Долг

Насилие нечестивых
обрушится на них же: потому что
они отреклись соблюдать правду.
(Притчи 21: 7)
 
     Это случилось в начале восьмидесятых годов. Жили мы тогда в СССР. Бога у нас не было, так как было время атеизма.

     Однажды моя подруга, Мила, попросила одолжить ей денег в сумме пятьсот рублей на три дня. На тот момент это были немалые деньги, если учесть, что моя зарплата старшего экономиста составляла девяносто рублей.

     На следующий день, как договорились, я встретилась с Милой в сберкассе, так как мне нужно было деньги снять со счета. Но когда Мила увидела, что на счете у меня были семьсот рублей, попросила снять все семьсот, еще раз напоминая о том, что обязательно вернет через три дня.

     Ничего не подозревая, я сняла с книжки семьсот рублей и передала Миле. Я в ней была уверена, поэтому и мысли не допускала, что может что-то случиться.

     Но через три дня денег мне Мила не вернула. Не вернула и через месяц, и через полгода. Все разговоры были безрезультатны, так как денег у нее не было. Оправдывалась тем, что не получилось задуманное дело.

     Мой муж несколько раз порывался разнести их дом и избить ее мужа, который всякий раз, когда мы приходили к ним в надежде, что отдадут хоть какую-нибудь часть долга, вел себя очень дерзко и вызывающе. Но я все время уговаривала своего мужа, чтобы сдерживал себя, ведь по-плохому всегда можно успеть разобраться. У нас не было ни расписки в получении денег, ни каких-либо доказательств, ни свидетелей, что Мила получила от нас деньги.

     Прошел год. Скоропостижно скончался мой отец. И мы с мужем снова обратились к Миле и ее мужу, чтобы отдали хоть какую-нибудь сумму долга. Но вместо извинений ее муж встал в позу «руки в бок» и с высокомерным раздражением сказал: «Что?!  Если я стою на базаре и торгую, значит, у меня много денег? Денег нет и взять негде!»

     Я еле удерживала своего мужа, чтобы не ввязался в драку и не покалечил того. Ведь тот был физически слабее и меньше ростом. Да и я сама виновата, что поверила, отдав деньги без всякой расписки, совершила опрометчивый поступок.

     От переживаний, безысходности и бессилия я непроизвольно подняла к небу взгляд и увидела прозрачную бирюзово-голубую бездну. Глядя в эту красивую бездну сквозь редкие перистые облака, мысленно произнесла: «О, Боже! Если Ты есть, сделай так, чтобы Мила почувствовала то, что сейчас испытывает мое сердце».

     Хотя в то время я точно знала, что Бога нет, но мне ничего другого не оставалось, как только мысленно произнести эти слова. «А вдруг Он есть,» — подумала я.

     Прошло месяца три как мы похоронили отца. В один из дней мне позвонила моя одноклассница и сообщила страшную весть: «У Милы умер муж. После ссоры со своим родным братом, свел счеты с жизнью».

     Меня охватил ужас, потому что сразу вспомнила свои слова, обращенные к Богу: «Пусть Мила почувствует то, что сейчас испытывает мое сердце» Но я имела в виду безысходность, нужду в деньгах, душевную тяжесть, чтобы почувствовала мое состояние, вошла в мое положение и постаралась скорее вернуть долг. И я даже мысли не допускала желать что-то плохое.

     Я не находила себе места, чувствуя себя виноватой. Меня преследовал вопрос — неужели мои слова могли так повлиять? Я очень переживала, и мне было страшно. Поэтому позже я Миле сказала: «Если сможешь отдать долг, - отдашь, а не сможешь, - не надо. У тебя трое детей, и я знаю, что тебе будет трудно». Мне казалось, хоть этим как-нибудь смогу загладить свою вину. Но она ответила, что все выплатит, но только частями.

     Прошло несколько месяцев. Я еще не успела прийти в себя от последних потрясений, как получила новый удар. Мне снова сообщили, что у Милы умер ее брат.

     Я чуть не потеряла сознание. Уши заложило, в глазах все поплыло, а ноги стали ватными. «Неужели это я произнесла неправильные слова?  Я не думала и не хотела… ну почему… неужели это я…?» — все время повторяла сама себе.

