Тетя Лиза и дядя Лёня
Они были самой прекрасной парой в нашей родне (из тех, что мы могли наблюдать в течение десятилетий с детства). Обоих уже нет давно в живых. Сначала ушла тетя Лиза, потом дядя Лёня.
Но всё по порядку!
Я их помню взрослыми, им было уже за 50 лет (может, за 60). Жили они на канале Грибоедова (дом конца 19-го века на набережной, вблизи Львиного мостика, ленинградцы/петербуржцы его хорошо знают, белые фигуры пар львов, через канал).Коммунальная квартира на 2-м этаже. Жили в 2-х комнатах вместе с бабушкой Казей (Казимирой Юлиановной Мержвинской/Романовской в девичестве), мамой дяди Лёни. Все окна большущие выходили на канал Грибоедова. Одна комната прямоугольная, вытянутая (бабушки Кази), другая огромная зала с высоченным потолком (общая). В этой общей огромной комнате сбоку при входе была лестница на антресоль (на пол-длины комнаты и с продолжающим лестницу балконом, не выступающим). В антресольном бельетаже было помещение дяди Лёни (тахта, столик небольшой с настольной лампой, полочка с книгами). Однажды, придя в гости к ним, я спросила разрешения у дяди Лёни подняться туда по лестнице (уж очень хотелось там побывать и посмотреть на общую комнату-залу оттуда, с высоты). Дядя Лёня мне разрешил. Я была счастлива: вид оттуда открылся поразительный, очень красиво смотрелась комната внизу.
Надо сказать, что комната-зала была несильно заставлена мебелью. Там, посередине стоял круглый стол, застеленный тканой скатертью с маленькими кисточками по оканту. Ткань пастельного, легкого цвета с узором. Тона бежевато-коричневые. Чувствовалось, что скатерти уже много десятилетий, но её берегли и берегут. Сверху, свисала с потолка, абажур/лампа на длинном проводе. Но над столом она низко не нависала (так запомнилось), а от стола её отделяло метра 2,5 - 3. У стены, ближе к столу, стоял диванчик (довоенный), застеленный покрывалом тоже тех времён, а далее вокруг стола были стулья. На полу был старенький ковер, но чистый (выцветший от времени), размером примерно 3-3,5 метра. Пол был паркетный, натертый мастикой. У окон, их было 2 в комнате, стояли растения на напольной подставке. Ещё, была пальма небольшая (или какой-то большой цветок) в огромном горшке. У другой стены стоял старинный сервант/стенка, небольшой, но очень удобный и красивый по отделке декором старых мастеров по дереву. А над диваном висела очень большая репродукция картины "Три богатыря" в деревянной, тяжелой золоченой раме.
У бабушки Кази в комнате, помню, тоже был большой какой-то цветок. Но не очень удобная, узкая длинная комната. На стенах, вроде были какие-то фото.Но я очень редко и мало там бывала.
При входе из общего коридора коммунальной квартиры - был малюсенький узкий коридорчик. Слева - немного пройти и комната бабушки Кази (двери глухие, без стёкол). Прямо - цельные двери прямо в залу-комнату. Все двери белые, выкрашенные. А, если слева, в этом предбанничке, еще была натянута на металлический обод ткань-ширма. За ней стоял топчанчик. И почему-то, мы приходили в гости или мимоходом, а там спала бабушка Казя. Почему там, а не в своей комнате? Не знаю. Никто не говорил "почему?".
Тетя Лиза и дядя Лёня были очень дружной супружеской парой. Познакомились в Казахстане, в ссылке. Понимали всегда друг друга с полу-слова. Дядя Лёня был очень заботлив со своей женой, постоянно она была в его внимании. Это уже как привычка за десятилетия была. Они как сжились с ней. Могли обратить внимание только посторонние или нечасто видящие их люди. Это очень приятно было видеть. Они никогда не ссорились, уважали друг друга всю жизнь. Тетя Лиза осталась в памяти очень доброй женщиной с огромными грустными глазами. Она была очень худенькая всегда, но часто смеялась. Только когда заболела (желудок), стала меньше смеяться и ходить меньше стала. Вскоре её не стало. А дядя Лёня прожил еще долго потом, умер в 2001 году (по-моему).
Светлая им обоим память..
Спасибо Валентину Гусеву, дальнему родственнику из города Великие Луки (Псковская область). Он родственник по линии бабушки, Агурьяновой (Мержвинской) Людмилы Карловны. Он мне написал что фамилия у Елизаветы Брониславовны была - Орловская. Родилась она в дворянской семье, у неё был гувернёр. А с д.Лёней они познакомились в Джамбуле (Казахстан). Я немного забыла, спасибо что Валентин напомнил. Иногда, вскользь, т.Лиза упоминала название этого города, они оба с д.Лёней помнили его всю жизнь. Там т.Лиза научилась готовить настоящий казахский плов. Готовила его всегда от начала до конца сама и он был "коронным" блюдом и в дни рождения, и в праздники - на большом столе, за которым собирались гости и родня..Сослали их..Её - за "дворянство", а его - за то что национальность "немец" и тоже "дворянство". Жизнь там была у них тяжелая, но они выжили и вернулись в родной город д.Лёни, родной его Ленинград..(дополнено 22.07.2020).
17.07.2020 г.
Свидетельство о публикации №220071701179