клетушке. Наконец, жилищный вопрос был решён кардинально.

                Аня с Броней, и их детки - Лиза с Геной,- безмерно радовались большой квартире и  нашему приезду. Все заботливо ухаживали, постоянно угощая вкусностями, весельем и драгоценным общением.

                Да. Коньяк, как оказалось, мы купили очень вовремя. Волна радости накрыла отца уже на следующий день. Спозаранку, вчерашние торговцы, по всей Одессе,  бойко продавали тот же самый коньяк, но уже по целых семь рублей (!) за бутылку

                - В два ! Мы выиграли в целых два раза!,- ликовал отец

                - А ты, Фима, как учитель химии, возьми и подсчитай, сколько заработали те шалопаи на этом гешефте ( гешефт, бизнес, идиш) ,- удивил отца дядя Муня, известный одесский портной и большой знаток различных комбинаций,- ты же должен соображать, как они , здесь, нахимичили?

                - Как учитель химии, я сдаюсь,- смутился отец,- в упор не вижу, как  можно было заработать на этом повышении цен

                - Представь, что тебе дали продать тыщу бутылок за три пятьдесят, а ты знаешь, что завтра бутылка будет уже по семь. Ну? Понял?

                - Нет! Этого постичь невозможно,- отец удивленно захлопал глазами

                - Объясняю для лохов !,- дядя Муня , сияя от ощущения превосходства, перешёл в наступление

                - Ты пишешь, например, что продал сегодня тыщу бутылок по три пятьдесят, а, на самом деле, сбываешь только сто. Завтра ты достаёшь оставшиеся девятьсот бутылок и толкаешь, но уже по семь рублев. Накладные у тебя со вчерашними ценами! Чистого навару - больше трёх тысяч! Думаю, что скинули они за день на  бедную Одессу не меньше, чем  тыщ сто, а то и двести, бутылок? У нас летом на мильон одесситов приходится целых два мильона простофиль, приехавших на отдых! Усёк?

                - С ума сойти ! Это ж на целых шестьдесят  Волг  можно было заработать. Всего за один день!

                - Да!  Учителю столько и за жизнь не наварить,- успокоил дядя Муня,- даже мне целых три сотни классных костюмов нужно было бы  пошить. А это года три пахать, как проклятый. Не меньше. А я себе подумал , таки, вчера, - чего это из Молдавии такой дефицит привезли? Ведь мы в Тирасполе всегда стояли в очередь, чтобы купить этого « Белого Аиста»

                В азартной беседе о чужих капиталах , выигранных кем-то всего за один день, родственники незаметно опустошили бутылку того самого «Аиста». Под конец, радости не было предела! Разливая по рюмкам последние капли, они снова вспомнили, что потрачено было в два раза меньше.
               

                Да. Совсем нелегко было  дотащить потом целую кучу бутылок с , казалось, расплавленным янтарем, до знаменитого Одесского Вокзала. Затем нешуточно сразиться с обезумевшей толпой, бешено рванувшей и мгновенно переполнившей вагон.

                Знаменитый дизель-поезд Одесса-Кишинёв был докрасна раскалён полуденным летним солнцем, сгоревшими на пляже отдыхающими  и отборными одесскими выражениями. Их , за время короткого пребывания на Привозе  и Лузановке, умудрились подцепить, и старики, и крикливые мамаши, и непослушные детки.  Но всего за пару часов, бодрый локомотив домчал ценный  груз спиртного в наш зеленый, аккуратный Тирасполь, показавшийся, после неугомонной Одессы, особенно ухоженным и чистым.

                А день моего совершеннолетия, состоявшийся через неделю, первого августа, мы встретили уже во всеоружии. Правда, отец  слегка замучил многочисленных гостей. Повторяясь, вновь и вновь, он с огромным азартом описывал особенности неповторимой и счастливой комбинации  с коньяком, так украсившим наше семейное торжество.

                Мне были подарены многочисленные,  и уже вполне "взрослые", подарки. Достались даже наручные часы с настоящей  секундной стрелкой, произведённые на знаменитом московском часовом заводе!

                С воодушевлением и радостью заявились все-все родственники. Приехали даже те, кто находился в , казалось, непримиримых контрах.

                Пришли и Сюня с Раей, и Клара рыжая с Володей, и Борис с Цилей. Из Одессы приехали, и Чарна с Муней, и Герман со Светой. Неугомонный Эршалы-Моторчик, примчался с семьёй на своей новенькой "Волге". Прямо из соседних Бендер.

                Детей и  молодежь умудрились разместить за небольшим столом нашей спальной комнаты. Мои дяди Аркадий ( Аврумчик) Вайнзоф и Лёнька Ваксман вовсю бесились с моими двоюродными сестричками Жанкой, Маринкой и Светкой.

                Розочка Глейзер осваивала «стрельбу глазами» и учила всех играть на гитаре. Нашу красавицу, Наточку Коган - дочь Сюни и Раи , на дне рождения я не запомнил. То ли ее посадили со взрослыми, то ли с собою не взяли. Но до ее свадьбы с Аркадием Вайнзофом , который, как студент физмата, ловко настигал меня с грозной подушкой, норовя покрепче приложить на виду у всей хохочущей детворы, оставалось , всего-ничего, какая-нибудь, парочка лет.

                Старые друзья и бывалые фронтовики Янкель и Абрам, примчавшиеся из далеких Сокирян и буквально заставившие всех пойти на мировую, вспомнили свои детские прозвища шестидесятилетней давности. Они громко пели и, дурачась, называли друг друга  "Баллон" и " Цодик". Их дорогие жёны , тётя Ита и тётя Лиза , внимательно и строго следили, чтобы  старики-разбойники, расшалившись, не хлебнули лишнего.

                Мои бабушки, Рива и Роза, приготовив все по высшему разряду, от оливье, салатов с маслинами и селедочкой, до золотого бульона, фаршированной рыбы, тортов " Наполеон" и " Мишка",  ещё носились как угорелые.

                Клара - моя дорогая мама, развлекала гостей разговорами о здоровье, папа не успевал подливать " Белый Аист", пользовавшийся неизменным и оглушительным успехом.

                Скоро событию, до краев наполненному не только чудесно добытым коньяком, но и настоящей Радостью,  молодой Энергией наших родителей , Мудростью и доброй иронией дедушек и бабушек, нашим детским задором, исполнится более полусотни лет!

                Через  полвека с гаком, могу заявить совершенно ответственно, что Веселье удалось на славу. А все его дорогие участники  запомнились. Остались в благодарной Памяти  НАВСЕГДА! Спасибо...


Рецензии
Моня, так шо, ви отгуляли на халяву???

Якуб Швейк   16.07.2020 11:52     Заявить о нарушении
Таки да...

Эмануил Бланк   16.07.2020 21:43   Заявить о нарушении
О зохен вэй!

Якуб Швейк   17.07.2020 04:47   Заявить о нарушении