В плену лозунгов гл. 7 Переезд

    В декабрьском номере местной газеты «Знамя Труда» появился репортаж о досрочной сдаче трёх пятиэтажных домов, скромно умолчав, что в них ещё не установили ванны и газовые плиты. Мама получила ордер на однокомнатную квартиру с полезной площадью в шестнадцать квадратных метров, плюс пятиметровая кухня и прихожая в полтора метра. По сравнению с восьмиметровой комнатой без элементарных удобств, эта «малометражка» с туалетом и водопроводом казалась нам хоромам.
    В воскресный день барак распахнул настежь двери и загудел, как пчелиный улей. Ко входу подъезжали грузовики, сигналя, и люди спешно несли к ним мебель да узлы с пожитками. Мама укутала фикус шалью, сберегая от мороза, а я схватила на руки кота, чуть не сбежавшего из-за этой суматохи. Не желая мешать взрослым носить вещи, мы с сестрёнкой ушли к тёте Клаве, застав её за разговором с мужем:   
    – Василий, чего упрямишься? – говорила она. – все получили ордера, а мы нет.
    – Клава, я не хочу жить в коммуналке. Хватит, нажился в бараке, где слышен каждый чих из дальнего угла. Мне, как ветерану Великой Отечественной Войны, должны выделить отдельную квартиру.
    – Ты же знаешь, у кого нет детей, тем дают квартиру на две семьи.
    – А я не согласен! Пойду в местком и потребую разобраться в моём вопросе!
    – Ты же ходил, но не попал на приём. 
    – Значит, ещё схожу. Не поможет, тогда обращусь к «Слуге народа» – нашему депутату Иванову или в Горисполком пойду, но своего непременно добьюсь!
    – Знаю, как добьёшься! Передо мной ты орёл, а перед начальством мышь серая.
    Внезапно дверь открылась, и вошёл управдом, стуча новыми бурками по шатким половицам. Не здороваясь, он начал разговор на повышенных тонах:
    – Василий Степанович, что я мальчик на побегушках?! Все получили ордера, один вы не явились! Завтра барак снесут, где зимовать будете?
    – Не знаю, но жить в коммуналке не хочу! 
    – Почему? Комиссия по распределению жилья выделила в новой двухкомнатной квартире комнату. Заметьте, большую! А маленькую дали одинокому пенсионеру Чутких. Что здесь не так? Молчите? Хорошо! Тогда пишите отказ, и мы сохраним вам прежние условия проживания. Дадим комнату в бараке на соседней улице.
    Последние слова прозвучали, как судебный приговор. Под дядей Васей жалобно скрипнула табуретка, и тётя Клава крикнула в сердцах:
    – Василий, чего ты добиваешься? Хуже ведь будет!
    – Ваша супруга права. Делайте выбор, да я пошёл! У меня ещё куча дел!
    – Последнюю надежду зарубил, – горько усмехнулся тот и, махнув отчаянно рукой, выдавил из себя. – Чёрт с вами, давайте ордер.
    – Вот и славненько, вот и хорошо! Получите ордер и вот здесь поставьте подписи.
    Подписанные бумаги исчезли в портфеле, и замок на нём громко защёлкнулся. Управдом ушёл, а дядя Вася, проводив его взглядом, с обидой в голосе сказал:
    – Всё равно схожу в редакцию «Знамёнки»! Пусть напечатают заметку, как несправедливо поступили с ветераном Войны.
    – Аня, Люба, вот вы где! – влетела мама впопыхах. – А я вас ищу повсюду! 
    – Надя, мы тоже будем переезжать! – сообщила радостно тётя Клава,
    – Вот и хорошо, что всё уладилось. Тогда я скажу шофёру, как перевезёт нас, пусть вернётся за вами,
    – Спасибо, подруга, а я за это время приготовлю узлы.
    В грузовик закинули железную кровать, комод и стол с табуретками, а сундук оставили в бараке, как пережиток прошлого. Мама и Люба сели в кабину, а грузчик и я с котом разместились в кузове на мягких узлах. Машина тронулась с места и через пятнадцать минут остановилась у подъезда типового многоквартирного дома. Вбежав на третий этаж, я отперла дверь и впустила кота. Он обнюхал крашенный порог и встал, осторожно осматриваясь. Сестрёнка нетерпеливо подтолкнула его, и Тишка, пролетев крохотную прихожую, сразу оказался в комнате.
    – Девочки, заходим, – торопила нас мама с большим фикусом в руках.
        Шофёр с грузчиком занесли мебель с узлами и уехали к тёте Клаве. Наш кот, убедившись, что нет опасностей, улёгся возле тёплой батареи у окна и закрыл глаза.
    – Там, где котик спит, будет моя кровать, – заявила мама.
    – Вдоль окна с балконной дверью? – удивилась я.
    – Нет, конечно. Вот здесь, вдоль стены у окна, а там поставим раскладной диван, на котором вы будете спать. Тесновато, но что поделаешь. Если бы вместо Любы родился мальчик, то нам бы выделили двухкомнатную квартиру.
    Неожиданно в дверь незапертой квартиры заглянула моя подруга Галка:
    – Тётя Надя, меня папа прислал спросить. Вы будете покупать диван? А то он едет в магазин за письменным столом, может и вас захватить.
    Мама, схватив кошелёк, скрылась за дверью, а Галка прошлась по квартире и, не обнаружив ничего интересного, кроме кучи узлов с пожитками, сказала:
