Бездарная жизнь

      Он умирал мучительно и долго. Нестерпимая боль терзала его душу и тело. А смерть всё откладывала и откладывала своё последнее действие. Он уже ничего не ждал от этой жизни. У него не было дел, которые надо было успеть закончить. Не было у него детей, которым можно было бы передать жизненный опыт. У него даже не было любимого животного, которого жаль было бы оставлять. У него не было друзей, которые могли бы поплакать на его могиле, как и не было настоящих врагов, которые могли бы порадоваться его смерти. Вся его жизнь сплошное НЕ.
      Зная, что скоро умрет, он снова и снова анализировал свою жизнь. Жизнь то оказалась бездарной.  Бездарная – значит жизнь без даров. Она не подарила ему ни одного подарка. Красота и любовь – вот главные подарки жизни. Без них она бессмысленна.
      Красотой внешней он явно был обделен. Голова «редька –хвост вверх». Про  лицо можно сказать «уже думать, шире есть». Бесцветные маленькие глазки и большие (как у Чебурашки) уши. Не шея, а тоненький стебелек. Узкие плечи и очень длинные волосатые руки (ниже колен).   Кривые, короткие ноги оканчивались огромной стопой. Словом, «сосуд», в который была помещена его душа, красивым не назовешь.
      Никто и никогда его не любил. Сам он тоже никогда и никого не любил. Душа его была закрыта чувствам любви, а значит он не мог видеть красоту людей, природы и не мог «… пред созданием искусств и вдохновенья в восторге радостном дрожать от изумленья». Ни разу за всю жизнь никого не пожалел, никому не по сочувствовал, никого не пытался понять, никого ничему не научил, никем и ничем не восторгался. Видно в некрасивом сосуде едва тлела душа холодная и некрасивая.
     И вдруг, теперь, душа его мучается и страдает. Что же случилось? Сон приснился ему, который возвращает его снова и снова к событиям двухмесячной давности.
     Снится ему, что он в божьей канцелярии. Народу много, сидят в очереди и ждут решения кому в рай, а кому в ад. Зашел в кабинет Бога, поклонился и остановился в нерешительности.
-Садись сын мой, побеседуем. Он сел и стал равнодушно ждать продолжения беседы.
- Кого ты любил в своей жизни? Спросил Бог.
- Никого – ответил Он.
- Кто любил тебя?
- Никто.
- Так не бывает, кто-нибудь да любил тебя. Мать, например.
- Матери у меня не было, она отказалась от меня, как только я появился на свет.
- Ты кого-нибудь хоть раз пожалел?
- Зачем?
- Ты боролся за справедливость?
- Моя хата с краю! Ничего не знаю и знать не хочу.
- А зачем ты жил? В чем был смысл твоей жизни?
- Господи, разве я по своей воле родился на планете Земля горбатым уродом? Как я мог даже думать о любви? Как я мог кого-то жалеть? И за какую справедливость я должен был бороться и с кем?
-Ты видел счастливых, жизнерадостных, излучающих свет людей?
-Да.
-И ты прилагал все усилия, чтобы погасить их свет?
-Да.
-Зачем?
-Мне приказывали.
-Тебе приятно было выполнять приказания?
-Нет. Моя душа противилась, но я боролся с ней.
-А надо было бороться за неё. Душа у тебя лучше, чем ум. Рано тебе умирать, пойди помучайся, проанализируй свою жизнь. Когда поймешь, пословицу «что посеешь, то и пожнешь», пришлю за тобой ангела смерти.
  20 августа 1959 года. Ректор мединститута пригласил его на собеседование.
-Здравствуйте, здравствуйте, рад приветствовать лучшего преподавателя немецкого языка в нашем институте! Чай, кофе?
- Чай.
-Наш разговор конфиденциальный. Надеюсь на Ваш природный ум и благоразумие –вкрадчиво и почти ласково произнес ректор. 
- Я слушаю- ответил он.
- Мне нравится, что в разговоре Вы всегда так кратки. Буду тоже краток. Надо одной абитуриентке поставить по немецкому языку «2», даже если она знает на «5». Кроме Вас с этой задачей никто справиться не сможет.
-Хорошо- легко и сразу согласился он.
- Вот и славненько, а я Вас премией и грамотой отмечу. Такие люди, как Вы на вес золота, начальству их ценить надо. Мне очень повезло, когда я взял Вас на работу.
       Он пошел на экзамен. По дороге он с удовлетворением перебирал в уме все психологические взятки, которые он принял от ректора: лучший преподаватель, с природным умом, на вес золота, ценный сотрудник, немногословен, достоин поощрения премией и грамотой. Он о себе думал точно также.
