Грейхаунд, 2020

Фильм о войне, который смог

«Грейхаунд» постигла та же участь, что и «Евровидение: История «Огненной саги» - фильм готовили к выходу в кинотеатры, но потом весь мир накрыла пандемия. Создатели мялись-мялись, а потом плюнули и сторговались с онлайн платформой, чтобы хоть как-то окупить свои старания и отправить уже детище в свет.
Главную роль исполнил Том Хэнкс, который своей безупречностью пугает меня так же, как и его английский тёзка Том Хиддлстон. Я привыкла, что Хэнкс *почти* никогда не снимается в дерьме, поэтому решила потратить полтора часа своего *и Фаюшкиного* времени, чтобы посмотреть «Грейхаунд».

Сюжет

Повествование базируется на сильно изменённом сюжете романа Сесила Скотта Форестера. *Если что, Форестер написал очень *очень-очень* годный цикл романов «Хорнблауэр», который экранизировали несколько раз, но я заценила мини-сериальчик 1998-2003 годов, чего и вам желаю.*

Время действия – 1942 год, в разгаре Битва за Атлантику. Миноносец «Грейхаунд» в составе других кораблей охранения составляет конвой для каравана транспортных и танкерных судов, отправляющихся от берегов США в Великобританию, чтобы доставить ресурсы Союзникам, воюющим против фашистской Германии. Определённую часть пути караван сопровождают самолёты ВВС США, однако дальность полёта ограничена расстоянием, по окончанию которого караван должен двигаться сам, полагаясь на охранение, пока не достигнет воздушного щита ВВС Великобритании. Эта незащищённая дистанция называлась Чёрная яма, поскольку там курсировали немецкие подлодки, уничтожавшие корабли, грузы и людей. Сюжет «Грейхаунда» сосредоточен именно на вахтах, которую команда одноимённого миноносца несла во время прохождения этой самой Ямы. Капитан Краузе *Том Хэнкс* впервые конвоирует караван из США в Англию. Он по-военному немногословно обменивается подарками со своей невестой, по-военному скудно расстраивается на её отказ поехать за ним, но с любовью прощается с возлюбленной и обещает вернуться к ней. Кроме того, Краузе набожный христианин, хорошо знающий библию и совершающий некоторые ритуалы даже во время плавания. *Согласитесь, интересно взглянуть, как такой человек собрался воевать, ведь война подразумевает убийство, а у Б-га свой взгляд на этот вопрос.*

Блестящие организаторские способности, хладнокровие и профессионализм очень пригодятся капитану, когда произойдёт столкновение каравана с несколькими немецкими подлодками, охотящимися группами, прозванными волчьи стаи. Одна из таких стай начинает преследовать корабли, в то время как до воздушного щита англичан остаётся ещё около двух суток…

Плюсы

Исполнитель главной роли и сценарист Том Хэнс постарел, отъел знатную будку, но не потерял ту самую искорку в холодно-голубых глазах, которая очаровала меня ещё в «Форесте Гампе» и «Изгое». Образ степенного, рассудительного христианина ему очень идёт. Даже то, что его герой фигачит цитаты из библии в любой непонятной ситуации, не раздражает, поскольку все высказывания к месту. И, что самое главное, Хэнксу удался образ действительно верующего человека. Потопив подлодку противника, он наблюдает за эйфорией команды, но по-христиански говорит, что погибло не пятьдесят фашистов, а пятьдесят человек. Война войной, но людское ему не чуждо. Офицерский мундир *и даже каска!* Тому Хэнксу также идёт. *Чего не скажешь об Олеге Меньшикове, к которому я очень предвзята, субъективна, невежлива, и который в военной форме выглядит как идиот.* Так вот, Хэнкс не сдаёт позиций, играет в своей степенной манере: не кривляется, как Козловский, не таращит глаза, как Меньшиков, не орёт до красноты, как Петров. Но парой реплик, взглядами и даже бравой выправкой позволяет зрителю вникнуть в суть его героя и поверить, что перед ним уже немолодой капитан, который блестяще разбирается в устройстве корабля и ведении боя; который может быстро организовать многочисленную команду, принимать непростые решения, и при этом уважительно относиться к человеческой жизни в трудные времена войны. Да, вот так вот.
Господи-Боже, в этом фильме нет геев, феминисток, а также нет режиссёра, которому бы припёрло показать идущих в атаку солдат с черенками от лопат. В «Грейхаунде» всё кратко, ёмко и по существу, поэтому каждый персонаж исполняет возложенную на него задачу, после чего сваливает нахер из кадра, пропуская других коллег. Невеста героя Тома Хэнкса появляется минут на семь, чтобы показать зрителю образ жизни капитана Краузе на суше, а потом остаётся ждать его на берегу. И нет никаких истерик, бабьих слёз, склок, измен и т.д. и т.п. Ничто не отвлекает от повествования, которое должно сосредоточить основное внимание именно на военном поприще Краузе. При этом незаметными штрихами нам показывают, что и на берегу у него есть, чем заняться: в своей каюте он смотрит на подарки от любимой женщины, а, когда стирает ноги до крови, стоя на вахте несколько дней подряд, надевает мягкие тапочки, которые она подарила ему на Рождество. Ничего лишнего, но всё ясно.

