Императрица Анна Иоанновна

В середине 90-х годов прошлого века я прочитал два исторических романа Валентина Пикуля - «Слово и дело» и «Фаворит», а также книгу Станислава Десятскова «Верховники». Первый рассказывает о жестокой эпохе «бироновщины», времени правления императрицы Анны Иоанновны».  Позже, в 2000-х годах я посмотрел  сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», одна из серий «Виват, Анна», посвящена героине моего сегодняшнего повествования.  Но о  книге Десятского и  фильме я хочу поговорить позже.

Анна Иоанновна – российская императрица из династии Романовых, племянница Петра I, находившаяся на престоле с 1730 по 1740 годы. Анна родилась 7 февраля 1693 года в царской семье в Крестовой палате Теремного дворца Московского Кремля.

Родители девочки – царь Иван V и царица Прасковья Федоровна – воспитали еще двух дочерей: старшую Екатерину и младшую Прасковью. С раннего возраста Анна вместе с сестрами обучалась русской грамоте, арифметике, географии, танцам, немецкому и французскому языкам. Учителями царевен были Иоганн Христиан Дитрих Остерман (старший брат Андрея Остермана), Стефан Рамбург.

В 1696 году Иван Алексеевич скончался, и вдовствующая царица вместе с детьми вынуждена была покинуть палаты Кремля и переехать в загородную резиденцию Измайлово, которая представляла собой усадьбу, построенную в старорусском стиле. Во дворцовом хозяйстве были разбиты фруктовые сады, многочисленные водоемы, выстроен зимний сад. В придворном театре регулярно устраивали спектакли, музыканты давали концерты симфонической музыки.

В 1708 году семья  Петра I переехала в Санкт-Петербург. Торжественная процессия прибыла в новую столицу вместе с Алексеем Петровичем, с царевнами Феодосией, Марией и Натальей и вдовствующей царицей Марфой Матвеевной. В честь родственников императора был устроен большой пир с пушечными залпами и морской прогулкой по Финскому заливу. Прасковья Федоровна поселилась с дочерьми во дворце недалеко от места, где теперь стоит Смольный. Вскоре шведы начали наступление на северную столицу, и родственникам пришлось вернуться в Москву.

Войскам Петра не удавалось взять верх в Северной войне. Российскому императору необходима была поддержка прусских и курляндских правителей. Курляндия во время войны испытывала политическое давление Речи Посполитой, от которой находилась в вассальной зависимости. В 1709 году Петру удалось переломить ход действий, русские войска заняли Курляндию. Состоялись дипломатические переговоры с королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I, на которых было решено породнить две династии.

В качестве невесты была выбрана русская царевна, племянница Петра Анна, женихом – племянник прусского короля герцог курляндский Фридрих Вильгельм. После двух месяцев супружества молодой супруг скончался от простуды по дороге в Курляндию. Петр запретил Анне возвращаться на родину. Царевна прибыла в Митаве, где занимала положение вдовствующей герцогини 20 лет. Казна герцогства была опустошена длительными податями Речи Посполитой, поэтому Анне пришлось влачить скромное существование. Герцогиня много раз писала Петру I, а затем его вдове с просьбами о материальной помощи.

В 1730 году скончался император Петр II, и возникла необходимость выбора нового правителя. На совещании тайного совета было выдвинуто шесть кандидатур на российский престол: сын скончавшейся герцогини Анны Петровны – Петр-Ульрих, вторая дочь Петра I – цесаревна Елизавета Петровна, первая жена Петра I – Евдокия Феодоровна Лопухина, и три дочери царя Иоанна Алексеевича.

Князья Дмитрий Голицын и Василий Долгоруков предложили пригласить Анну Ивановну, которая двадцать лет находилась в стесненных обстоятельствах и могла пойти на необходимые аристократии уступки. Тайный совет поддержал выбор, и герцогине было отправлено письмо со списком «кондиций» – условий, ограничивающих самодержавную власть в пользу Тайного совета.

Анна подписала документ в Митаве 25 января (по ст.ст.), по которому обязана была заботиться о распространении православия в России, не вступать в брак, не совершать крупные внешнеполитические действия без согласия Тайного совета, не менять налоговую систему, не назначать приемника по своему усмотрению. 15 февраля Анна Иоанновна прибыла в Москву, где через неделю ей присягнули военные и высшие государственные сановники.

