Я милого узнаю по походке

Вот кто-то с горочки спустился & Я милого узнаю по походке


Помните годы младые, застойно-застольные?

Как только очередной праздник к нам на порог – 1 мая (а еще раньше, пардон, 22 апреля – всесоюзный Ленинский и коммунистический субботник), 8 марта или 7 ноября с Новым годом, так и гуляет, не отходя от места трудового подвига, вся родная страна.

Забывался народ от «свинцовых мерзостей жизни». После второй «едет чижик на карете, не пора ли нам по третьей», а далее счет сбивается и… наконец, в коллективе прорезается чей-то звонкий, приятный голос, и подхватывают все:

На нем погоны золотые
И яркий орден на груди.
Зачем, зачем я повстречала
Его на жизненном пути?

Зачем, когда проходит мимо,
С улыбкой машет мне рукой,
Зачем он в наш колхоз приехал,
Зачем нарушил мой покой?

«Запевала» наша – казачка молодая, веселая, добрая и уважаемая старшая медицинская сестра Нина.

Она из станицы Отрадной (или Ловлинской?)….  Нина помнит, как маленькой девочкой, забравшись на бугор, смотрела, прищурившись, вдаль, а степь с хуторами и станицами была видна километров на тридцать в разные стороны. В густом – просто режь ножом – жарком воздухе без малейших признаков дуновения ветра разносятся слова песни «Вот кто-то с горочки спустился…» Голоса женские, громкие, чистые, с подвыванием… Устали,…но возвращаются с каторжного труда с песней….

Так и она, наша казачка молодая, поёт, научилась подсознанием, внутренне ощущая прелесть простых слов. Свежие, чистые, вкусные и бодрящие, как глоток воды из ключа, слова.…

Нет у этой песни авторов – и слова и музыка народная, такое признание дорогого стоит!
 
Лидия Русланова, исполняя её, всё же в душе надеялась, что отыщется автор любимой ею песни. 

Автор есть – это композитор Борис Михайлович Терентьев, наш земляк. Украинец, но народный артист РСФСР, между прочим. Хотя учился в Киевской консерватории.

Он много песен написал, есть и «серьёзные» оперные и симфонические произведения. Но не повезло ему с народным признанием – его «Ленинский зачёт», «Время верит в коммунистов» и т.д. и т.п. прозвучали и, как Лонгфелловская стрела … «упали где-то» (…it fell to earth I know not where).

Композитором Б. Терентьев стал 40 лет отроду – до этого он был государственным служащим  высокого ранга от музыки и околовсяческих искусств разных республик СССР. То есть на таких постах, где не до сложения песен. Когда же его «ушли» из секции массовых жанров СССР и назначили на скромную должность председателя правления Музфонда СССР, то появилась масса свободного времени. Первая его песенная проба в 1953 году – это «Вот кто-то с горочки спустился». Слова он тоже сочинил сам, так что песня эта – настоящая «авторская». Никогда не возражал Терентьев, что его опус называют во всех печатных книжных и нотных изданиях – «музыка и слова народные». Сотни его произведений забыты уже, и никогда не вспомнят их, а что полюбил народ, того «не погубишь, не убьешь»….

В 1975 году в г. Берлине вечером из радио Западного Берлина, я вдруг услышал русские слова залихватской цыганской песни. Пела женщина превосходным контральто в отличном сопровождении «оркестра народных инструментов» совершенно грязную, без малейших признаков купюр базарного мата песню «Мадам Банжа, мадам Банжа, // Вы негодяйка и ханжа…» Слышать неприкрытый мат в открытом эфире для «облико морале, русиш культуриш» тогда было, не столько неприятно, сколько интересно, а что же дальше будут петь (если они и до этого уже допелись)….

После немецкой скороговорки диктора, из которой я понял только «АЛЬИОСША», полились слова:

Я милого узнаю по походочке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман».

Не встречалась мне с тех пор эта песня, может потому, что не было свободного времени много смотреть в «ящик» или слушать эфир… Но в одной из «Старых песен о главном» Гарик Сукачев меня поразил – так ведь это с другой стороны запечатленная ситуация, увековеченная уже раньше в «Вот кто-то с горочки спустился»…

Что же первично – «яркий орден на груди» или «шляпа на панаме»?

ДИМИТРИЕВИЧ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (23.03.1913-21.01.1986) был звездой русской эмиграции. В мире не было «русско-французско-испанско-чешско-барселонско или
аргентинской» души, которая бы не облегчала истерзанное бытие изгнания, слушая сквозь шип и скрип патефона его бархатистый и рокочущий баритон. Димитриевичей был целый табор-ансамбль, они были людьми планета Земля, цыгане-космополиты –  кочевавшие из страны в страну.

Было много исполнителей песен и романсов среди эмигрантов и «коренного населения» Запада. Взять хотя бы моих любимых Диану Дурбин (Deanna Durbin) или Юла  Бриннера
(Yul Brinner)….

Но, стоп, «тут мой голос сорвался»: Юлий Борисович Бриннер родился 7 июля 1915 года во Владивостоке. Его дедом был выходец из Швейцарии, в 16 лет бежавший из дома в поисках приключений — Жюль Бринер. Значит, знаменитейший из «великолепной семерки» тоже русский? Да, но он не был эмигрантом. Он «ТАМА» родился.
 
Наш «романс» для этого американского русского мы споём в другой раз…

В 1967 году в Аргентине Алеша Димитриевич вместе с Юлом Бриннером записывает пластинку “Мы цыгане”. Там впервые опубликована «Я милого узнаю…».

«Матерщиница» Валя Димитриевич – сестра Алеши. Она была замужем за Володей Поляковым – двухметровым красавцем, родным дядей Марины Влади (Поляковой), женой нашего Володи Высоцкого…

Вот как все у них там в Харбинах-Парижах-Берлинах-Барселонах-Прагах хитро перекручено!…

Давайте споем, друзья, нашу любимую «чужестранку»-песню в полном соответствии с оригинальным авторским текстом:


Я МИЛОГО УЗНАЮ ПО ПОХОДОЧКЕ

Я милого узнаю по походочке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман*».

Зачем я вас, мой родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
Ах, раньше я этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.

Вот милый мой уехал, не вернется.
Уехал он, как видно, навсегда.
В Москву он больше не вернется,
Осталась только карточка одна.

Я милого узнаю по походочке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман».

*
Н.А.Р.И.М.А.Н. – это до- и чуть-чуть послеР-э-э-волюционная (1917 года) торговая фирма North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide (Северная Ассоциация Российских Императорских Товаров Одежды по всей стране /России/).


Рецензии