Я уже говорила, как у меня рвёт пукан от толерастов в современной массовой культуре – я не против ЛГБТ и феминизма, я против их нездоровой диктатуры, которая загаживает сюжет. Скажу ещё раз: в «Грейхаунде» не нужны персонажи-представители меньшинств, персонажи-сильные-и-независимые-женщины. И не потому, что создатели хотели кого-то там ущемить – просто фильм, не об этом! Сюжет сосредоточен на конвоировании каравана транспортных судов через Атлантический океан, куда им впихнуть членов «голубого эскадрона»?! А расовое разнообразие в «Грейхаунде» было, да ещё какое – темнокожему герою уделили внимание в повествовании, не просто так воткнув персонажа в сюжет, но сделав его немаловажным винтиком процесса. Поэтому, все поборники ущемлённой толерантности, сделайте милость, ущемите свои хоботки и посидите тихонечко, пока вам не подвезут новый сезон «Чёрного зеркала» или ещё какой-нибудь скатившейся параши вроде «Пиратов Карибского моря» с Марго Робби. А на военные фильмы хавальник не раскрывайте – без сопливых обойдёмся.

Очень красивые съёмки бушующего гранитно-серого моря под безжизненно-серым небом. Так и веет с экрана напряжением, тоской по дому, затаённым страхом смерти и смутным ожиданием нападения подлодок, которые преследуют транспортный караван в бездонной пучине моря. Бр-р, очень атмосферно!

Кроме того, меня зацепил маленький эпизодик во время ночного столкновения с немецкими подлодками. Эсминцы охранения шмаляют в чёрную воду, стараясь попасть во всплывшую «подышать» субмарину, камера поднимается всё выше и выше, зритель видит всполохи боя, потом всё заслоняет молочно-белый туман облаков. А потом мы поднимаемся над облаками и видим лениво переливающееся северное сияние, зигзагообразно плывущее по бесконечному небу, в то время как снизу заметны едва различимые оранжевые всполохи – выстрелы корабельных пушек. И всё это на фоне величественного безмолвия природы, которая существовала за тысячу лет до того, как в этой части океана столкнулись подлодки с эсминцами, и будет существовать ещё тысячу лет после окончания войны. *Вернее, будет существовать, если мы с вами начнём хотя бы мусор кидать в урны, а не под ноги. Ну, и если писать в море не будем – это тоже вредит природе.*

Обалденное музыкальное сопровождение, похожее то ли на крики чаек, то ли на китов, то ли на свист снарядов, но держит напряжение, вписывается в атмосферу. Короче, музыка тоже ёмкая, функциональная, без лишних трубных гласов и барабанной дроби. 

Интересно наблюдать за слаженной работой команды. Нашли даже место для юмора: когда один из моряков говорит: «****ь, я думал, мы их подбили!», а потом смущённо смотрит на верующего капитана и неловко извиняется. Субординация – она такая.
Вообще, «Грейхаунд» меня удивил: события происходят либо на палубе корабля, либо на боевом мостике. Действующие лица – команда «Грейхаунда», а основной персонаж – капитан судна, Краузе. И при таком минималистичном наборе компонентов режиссёр Аарон Шнайдер смог-таки создать и саспенс, и вызвать симпатию зрителя к определённым героям вместе с неприязнью к фашистским морякам, которые лично в кадре не появились.