Но 25 февраля оппозиционеры Тайного совета – Андрей Остерман, Гавриил Головкин, архиепископ Феофан (Прокопович), Петр Ягужинский, Антиох Кантемир, Иван Трубецкой – представили царице челобитную о восстановлении абсолютизма. Анна Иоанновна, выслушав прошение, разорвала «кондиции», и через три дня состоялась новая присяга самодержавной правительницы, а в конце апреля – венчание Анны на царство. Тайный совет был упразднен в пользу правительствующего Сената.

Во время правления Анны Иоанновны внешней и внутренней политикой занимались приближенные – канцлер Андрей Остерман и фаворит Эрнст Иоганн Бирон, получивший благосклонность от Анны еще во время герцогства в Курляндии. Армией руководил фельдмаршал немецкого происхождения Христофор Миних. Анна не благоволила русской знати, предпочитая окружать себя иностранцами. Период правления Анны Иоанновны современники называли «бироновщиной», так как фаворит императрицы обладал фактически неограниченными возможностями.

С 1730 года по заведенной традиции казначейство начало выпуск монет с изображением новой императрицы. В 1731 году была создана правящая структура – Кабинет министров, а также два новых военных полка – Измайловский и Конный, укомплектованные иностранцами и солдатами из южных губерний. В этом же году появился Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворянских наследников, через год повысились офицерские жалования. Были открыты училище для подготовки чиновников и многочисленные семинарии, в том числе и при Академии. Укреплению православия способствовало введение закона о смертной казни за богохульство.

Во второй половине 30-х годов было окончательно узаконено крепостное право, заводские рабочие объявлены собственностью владельцев предприятий. После введения мер ужесточения наметился рост промышленности, и уже вскоре Россия заняла первое место в мире по выпуску чугуна. Участники составления первоначальных требований для императрицы были арестованы и сосланы по тюрьмам или ссылкам. К сороковому году среди министров созрел заговор против Анны Иоанновны, который был раскрыт, а организаторы и участники – министр Артемий Волынский, архитектор Петр Еропкин, советник адмиралтейской конторы Андрей Хрущев – казнены.

Сама Анна Иоанновна не отличалась талантом управления государством. Большую часть императорского времени царица тратила на увеселения – создание маскарадов, проведение балов и на охоту. При дворе императрицы содержалось около сотни карликов и гигантов, шутов и шутниц. В истории того времени зафиксирована юмористическая свадьба, устроенная в ледяном дворце  между князем Михаилом Голицыном-Квасником и уроженкой Калмыкии Авдотьей Бужениновой. Анна Иоанновна благоволила театральному искусству. Во время ее правления в России началась мода на итальянскую оперу, был построен театр на 1000 мест, открыта первая балетная школа.

Делами внешней политики занимался А. Остерман, который в 1726 году уже добился мирного договора с Австрией. Благодаря победе России в военном конфликте с Францией за польское наследие, в 1734 году в Варшаве на престол был возведен король Август III. Четырехлетняя война с Турцией закончилась в 1739 году на невыгодных для России условиях, подписанных в Белграде.

В 1710 году Анна вышла замуж за герцога Курляндии Фридриха Вильгельма. В честь свадьбы Петр I устроил торжество, которое продлилось более 2 месяцев. Во время пиров знать пресыщалась едой и вином. Перед поездкой домой герцог занемог, но не придал значения недугу. Выехав экипажем, Вильгельм скончался в первый же день поездки. Не имея возможности возвратиться к родным, Анна Иоанновна вынуждена была поселиться в Курляндии.

Придворные были враждебно настроены против молодой вдовы, и единственным другом, а затем и фаворитом герцогини стал российский резидент Петр Михайлович Бестужев-Рюмин. В 1926 году Анна намеревалась выйти замуж за графа Морица Саксонского, но свадьбу расстроил князь Александр Меншиков, который планировал сам стать герцогом Курляндии.

