История Череповца в автографах её жителей
На антикварном рынке букинистики даже в наше время встречаются уникальные экземпляры. Так случилось с книгой Н.И.Костомарова «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Выпуск четвёртый и пятый. Семнадцатое столетие. Если учесть, что данный экземпляр вышел в свет в 1874 году, то понятно, что встречаются подобные книги не часто. На самой книге сохранились пометки и подчёркивания владельцев. Так на странице 181 надпись «Другу моего друга», сделанная в момент ознакомления с текстом. Подчёркивания обнаружены на страницах 189, 200, 222, 224, 228, 534. Видимо, сведения о некоторых исторических деятелях (патриархе Никоне, гетмане Зиновии Богдане Хмельницком) привлекли внимание владельца. Сама книга интересна подробностями жизни и оценками деяний забытых и известных людей России. На книге два типографских знака типографии М.Стасюлевича, В.О (Васильевский остров) 2 линия, 7. [1]. Переплёт подлинный 19 века, бумага без водяных знаков, сохранность издания, за исключением переплёта хорошая. Потерь и надрывов страниц нет. Особенно нас заинтересовали два автографа и наклейка на книге. Первый автограф принадлежит череповецкому скульптору А.В.Щепёлкину [2].
«Приобретена, мной (Щепёлкиным Алексеем Васильевичем) с рук в январе 1965 года в г. Череповце. Подпись Щепёлкина. Также свою роспись череповецкий скульптор оставил на странице оглавления и странице 17 с датой покупки – 1965 год. Но особенное наше внимание привлекла наклейка, сделанная типографским способом с элементами политипажа [3] и надписи на ней. Размер наклейки 7 на 4 сантиметра. «Изъ библiотеки Николая Сергъевича Сомова. 32. №193(зачёркнут) томъ 70». Ниже красивого обрамления наклейки надпись «Шкапъ№1». Судя по всему, наклейка и надпись относились к 19 веку и отсылали нас к первому владельцу книги Н.С.Сомову. Саму наклейку можно рассматривать как экслибрис (книжный знак) владельца с местом для заполнения номера издания и «шкапа» - места хранения в библиотеке. По мнению Е.Л.Демидовой, заведующей отделом редкой книги областной научной библиотеки имени И.В.Бабушкина это «изумительный книжный знак». Подобных книжных знаков середины 19 века нет даже в собрании областной библиотеки. На следующей странице, прямо по - середине, имеется автограф Сомова Н.С. А теперь подробнее о первом владельце данного издания. Николай Сергеевич Сомов (русский). Помещик Новгородской и Тверской губ. Статский Советник. Посредник полюбовного размежевания Череповецкого и Кирилловского уездов 1862—1866 г. Депутат Дворянства Череповецкого уезда и член Череповецкой Уездной Земской Управы 1865—1868 г. Череповецкий уездный предводитель дворянства 1874—1886 г. Ему принадлежали те же имения, которые принадлежали отцу его: в Череповецком уезде с. Сельцы, с. Романцово с деревнями: Радонежское, Старое Захарово и Титово; в Белозерском уезде село Малютино с деревнями: Курягино, Томатино, Большое Заречье и Bepee; в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губ. деревня Наволок. Кроме того в Тверской губернии, Бежецкого уезда деревня Каморицы. Кроме; того Ярославской губ. Пошехонскаго уезда село Воскресенское и деревни Симоново, Натреево, Погорелово и Горка, деревня Лохнево и Комарицы и усадьба Мотолоша Бжецкого уезда Тверской губ. и майорат Михалин Мартмпольскаго уезда Сувалкской губернии, перешедших к нему из рода Окуневых. РГИА Ф.1343 Оп.51 Д.644 Списки сопричисленных дворян Новгородской губ. за 1856г. в 2 часть Сомов Сергей Николаевич с сыном Николаем Указ пр. сената 11.10.1856 г. за № 6164, РГИА ф.1343,оп.29, д. 5595. Примерно такие же данные о владельце книги можно почерпнуть и из памятных книжек по Новгородской губернии, обработанных и приведённых в алфавитном порядке Е.Л.Демидовой. Последние сведения о Н.С.Сомове говорят о нём как о Предводителе Череповецкого уездного дворянства с 1875 по 1886 год [4]. Из статьи Э.П.Риммер мы узнаём о том, каким должностным лицом и человеком был Н.С.Сомов [5]. «Председатель управы, уездный предводитель дворянства Н. С. Сомов, "предается до такой степени излишнему употреблению крепких напитков, что весьма редко можно объясниться с ним о деле. Гоняясь единственно за благорасположением местных земских деятелей, он постоянно во всех учреждениях им во всем потворствует, не скрывая этого» (РГИА, ф. 1291. Оп. 38. Д. 43. Лл. 1-3). «...