Три пункта программы обучения жизни во Христе

(Из конспекта разбора).

Б. 4:17-24: Новый ум

Начался практический раздел послания. И в этом разделе основу для практических наставлений, которые идут с 17-го стиха и дальше, составляет раздел о жизни в церкви, в единстве – 1-16. Т.е. правильная практика у меня получится только если я живу в церкви, в гармонии с другими верующими, если мне помогают мои братья и сестры, если я участвую во взаимноскрепляющих связях.

В этом разделе, как и в 4:25-5:2, а также в 5:3-14 одинаковая схема прогрессирования, сначала описывается и называется то, что надо оставить (образ жизни язычников), затем показывается то, к чему надо перейти (образ жизни познавших Христа).

Идея о том, что хождение и практическая жизнь народа Божьего должны отличаться от жизни окружающих народов, ясно выражена и в ВЗ: Лев.18:1-5,24-30; 20:23).


1. 4:17-19: Образ жизни язычников

4:17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего

«как поступают прочие народы»: ефесяне сами выходцы из язычников (3:1; 2:11) и, став христианами, продолжают жить среди язычников. Для них это актуальное наставление.

В этом стихе говорится сначала про внешнюю жизнь, про поведение («поступали», «поступают»), а после этого сразу про внутреннюю жизнь («суетность ума»). Т.е. внешнее происходит от внутреннего, человек поступает по настрою своего ума. У христиан обновленный разум, «а мы имеем ум Христов». Если мы постоянно обновляем разум через чтение Писания, это будет влиять и на изменение практической жизни.

«по суетности ума своего»: суетный ум – сосредоточенный на себе и своих удовольствиях.

После грехопадения человека творение тоже пало. Животные тоже подверглись суете.

Христиане – это люди, которые «раздвигают» стенки ума и сердца изнутри, вмещать в него других. «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое».

Мак-Артур: «Неверующие и христиане думают по-разному, поэтому они и поступают по-разному». Еще у него же: «В связи с тем, что греховность человека исходит из его испорченного разума, именно с разума должно начинаться и преобразование (ст.23)».


4:18: будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

В Рим.1:21 суетность ума тоже связана с помрачением разума или сердца: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце».

Дух мудрости и откровения, о котором Павел писал в 1-й главе, действует обратным образом – просвещает очи сердца: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Еф.1:17-18).

Баркли: «Слово поросис, употребленное Павлом и переведенное как ожесточение - ужасное и страшное. Оно происходит от порос, первоначально означавшего камень более жесткий, чем мрамор. Потом его стали употреблять и в медицине. Им стали обозначать известковые подагрические отложения солей в суставах, которые могут привести к полной потере движений. Им стали обозначать костную мозоль, образующуюся вокруг вправленного перелома кости; мозоль, которая тверже самой кости. И, наконец, слово приобрело значение полной потери чувствительности; им определяют все, что отвердело настолько, что оно совсем стало бесчувственным.

Вот говорит Павел, на что похожа жизнь язычников. Она настолько очерствела, что потеряла способность чувствовать. Ужас греха заключается именно в том, что он ожесточает людей. Действие греха на человека можно проследить. Сначала человек смотрит на грех с ужасом, и когда он грешит сам, сердце его сжимается в раскаянии и сожалении. Но если он продолжает грешить, то наступает время, когда он теряет всякую чувствительность и способен совершать самые постыдные дела, вовсе ничего не чувствуя. Сознание его очерствело».

Грех привел к тому, что человек сначала стал видеть больше, чем прежде (увидел свою наготу), а потом – меньше, чем прежде (перестал видеть Бога после изгнания из Эдема). Таков путь познания без Божьего руководства: кругозор расширяется, но при этом от тебя ускользает главное.

Грех ослепляет. Пол Трипп любит повторять: у меня нет проблем с тем, чтобы видеть грехи моей жены или детей. Но мне сложно заметить свой грех. Опасность греха в том, что мы слепы к своей слепоте. Мы думаем, что видим хорошо, но видим плохо. Мне нужна помощь для того, чтобы видеть себя правильно.

Шмеман пишет, что гордыня излечивается не созерцанием себя (что снова ведёт к той или иной форме гордыни), а только созерцанием Бога и Его смирения.

Макс Андерс в своем комментарии на послание Ефесянам в серии Holman New Testament Commentary пишет, что у уток есть такая особенность: для них очень важно, кого они увидят сразу после появления на свет, после вылупления. Они считают дальше, что этим существом и являются. Обычно сразу после вылупления они видят утку-маму, так что никаких проблем не возникает.

Но время от времени случаются неприятные казусы. Например, однажды утенок вылупился под присмотром собаки породы колли. Утенок взглянул на колли и решил, что эта собака – его мать. Он прижался к колли и провел с ней ночь. Дальше он рос с этой колли. Во время жары он прятался с собакой под крыльцом. Когда во двор въезжала машина, из-под крыльца вместе с собакой выбегал утенок, яростно пытаясь клевать шины.

Но некоторые вещи нельзя изменить. Утенок крякал, наслаждался водой и размахивал крыльями. Три эти вещи колли не делала. Иногда утенок действовал как утка, а иногда как собака.

У христиан бывают проблемы с определением идентичности. Мы Божьи творения, предназначенные для святости и отношений с Богом, но родились и выросли мы в падшем мире, поэтому мы хорошо знаем пути мира. Кроме того, у нас есть серьезная проблема внутри нас – грех. Став христианами, мы переместились во Христа. Мы узнали: это наше, родное, вот кем мы должны и хотим быть. Это как если бы тот утенок повстречался с уткой-мамой и узнал в ней свою настоящую природу.