В 1727 году князь был отозван в Россию, а новым фаворитом Анны стал Эрнст Иоганн Бирон. Предполагается, что будущая российская императрица родила от Бирона сына. Своего фаворита Анна Иоанновна забрала позднее в Россию и сделала соправителем.

Императрица Анна Иоанновна скончалась 17 октября (по ст.ст.) 1740 г. в Санкт-Петербурге. Причиной смерти царицы стала почечная болезнь. Могила царицы находится в Петропавловском соборе. В завещании престолонаследником императрица указала потомков ее родной сестры Екатерины Мекленбургской.
События XVIII века представляют интерес не только для историков, но и для кинематографистов. Не раз биография императрицы Анны становилась основой сюжета исторических документальных или художественных фильмов. В 80-е годы в фильмах «Баллада о Беринге и его друзьях», «Демидовы», «Михайло Ломоносов» роль Анны Иоанновны исполняли актрисы Нонна Мордюкова, Лидия Федосеева-Шукшина, Мария Полицеймако. В многосерийном цикле «Тайны дворцовых переворотов. Россия, XVIII век», который вышел на экраны в начале 2000-ных годов, царицу Анну сыграла Нина Русланова, а в 2008 году ее роль исполнила Инна Чурикова.

Книга Станислава Десятскова «Верховники» посвящена одному из острых моментов русской истории – восхождению на престол Анны Иоанновны. В один месяц (от 19 января до 25 февраля 1730 года) вместилось столько, сколько в России вмещают десятилетия, если не века.

Смерть 14-летнего Петра II (19 января) поставила на повестку дня главный вопрос: кто будет следующим монархом? С одной стороны, по указу Петра I наследника назначает правящий император. Однако Петр II никого назначить не успел. Да и не смог бы, опекаемый Верховным тайным советом. С другой стороны, имелся тестамент (завещание) Екатерины I. По нему в случае бездетной кончины Петра II власть переходит по старшинству к дочерям Екатерины и Петра I Анне и Елизавете Петровнам, а также их потомкам.

Но в дело вмешалась третья, наиболее сильная сторона – Верховники, члены Верховного тайного совета. Точнее аристократическая, княжеская часть совета – Долгоруковы и Голицыны.

Смутные времена – большие возможности. Отмахнувшись от затеи Долгоруковых втащить на трон невесту Петра II княжну Долгорукову, самый начитанный и образованный из верховников Дмитрий Михайлович Голицын выдвинул кандидатуру заштатной курляндской герцогини Анны, племянницы Петра I. Но он не просто выдвинул претендентку. Он возжелал большего – ограничения самодержавной власти императрицы. Отсюда и родились известные Кондиции – условия принятия Анной русской короны.

Кондиции фактически передавали всю власть в руки Верховного тайного совета из нескольких аристократических членов. Одуревшая от свалившейся на нее удачи нищая герцогиня подмахнула Кондиции и выдвинулась в Москву. И покуда новая царица выдвигается, Москву залихорадило. Впервые в русской истории народ (в лице дворянства, конечно) кинулся рисовать прожекты обустройства государственной власти. Страсти разгорелись нешуточные. Именно об этом и рассказывается в «Верховниках» Десятскова.

Станислав Германович Десятсков (1936-2013) рассказывает со знанием дела. У него не просто историческое образование, но степень доктора наук. Роман «Верховники» был написан еще в 1970-е. Поговаривают, что его «зарубила» рецензия Валентина Пикуля. Позже, в 1980-е, роман всё-таки вышел, но в урезанном виде. Наконец наступили золотые для литературы 1990-е годы – печатай что вздумается. В эти же годы издательство «Армада» запустила шикарный проект «Россия». В рамках проекта выходила масса серий исторических романов.

Одна из серий проекта «Россия. История в романах». Именно для нее Станислав Германович переработал «Верховников», дополнил, подредактировал. Именно это издание я и представляю уважаемой публике.

Основная часть книги (три четверти) отводится событиям января-февраля 1730 года. Здесь есть всё и все – интриги, заговоры, люди, фамилии. Присутствующая сбоку любовно-авантюрная линии никак не влияет на основной сюжет. Всё-таки докторская степень не позволяет автору вольно обращаться с историей.
Так что можете не переживать, вы не в романах Дюма, вас не обманут. Но полное представление об историческом фоне и о характерах дадут.