    – Ну, я пошла. Надо маме с бабушкой помочь вещи разобрать. Аня, приходи завтра ко мне, буду ждать.
    На следующий день я отправилась в соседний подъезд в трёхкомнатную квартиру Скворцовых. Дверь открыла подруга и, схватив за руку, потащила:
    – Пойдём, я покажу мой новый письменный стол.
    В её комнатке разместились лишь кровать да письменный стол. В другой комнате поселились Баба Дуся с двухгодовалым внуком, а родители заняли гостиную.
    – Ты рада, что у тебя есть отдельная комната?
    – Конечно, Аня!
    – Я тоже рада за тебя. А теперь пойдём к тёте Клаве, посмотрим, как она живёт.
    Мы отправились к дому напротив и постучались в квартиру на первом этаже.
    – Проходите, дверь открыта, – послышался знакомый женский голос. – Аня, Галочка, как хорошо, что заглянули.
    Она варила щи на кухне, а дядя Вася сидел на табуретке в тёмно-синем трико и оживлённо разговаривал с соседом Чутких, одетого в голубую рубашку и светлые брюки. Пенсионер улыбнулся нам и, прихрамывая, подошёл к столу. Распаковал бумажный кулёк и высыпал ягодную карамель «Подушечка» в тарелку.
    –  Девочки, присаживайтесь. Сейчас будем пить чай с конфетами.
    – Да, погоди ты со своим чаем, – остановил его дядя Вася, – Ты лучше скажи мне, где же справедливость! Обещали все удобства, а вместо газовой плиты, кирпичная печурка, как в бараке! А где ванна? Тоже забыли установить. Я такого безобразия не потерплю и добьюсь справедливости!
    Тётя Клава, видя наше замешательство, придвинула стулья:   
    – Девочки, садитесь за стол и не обращайте внимания на моего Василия. Сейчас он немного повоюет с ветряными мельницами, как Дон Кихот, и успокоится. 
    Пенсионер разлил по чашкам чай, но дядя Вася резко отодвинул чашку:      
    – Афанасий Павлович, сначала предлагаю написать заявку в ЖКО, чтобы срочно установили нам газовую плиту! А ванну, так и быть, подождём пока. На то у нас в городе баня есть. 
    – Василий Степанович, зачем бежать впереди паровоза? Управдом на собрании говорил, что ванны и плиты установят летом, когда газ подведут, а пока будем пользоваться печкой-времянкой.
    – А я почему не слышал о том?
    – Так ты же обиделся, когда огласили списки на жильё, и ушёл с собрания.
    – Сосед, я же не знал, что так всё обернётся.
    – Кстати, дрова разрешили взять после сноса бараков. Их с утра ломают.
    – А как же мой Черныш?! – воскликнула Галка, вспомнив крылатого друга.
    Мы выскочили за дверь, забыв про конфеты. Благо бывший двор находился всего-то в двух кварталах. Экскаватор уже разрушил соседний барак и принялся за наш. Бедный ворон, нахохлившись, сидел на голой ветке дуба. Заметив нас, закружил тревожно над головой, потом сел на плечо хозяйки и громко напомнил о себе: 
    – Кар-кар. Чер-рныш хор-роший.
    – Конечно, хороший, – радовалась Галка, лаская птицу по черной спинке.
     Она не отпускала его из рук до самой квартиры. Дома возник вопрос, что делать с ним? Пока взрослые думали, ворон жадно клевал хлебные крошки и семечки со стола. Решение быстро нашлось: папа сколотил большой скворечник и, утеплив обрывками старого детского пальто, укрепил на балконе третьего этажа. Теперь крылатый друг жил рядом и, прохаживаясь по перилам балкона, гордо провозглашал:
    – Кар-кар. Чер-рныш хор-роший.  Чер-рныш хор-роший. 
    Но у новосёлов появилась ещё одна забота – дрова. Мужчины после смены шли к развалинам и пилили доски, а ребята длинной вереницей увозили чурки на санках в новый двор и укладывали в поленницу рядами. Получился лабиринт, где мы играли в прятки, пока дрова не закончились. Тогда нам привезли большую гору угля для общего пользования. А в конце мая управдом собрал жильцов и радостно объявил:
    – Товарищи, я обещал, что к лету подведут газ? И не обманул! Как говорится: «Что наметила партия – обязательно выполним!» Поэтому с понедельника разбираем печки-времянки и устанавливаем газовые плиты, а чуть позже ванны подвезут.


Рецензии
На заводе где я работал, квартиры давали быстро - за год, а то и меньше стояли в очереди.
Все работники приехали по вызову и завод давал гарантию в течении какого срока можно получить жилье.
Мы сами тоже помогали строителям, убирали строительный мусор, разносили на носилках раствор и т.д...
Белили потолки, обои клеили, полы стелили - вообщем, осваивали строительные профессии, которые потом очень пригодились..
Вспоминаю наш переезд в новую квартиру - это несколько рейсов на детской коляске и весь переезд..
Чашки-ложки и одежда, жили в общежитии - все казенное было.
Потом взяли кредит на 600 рублей и купили - кровать, диван, шифоньер, трюмо, на кухню столы-стулья..
Весело было - все новоселы с одного завода, все друг друга знали..

Бадма Утегилов   09.05.2023 06:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.