       Было жарко, он снял пиджак, уселся в кресло, вытащил «шпаргалку» с фамилией той, которой надо было «2» поставить и стал принимать экзамен. С раздражением выслушивал ответы абитуриентов, знания которых были ниже среднего уровня и ставил им «3». Она шла последней.
       Она вошла, и он сразу понял, что перед ним фея радости, надежды и мечты. Она сияла чистотой и светом.  Загар, лучистые серые глаза, почти красные косички с белыми бантиками, розовое платье с вышитыми ромашками, тапочки, покрашенные зубным порошком, свидетельствовали о том, что девчонка жизнерадостная фантазерка.
- Guten Tag! -радостно поприветствовала она.
- Здравствуйте –презрительно ответил он.
       Он решил погасить свет, исходящий от неё. Холодно и хмуро произнес на немецком.
-Kommen Sie rein. Nehmen Sie Platz und fuhlen Sie sich wie zu Hause.
- Danke schon-ответила она ему с благодарной улыбкой, взяла билет и села на стул против экзаменатора.
- Я буду отвечать без обдумывания.
      Она быстро перевела текст. В одном месте она запнулась и сказала ему доверчиво спрашивая:
- Понимаю значение составных частей этого сложного слова, а объединить их не могу, что это за слово? 
- Побольше немецких газет читать надо! – насмешливо ответил он ей.
- А я одни русские романы читаю! – так же насмешливо ответила она.
Грамматика была несложной: порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях. Ответила хорошо, приводя примеры. Надо бы оценить знания на «5», но приказано «2» поставить. Он достает свою заготовку из 10 вопросов.
- Ответы пишите письменно, приказал он.
- Письменно, так письменно - весело согласилась она.
Через 10 минут все ответы были написаны. Он недоверчиво взял бумажку и удивился. Всё правильно. Стал выискивать ошибки. Они были. Это были грамматические ошибки: где-то умлаут не поставлен, где-то «е» в конце не дописано.
-  Ну что же 10 ошибок. Вынужден поставить «2» - злорадно, но не уверенно произнес он.
- ЧТО??? Я переживаю, что будет «4», а не «5»!  Разве экзамен по немецкому письменный? Я ответила грамматику, перевела текст, ответила на Ваши 10 вопросов. Разве в устном ответе Вы бы заметили эти ошибки?
- Ну хорошо, ответите еще на вопрос инфинитив с «цу» и без «цу», поставлю «3» примирительно сказал он и вышел. 
       Он решил попить кофе и обдумать, что же делать. Девчонка знает немецкий. Душа требовала поставить «5». В нем даже зашевелилась какая-то радость, ему вдруг захотелось петь. Да, она такая милая, приветливая, наивная и к тому же умница. Я возьму её в кружок, у меня будет настоящая ученица. Он мечтательно улыбался.
        Оставшись одна в аудитории, она ощутила, как черная пелена покрыла её мозг. Все знания по немецкому улетучились и вообще не известно, что такое инфинитив, куда уж тут с «цу» и без «цу». Решив, что, пойдет жаловаться на него в приемную комиссию, вышла из аудитории.
        Печальная, но решительная, она шла вниз по лестнице, а навстречу ей поднимался радостный преподаватель. Они остановились. Она стояла на верхней ступеньке, а он на две ступеньки ниже. Она смотрела на него сверху вниз, а он заглядывал в лицо снизу.
- Что же Вы ушли с экзамена? - спросил он, заглядывая ей в лицо.
- А это был экзамен? - удивилась она.
- Вы не умеете себя вести на экзамене! - воскликнул он.
- Нет, это Вы не умеете себя вести на экзамене! - возразила она
- Я? – удивился её смелости он.
- Конечно Вы! Разве я Вам грубила, спорила с Вами или отказывалась отвечать? А Вы старались продемонстрировать мне свою неприязнь. Я же не свататься к Вам пришла. Я хочу стать врачом, нравится Вам это или нет. Вы же видели, что я лучше других отвечала. Это Вы, не сумели беспристрастно оценить мои знания. Значит Вы не умеете вести себя на экзамене, а не я! Нравлюсь я Вам или нет, а Вы должны поставить мне то, что я заслужила!
Он поставил «2», приписав «отказалась отвечать, заявила не читаю немецких газет, читаю только русские романы». Домой возвращался рассеяным и нечаянно был сбит машиной. Уже второй месяц лежит в больнице, терпя физическую и душевную боль

       
 


Рецензии
Понравилась тема рассказа и сюжетная линия. Как было бы хорошо, если бы на несправедливость всегда прилетала ответка! Спасибо, с уважением, Эка.

Эка Корренс   19.03.2023 18:06     Заявить о нарушении
Благодарю, Эка! Я рада одобрению темы и сюжетной линии. С уважением

Тамара Чаплинская   19.03.2023 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.