Около шестидесяти процентов диалогов – нашпигованные профессионализмами команды экипажу корабля: искать фашистские торпеды, замерять дистанции между подлодкой и миноносцем, рапорты своим, и приказы, приказы, приказы. Но каждая реплика к месту, каждая команда нагнетает атмосферу, и зритель вместе с героями переживает, радуется, затихает в ожидании, когда приборы улавливают шум винтов в непроницаемой толще воды. Короче, необычно. Очень необычно. Задуманный эффект подействовал – не зря старались.

Минусы

Туева хуча военно-морских терминов, от которых мои прямые, как ноги Моники Беллуччи, извилины свернулись узлом и забились в истерике. Хорошо, что создатели не просто душат профессионализмами, а на практике показывают, к чему относится то или иное определение, поэтому обилие непонятных слов пугает лишь первые минут пять. *Ну, или семь… Или восемь.

Мне было ровно, а у Файки жопа подлетела под потолок, когда капитан немецкой подлодки начал демонстративно сношать радиопередатчик, запугивая команду охранения по всем правилам буллинга. Щемит американцев он, конечно, жёстко – на его субмарине нарисован волк, типа отсылки к способу охоты немецких подлодок, который ещё называли волчьей стаей. Так вот, он лопочет что-то вроде: «Волчья стая идёт за вами, и вы погибнете, а ваши жёны будут рыдать на берегу. Волк голоден, и он вас сожрёт. «Грейхаунд», куда дворняге тягаться с волком?» *Ну, грейхаунд вообще это порода собачек — английская борзая. Это я так. На всякий случай.* А потом он ещё и завыл! И вот когда он завыл, от Фаюшкиной слюны чуть не закоротил монитор, мол «не было такова, чо за нафиг, где историческая достоверность?!» Я потыркалась на разных форумах, пошуршала в комментах, и пришла к выводу, что – да, лишканули создатели в этом моменте. Уж больно явно изгалялся нацистский хрен, запугивая конвой. Но опять же, нас там с вами не было, как и киноделов. Поэтому корпеть над исторической достоверностью нет никакого смысла. *Только если вы не историк, откликающийся на имя Фая. В этом случае все уговоры бесполезны, и можно полчаса топить за историчность, хотя все прочие зрители давно положили на это болт.*

Это кино на один просмотр, потому что эффект напряжения не будет таким же при повторном пересмотре – сами понимаете. Мы нервничаем, ждём развязки. Развязка наступает, персонаж разрешает свои конфликты, выживает или погибает, а зритель получает свою дозу эмоций. При пересмотре, зная конец, мы испытаем совсем другие, и уж точно не такие яркие, эмоции. Я помню, как представительница Словении на «Евровидении-2018» сделала фишку с песней – когда на середине у неё якобы пропадает звук, и она, не теряя присутствия духа, подначивает зал петь вместе с ней, а потом музыка возвращается. Тогда многие *ну, и я тоже* не поняли, что это было продумано. Эффект сработал, и третьесортная песня прошла в финал, чтобы уже там справедливо огрестись, ведь второй раз эта фишка не сработала. Так же и с «Грейхаундом». Напряжение и эффект неожиданности будут действовать безотказно благодаря достойной проработке на всех уровнях: от музыки и декораций до актёрской игры. Но это произойдёт только один раз.

Итого

Старый-добрый, мать его, Голливуд ещё трепыхается, несмотря на все эти мерзкие петиции и требования втыкать в каждый фильм до 10% персонажей-представителей меньшинств. «Грейхаунд» - кино про волевых мужиков, которые выполняют свой долг перед страной, спасают людей, убивая других людей, и пытаясь при этом не потерять себя в горниле войны.

Ёмко и ясно. Да, на один раз, потому что повторно вы такого уровня эффекта неожиданности не получите полюбасу. Да, историзм кое-где прихрамывает, но это игровое, а не документальное кино. Посмотреть хотя бы однажды стоит: Том Хэнкс ещё в строю, атмосфера создана очень тщательно, ничего лишнего – ни сантиментов, ни крови и трупов. Это фильм, который смог показать многие составляющие войны: ужас, смерть, потери, страх и прочее, но без вывороченной требухи и излишнего трёпа. Кратко и по делу.

IMHO

По поводу моих личных симпатий к военно-морским офицерам и мнения о сериале "Андреевский флаг" милости прошу в мой уютненький ЖЖ блог. Ну, и ещё там эта статейка с более крепкими выражениями и картинками. 

https://galka-zheglova.livejournal.com/14031.html


Рецензии