Но мы продолжаем жить в мире, который наложил на нас свой отпечаток. И слишком часто мы не ведем себя правильно. И тут важно знать: на наше поведение очень влияет наше представление о себе. Об этом сказано в Рим.12:2: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Мы ведем себя так, как думаем о себе, а думаем о себе мы часто на основании того, что видим вокруг, вольно или невольно стараясь этому подражать.

Вдобавок наша плоть, привычная к греху, легко возвращается к прежнему. Утенок, повстречавшись утром с мамой, понял, что он – утка, но вот в обед во двор заезжает машина, и он бросается на нее, злобно крякает и клюет колеса.

Послание Ефесянам, особенно первая глава, помогает нам увидеть, кто мы на самом деле. Мы усыновлены Богом, с нами случилось то же, что со Христом, мы воскресли и стали новым творением… Павел делает три вещи:

• рассказывает ефесянам, кем они стали во Христе,
• молится о том, чтобы Бог просветил духовные очи ефесян и чтобы они приняли эту истину, о которой он им рассказал,
• а потом учит тому, как надо жить в соответствии с знанием этой истины («умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны», 4:1).


4:19: Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

«Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству»:

Баркли: «Для распутства Павел употребил греческое слово аселгеиа. Платон определял это слово как "бесстыдство", а другой автор как "готовность к любому наслаждению". Учитель Церкви Василий Кесарийский (ум. в 379 г.) определил его как "состояние души, неспособной подчиняться дисциплине". Но главная отличительная черта аселгеи в следующем: обычно безнравственный человек пытается скрыть свой грех, а человек, движимый аселгеиеп, даже не заботится о том, насколько он возмущает общественное мнение, если только он может удовлетворить свои желания. Грех может так захватить человека, что он теряет всякое чувство приличия и стыда. Человек может настолько привязаться к водке, что ему все равно, если и увидят его пьяным».

Грех лишает чувствительности. Ожог, шрам. Сожженная совесть. МакАртур приводит такую иллюстрацию:

Древнегреческая быль повествует о юноше-спартанце, который украл лису, но неожиданно встретил её владельца. Для того чтобы воровство не открылось, он спрятал лису под одежду и стоял, не пошевелив и пальцем, в то время как испуганный зверек раздирал его внутренности. Юноша предпочёл принять мучительную смерть, чем признать свою вину и преступление.

«так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью»: когда у аппетита на грех раздвигаются границы, человек теряет чувство меры и становится ненасытимым. Он «ест и ест» грех, оставаясь голодным. Описание механизма действия зависимости от греха.


2. 4:20-24: Образ жизни познавших Христа

4:20: Но вы не так познали Христа

Послание-двойник у послания Ефесянам – послание Колоссянам. Там Павел использует это выражение иначе: «познали благодать Божию в истине» (Кол.1:6).

Смысл один: познать Христа и познать благодать – одно и то же. Узнавая Христа, мы узнаем, что такое благодать. Узнавая о благодати и практикуя ее – мы познаем Христа.

Мэтью Генри говорит, что Христос есть одновременно и урок, который надо учить, и Учитель, Который нас учит.


4:21: потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе

«потому что вы слышали о Нем и в Нем научились»: мы сначала слышим о Христе, потом учимся в Нем. Но не все доходят до второй ступеньки, некоторые останавливаются на первой – только слышат о Христе, но не учатся в Нем.

Когда мы учимся во Христе – Дух Святой просвещает нашу тьму и помрачение разума, о котором Павел писал выше, проходит.

«так как истина во Иисусе»: есть разные объяснения этой фразы. Очень красивый вариант у Генри: «в вашем сердце запечатлена та же самая истина, что находится в сердце Иисуса». Я могу ходить с той же истиной, той же мыслью, что Иисус, быть наполненным тем же, что Он.


4:22: отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях

Содержание или программа обучения, о которой Павел писал в двух предыдущих стихах, выражена в ст.22-24 в трех инфинитивах: отложить, обновиться и облечься.


4:23: а обновиться духом ума вашего

Когда мы представляем себе картину снятия старой одежды и надевания новой и переносим ее на духовную реальность – откладывание образа жизни ветхого человека и одевание в новую жизнь, мы можем представлять себе этот процесс состоящим из двух этапов.

Но он состоит из трех этапов, и Павел говорит о нем тремя глаголами, поэтому так важен 23-й стих, стоящий посередине между двумя важными этапами совлечения и облечения.

Это необходимое связующее звено. Отложить нехристианский образ жизни и облечься в новую жизнь получится в том случае, если у человека обновляется дух ума.


4:24: и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

В ВЗ использовалось выражение «облечься во что-то» в духовном смысле, например:

• облечься в силу: «Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня!» (Ис.51:9); «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион!» (Ис.52:1)
• облечься в правду: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (Пс.131:9); «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло» (Иов.29:14)
• облечься в величие: «Господь царствует; Он облечен величием» (Пс.92:1)
• облечься в славу: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием» (Пс.103:1); «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие» (Иов.40:5)
• облечься в спасение: «Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами» (2Пар.6:41)

Но никогда речи не шло о том, чтобы облечься в личность. В этом новизна выражения Павла.

• но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим.13:14)
• все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27)

17.07.2020


Рецензии