Череповецкий уездный предводитель дворянства Николай Сергеевич Сомов за все время своей службы в этом звании настолько проявил слабость и потворство в отношении преступной деятельности представителей местного земства, что дальнейшее пребывание его в этой должности было бы крайне нежелательно» (РГИА. Ф. 1291. Оп. 38. Д. 43. ЛЛ. 62, 62 (об.), 63). В январе 1886 года городской голова Череповца И. А. Милютин вновь вынужден был обратиться к новгородскому губернатору с ходатайством об ограждении городских обывателей от непомерных налогов, взимаемых уездным земством с городских имуществ. Он также просил сделать распоряжение об оценке этих имуществ, согласно действительной стоимости их и получаемому доходу. При этом Милютин писал, что Городской думе и ее представителям "лучше знать действительную стоимость имуществ ибо точно также как и земству ... По Высочайшему повелению императора Александра III в 1888 году была приостановлена деятельность череповецкой земской управы, а земские деятели высланы из города. Известный писатель и журналист А.П. Субботин в книге «Волга и волгари» (СПб. 1894) писал: «Череповец – единственный город в России, где была упразднена выборная Земская управа, распространявшая, по уверению местных охранителей, социалистическую заразу, а взамен е; три года действовало каз;нное управление». Однако, судя по наклейке на книге Н.И.Костомарова, Николай Сергеевич
Сомов был человеком образованным и имевшим свою немаленькую библиотеку. Проследить её состав и судьбу, пока, не представляется возможным. Род Сомовых был весьма многочисленным. Наиболее известен его сын Николай Николаевич Сомов – Председатель череповецкого съезда мировых судий, Председатель Череповецкой Земской управы [6]. Однако, в смысле книжного богатства нас может больше интересовать другой его сын Владимир Николаевич Сомов, служебная карьера которого завершилась в чине статского советника, члена Вологодского окружного суда и связана с Череповцом, Тотьмой и Вологдой. В.Н.Сомов закончил курс Санкт-петербургского университета (кандидат физико - мат. наук. РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 2118). Городской судья города Тотьма в 1893. Член Вологодского окружного суда. Имеет дом в г. Вологде. В октябре 1918 года Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина (тогда Вологодская публичная библиотека) купила у В.Н.Сомова 975 томов книг. Случай редкий, но не единственный для того времени. Книги обычно реквизировали (в какой – то мере спасали) из брошенных дворянских усадеб, монастырей, разорённых библиотек. Целостность купленной библиотеки В.Н.Сомова прослеживается по инвентарным книгам приёма того времени (была запись – куплена у Сомова), штемпелю и суперэкслибрису. Сумма покупки нигде не фигурирует. Оттиск каучукового штемпеля найден, пока, только на одной книге Сомова. Угасшее золото суперэкслибриса обнаружено на корешках нескольких книг. Это конволюты, т. е к изданию с тонким бумажным переплётом владельцем приплетается ещё ряд изданий и делается общий переплёт уже авторский, солидный. В нашем случае с тиснением золотом двух букв от имени владельца «ВС» (Владимир Сомов) на корешке нового кожаного переплёта. Итак, на сегодня известно о существовании 975 книг из библиотеки В.Н.Сомова и одной книги из библиотеки его отца Н.С.Сомова. Последняя книга любопытна ещё и тем, что обнаружена в Череповце скульптором Щепёлкиным в 1965 году и получила его владельческую подпись. Таким образом, сохраняется вероятность обнаружения следующих книг из библиотеки Предводителя Череповецкого уездного дворянства Н.С.Сомова с его типографской наклейкой (ранним экслибрисом) в библиотечных или музейных книжных собраниях или в коллекциях библиофилов Череповца.
Примечания: 1. Михаил Матвеевич Стасюлевич родился в 1826 году в Петербурге. В 1847 году окончил Петербургский университет, там же преподавал в 1852—1861 гг. В 1858 году ему присвоена ученая степень профессора общей истории. В 1861 году ушел в отставку в знак протеста против жестокого подавления студенческого движения. Основные работы М.М.Стасюлевича посвящены древне - греческой истории и западно - европейскому средневековью. Автор статей о русской литературе XIX века. Исторические события освещал в духе позитивистского и либерального мировоззрения. Принимал активное участие в органах городского самоуправления и в деле народного образования. В 1866-1908 гг. был редактором-издателем журнала «Вестник Европы». Умер в 1911 году.
Издательство М.М.Стасюлевича основано в 1866 году в Петербурге, выпустило журнал «Вестник Европы», название которого было выбрано в память Н.М.Карамзина, основавшего в 1802 году в Москве одноименное издание. С 1868 года журнал был преобразован в литературно-политический ежемесячник. В «Вестнике Европы» опубликованы сочинения И.С.Тургенева, А.Н.Островского, И.А.Гончарова, А.К.Толстого, статьи С.М.Соловьева, А.Ф.Кони, К.А.Тимирязева, И.М.Сеченова, И.И.Мечникова и др.