     Я боялась выходить на улицу. Казалось, что люди видят меня насквозь и смотрят как на убийцу. Видят, что я беспощадна, безжалостна, коварна и зла. Я стала бояться сама себя. Мне казалось, что я очень опасна для окружающих. Я замкнулась, ни с кем не общалась, боялась встреч, боялась нанести кому-нибудь вред. Даже поделиться с кем-нибудь не могла о своих переживаниях.

     От Милы я уже ничего не хотела. Мне уже не нужны были от нее никакие деньги. Я готова была раствориться и исчезнуть.

     Удивительно то, что за все это время ни разу мысли не допускала проклинать или говорить негативно в адрес Милы. А почему? Сама не могу ответить на этот вопрос. Сказать, что я такая вся правильная? Конечно же, нет. Видимо, я просто не могла избавиться от вопроса: «Как человек, которого я знала все школьные годы и тесно общалась, может так поступить, неужели такое бывает?»

     Долг Мила выплачивала три года. Хотя я все время говорила, что прощаю. Но, видимо, ее мучила совесть.

     Прошло много лет. Наступили девяностые. Распался Советский Союз. Стали повсюду открываться церкви. Я была одна из первых среди оказавшихся в церкви. И однажды набравшись смелости, я рассказала об этой истории пастору. Ведь все эти годы я носила в себе этот тяжкий для меня груз.

     Пастор внимательно выслушал меня и сказал: «Вины твоей не вижу, и в поступке нет ничего греховного. Ты не отказала Миле в ее просьбе. Отдала ей денег, сколько та попросила и с чистым сердцем, искренне желая помочь. А вот Мила тебе врала, говоря, что вернет долг через три дня. Она поступила не как человек, а как дьявол. А ты, несмотря на все неприятные обстоятельства, не сделала ей и ее семье никакого зла ни словом, ни делом. Более того, еще решила простить ей долг. Но Бог видит наши сердца. Он судья справедливый. Он заступник праведных. Затем открыл Библию и прочитал следующее: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте места гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римлянам 12:19)

     После беседы с пастором я почувствовала облегчение, словно камень упал с души. «Слава Богу!» — подумала я. — Значит, я не виновата во всех бедах, случившихся у Милы».

     Как я благодарна Господу, что Он возлюбил меня и услышал мою молитву тогда, когда я Его не только не знала, но и отрицала Его существование. Он уже тогда предузнал меня, вразумлял, удерживая от всякого рода зла. Поэтому, не зная ничего о Боге, не имея веры, я сама того не зная, исполнила закон Божий — Не отвечай на зло злом, а побеждай зло добром.

     В Библии сказано, что Бог сотворил нас по образу и подобию Своему. Значит, и в поступках мы должны быть подобны Ему. А если совершаем что-то дьявольское, то этим мы гневим Бога, а гнев Божий страшен.

     А еще сказано: Насилие нечестивых обрушится на них же, потому что они отреклись соблюдать правду. (Притчи: 21: 7)

     К большому сожалению, похоже, что эти слова исполнились на семье Милы.

     Дорогие мои! Не будьте нечестивыми, не делайте никому зла, тем более, когда получаете добро. Бойтесь Бога!

     Сказано: Богобоязнь — начало мудрости.
 
     Помните и никогда не забывайте, что Бог есть любовь. А еще, Бог — наказывающий за грех.

     Аминь.


Рецензии
Конечно Вы поступили опрометчиво, отдав подруге такие большие деньги, да ещё без расписки. Ведь не зря говорится: если хочешь проверить друга - дай ему в долг. Вот ваша подруга и показала своё истинное лицо. Но самим наказывать наших недоброжелателей и врагов, мы не можем. На всё Господня воля. Он сам всё рассудит. Нам лишь остаётся только просить Его о справедливости.
Но и мы не должны быть по жизни лохами. Прежде, чем принять какое-нибудь решение, следует хорошо подумать. Нельзя все наши проблемы взваливать на Бога.
Ваша история жизненная и поучительная для других.
Всего Вам самого доброго!
С уважением, Валентина

Валентина Валентова   28.02.2024 04:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за добрый отзыв.
Опыт приходит с годами, а учить меня было некому. Этот факт для меня стал уроком на всю мою жизнь. Очень благодарна Господу, что удерживал нас от совершения зла.
И это для меня самое главное.


Людмилочка   29.02.2024 03:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.