Больше всего автора интересует фигура Дмитрия Михайловича Голицына. Как старый боярин, представитель древнего аристократического рода докатился до жизни такой – увлекся идеями парламентаризма?

Впрочем, Станислав Германович далек от приравнивания парламентским идеям того, что кипело в Москве зимой 1730 года. Всему свое время, всему нужно вызреть. Скоро только кошки родятся. Россия даже в своих верхах была еще недостаточно образована или либерализована, чтобы размахнуться так широко. Потребуются целые поколения, чтобы дойти до такого. Тем интереснее личность Голицына, опередившего эпоху.

Чем закончилась попытка потеснить самодержавие, известно – порванными Кондициями и бироновщиной (или остермановщиной, как указывал тот же Пикуль). Завершающая четверть книги рассказывает о последствиях этой попытки для главных действующих лиц. Здесь Десятсков переключается на романтичную и трагичную пару – Ивана Долгорукова и его невесту, затем жену Наталью Шереметеву.

Вот вы говорите: жены декабристов. У этих барышень не всё так просто, романтично или героично было. Другое дело Наталья – она отправилась за мужем в ссылку практически на казнь, на смертный приговор, без всякой надежды на что-то хорошее. А уж как она пронесла себя через все испытания… Впрочем, читайте у Десятскова.

В кино этот эпизод русской истории получил освещение в рамках сериала Светланы Дружининой «Тайны дворцовых перевороты». Конкретно в 7-ом фильме «Виват, Анна!». Сразу скажу, что фильм вышел неудачный. Иногда лучше не снимать. Или вовремя остановиться. Дело в том, что первые шесть фильмов выглядят если не шедеврами, то на оценку «нормально». Но «Виват, Анна!» это определенно провал.

Да и по времени съемок 7-ой фильм далеко отстоит от остальной серии. Первые шесть фильмов – годы с 2000 по 2003. 7-ой фильм – 2008-ой. И сразу мысль: очевидно, не хватало денег на своевременное продолжение. А появление в одной из ролей фильма Алсу наталкивает еще на одну мысль: а, вон откуда денежки взялись – видать, кое-кто захотел увидеть своё сокровище на большом экране и отвалил под это дело деньжат. В итоге мы имеем сценарий, написанный под втиснутую сбоку совершенно не умеющую играть в кино девицу. Такова цена продолжения проекта. Но лучше было бы не продолжать.

Попытаюсь образно передать свои ощущения от фильма. Похоже на то, как кто-то с набитым ртом рассказывает интересную историю. Вроде бы прислушиваешься, улавливаешь отдельные классные моменты, но в целом всё невнятно, раздражает и злит.  Какие-то дурацкие погони, черт-знает-откуда взявшиеся персонажи, шпаги в драках сменяются факелами, факелы опять шпагами. Актеры подобраны хаотично. Герои мелькают, исчезают и вновь возникают. Крупные планы лиц не дают понять обстановку, мизансцену. В общем, всё плохо – сценарий, актерская игра ряда недоактеров, операторская работа, музыкальное оформление (опять же выполненное не под эпоху и настроение, а под Алсу).

Впрочем, напоследок не грех отметить и положительные стороны. Во-первых, сама возможность любителям кино (и не любителям книг) пощупать эпоху – это хорошо. Во-вторых, на фоне того непотребства, что сегодня отмачивают в исторических фильмах, «Виват, Анна!» выглядит не самым плохим образом. В-третьих, отдельные персонажи выглядят шикарно. Сама Анна Иоанновна – очевидный успех Инны Чуриковой. Хоть и отмечают, что актриса сильно старше прототипа, но зато как играет. Далее – Бирон. Вы как хотите, а для меня хлыщ в исполнении Александра Лазарева просто образец того самого Бирона. Остерман (Владимир Ильин) и до этого фильма (в предыдущих) был хорош, мастерство не пропьешь даже снимаясь вместе с Алсу.

И да, еще один момент. Фильм очень плохо представляет зрителю исторических персон. Без знакомства с ними через книги воспринимать происходящее сложно. Так что читайте книжки, будьте умницами.


Рецензии