Издательство М.М.Стасюлевича издавало также газету «Порядок», исторические труды и монографии, в том числе и работы самого Стасюлевича, но главным образом печатались книги других издателей, так как типография издательства была одной из самых производительных в Петербурге.
Издательство прекратило существование в 1908 году после передачи «Вестника Европы» М.М.Ковалевскому. Типография функционировала до 1918 года.
2. Щепёлкин Алексей Васильевич Скульптор, заслуженный художник РСФСР с 1977 года. Родился 29 сентября 1926 года в окруженной лесами деревне Курилово Нейского района Костромской области. Мечта стать художником появилась у Алексея Щепёлкина еще в детстве. Правда, тогда он не ощущал в себе призвания к скульптуре, хотел стать живописцем и собирался поступать в Ярославское художественное училище. В 1941 году с похвальной грамотой закончил 7 классов школы, но учиться дальше не получилось – началась война. В 1943 году вместе с семнадцатилетними сверстниками Алексей Щепёлкин отправился на фронт, где был пулеметчиком. В октябре 1945 года демобилизовался. После войны начались годы учебы в Красносельском техникуме художественной обработки металлов, который Алексей Щепёлкин закончил с отличием в 1949 году. После окончания учебы работал в Красносельской ювелирной артели «Красный кустарь» гравером по сталиВ том же 1952 году Щепёлкин приехал в Москву, поступил в Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. На выбор скульптурного факультета повлиял совет педагогов института, данный при просмотре рисунков и эскизов ювелирных изделий, которые предоставил абитуриент. Уже в студенческие годы наметились выбор основных тем, направление образных поисков и некоторые черты творческого метода. Закончив учебу в 1958 году, Алексей Щепёлкин отправился в Кострому, где в 1959 году прошла его персональная выставка, которая имела широкий общественный отклик. Но художнику хотелось заниматься монументальной скульптурой, а в Костроме была возможность создавать лишь станковые вещи. И, получив в 1960 году приглашение в индустриальный Череповец, Щепёлкин без колебаний переехал туда. В том же 1960-м Щепёлкин стал членом Союза художников СССР. В 1961 году в павильоне в Парке культуры и отдыха с успехом прошла выставка скульптора, проведенная им совместно с вологодским художником Владимиром Корбаковым. С помощью литейщиков и горновых металлургического завода удалось наладить художественное литье из чугуна, бронзы и алюминия. Таким образом, открылись новые горизонты для монументальной скульптуры. К этому периоду работы скульптора относятся произведения «Горновой А.И. Ольховников», «Старший горновой Н.А. Самухин», «Коксохим», «Сталевар В.Д. Попов», «Сталевар И.Л. Глухов» и другие. Тогда же, в 1960-е годы, Щепёлкиным была выполнена серия портретов вологодских деятелей искусства и науки. Лучшими из них признаны портрет художника В.А. Сергеева (1965), поэта В.В. Коротаева (1963) и лирический портрет товарища по институту – художника В.Н. Корбакова (1961). Алексей Васильевич Щепёлкин умер 1 февраля 2007 года на 81-м году жизни после тяжелой болезни. Похоронен в Череповце. Работы скульптора выполнены в стилистике искусства социалистического реализма. Алексей Щепёлкин работал в жанре станковой и монументальной скульптуры, создал портретную галерею знатных людей Вологодчины. Произведения художника находятся в коллекциях Череповецкого музейного объединения, Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Произведения монументальной скульптуры установлены в Череповце: Мемориал боевой славы (Воинское кладбище); памятник учителям и выпускникам школы №1, погибшим в годы ВОВ (у здания школы №1, Советский проспект, 60-А); памятник маршалу Георгию Жукову (на территории военно-инженерного института радио и электроники); памятник академику Бардину; скульптура «Марина» («Ассоль») (ул. Ленина, перед домом №78).
3. Политипа;ж (фр. polytypage) — типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях. Как правило, политипаж более или менее изобразителен: это заставка, виньетка или даже целая иллюстрация. В противном случае, уместнее использовать термин «наборный орнамент».
4. ПРЕДВОДИТЕЛЬ ДВОРЯНСТВА - в Российской империи выборная должность дворянского самоуправления, а также местного управления и земского самоуправления, одна из основ государственности.
5.Риммер Э. П. «И. А. Милютин и экстренная правительственная мера по отношению к череповецкому земству» // Милютинские чтения. Череповец: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. - Череповец, 2004.
6. Сомов Н.Н. «Записки председателя Череповецкой уездной земской управы об экономическом положении Череповецкого уезда» МБУК «Череповецкое музейное объединение» 2019. Составитель А.С.Виноградов, на основе документа 1897 года.
Свидетельство о публикации №220071701345