Кавалер, герой, казак-гвардеец ч. 4

Не оказалось в строю и Николая Недорубова. Убит, ранен? Никто точно не знал. Командир эскадрона и его казаки тщетно пытались отыскать Николая в районе лесополосы. Неужели погиб? Спустя годы, в своём письме в адрес заведующего отделом «Сталинградская битва» Государственного музея обороны И.М. Логинова, Недорубов, описывая бои под Кущёвской, отмечал, что когда пришлось на правом фланге эскадрона отражать превосходящие силы врага, он с автоматом, а сын ручными гранатами «вели неравный трехчасовой бой в непосредственной близости с гитлеровцами». Константин Недорубов много раз поднимался во весь рост на линии железной дороги и в упор расстреливал фашистов. «Так из трех войн никогда не приходилось мне расстреливать врага. Самому было слышно, как мои пули щелкают по гитлеровским головам». В том бою вместе с сыном они уничтожили более 72 немцев. Отважный 4-й кавалерийский эскадрон бросился в рукопашную и уничтожил более 200 немецких солдат и офицеров. - Не прикрой мы фланг, трудно пришлось бы соседу, - вспоминал Константин Иосифович. - А так мы дали ему возможность отойти без потерь... Как хлопцы мои стояли! И сын Колька в тот день показал себя молодцом. Не сдрефил. Только после этого боя я считал, что больше его не увижу. Трое с половиной суток у станицы Кущёвской сабельники, в числе которых был и эскадрон лейтенанта Недорубова, выполняли приказ, во чтобы бы то ни стало задержать фашистов, чтобы дать возможность основным силам Красной Армии отойти и закрепиться на новых рубежах. Неравной была эта схватка, снова и снова бросались гитлеровцы в атаки и всякий раз, устилая поле трупами, откатывались назад.

На четвертый день немцы подтянули и бросили в бой крупные силы и это сразу ощутили на себе все полки и эскадроны 17-го кавкорпуса, так как атаки врага стали наглее, заметно усилился обстрел наших позиций со всех видов оружия. По лесопосадке, где залегли казаки эскадрона К.И. Недорубова ударили миномёты. Взрывы следовали так часто, что уже нельзя было ничего разобрать. От дыма и взметнувшейся к небу земли стало темно. Поступил приказ оставить позиции. И в этот момент отец и сын потеряли друг друга из виду. Николай находился на правом фланге, и отцу показалось, что именно туда навалились фашисты своими основными силами. Он выскочил из окопа: - Коля! Держись сынок! Словно из-под земли перед ним выросли: немецкий офицер с пистолетом в руке и двое солдат и Константин Недорубов с ходу полоснул их автоматной очередью. Огляделся и едва успел отскочить под мостик, прижаться к земле: из дымовой завесы почти прямо на него цепью двигались немцы. Они шли во весь рост. Сердце его сжалось от боли, от страха за сына. Эх сынок, сынок! А Николай, услышав команду отходить, тотчас подумал об отце. Почему его не видно? Может быть, ранен? Убит? Хотел броситься на помощь, но увидел вдруг, что командир взвода Шевгенов схватился рукой за грудь и неловко валится на землю. Подбежал к нему, торопливо достал индивидуальный пакет. Две мины почти разом крякнули совсем близко. Жгучая боль обожгла всё тело, качнулась земля, и он упал рядом со своим командиром. В ходе бешеного миномётного обстрела Николай Недорубов был тяжело ранен в обе ноги, руки и другие части тела. Он пролежал в лесной полосе около трёх суток. Время от времени сознание возвращалось к нему, и тогда казалось, что рядом есть колодец, вот если бы доползти до него и напиться...

Николай Недорубов в очередной раз пришёл в себя. Вокруг стояла невероятная тишина, пахло чернозёмом, гарью и увядающей листвой. Он вдруг с поразительной ясностью понял, что ему уже никогда не доползти до колодца... То, что потом произошло, иначе как чудом не назовёшь. Неподалеку от лесопосадки проходили женщины: М.Г. Тушканова, С.Ф. Сопельняк и др. они и услышали стон. Так к Николаю Недорубову пришло спасение. Женщины в темное время, перенесли тяжело раненого молодого казака в станицу Кущёвскую и пожилые уже: Клемент Иванович Полунин с Матреной Георгиевной Тушкановой много недель укрывали его у себя, выхаживали, как могли, выдавая за сына. Как затем выяснилось, оказались они земляками Николая Недорубова. Уехали с берегов Медведицы на Кубань давно и стали на этой богатой земле постоянными жителями. И всё же потерявший много крови Николай, без лечения мог бы не выжить: на его теле было тринадцать ран и тогда спасительницы нашли выход из положения. В Кущёвской стоял румынский госпиталь, где и удалось договориться с врачом. Поздними вечерами, рискуя жизнью, тайком от немецких солдат, Тушканова и соседские девчата возили раненного казака на тележке, на перевязку. Жил Николай такой жизнью около пяти месяцев, пока 2 февраля 1943 г. станицу не освободили части 151-ой стрелковой Краснознамённой (позже Жмеринско - Будапештской) дивизии Красной Армии. Отец Николая Недорубова между тем давно уже считал его погибшим. Он продолжал мстить за любимого сына и истребил десятки вражеских солдат. Так, 14 августа 1942 г. эскадрон Недорубова проник в тыл противника и внезапно атаковал, подходившую к фронту колонну пехоты. В короткой схватке казаки зарубили до 300 немцев и сожгли более 20 автомашин с военным имуществом.

5 сентября в бою за высоту 374.2 под селом Куринским Апшеронского района Краснодарского края геройски проявил себя гвардии лейтенант Недорубов. Противник вёл ураганный оружейно - пулемётный и миномётный огонь по наступающим цепям. Продвигаться дальше стало невозможно. Константин Недорубов, захватив с собой ручные гранаты и ППШ, умело маскируясь, подполз к переднему краю обороны и гранатами заставил замолчать 2 миномётные и 3 пулемётные точки врага, был ранен, но поле боя не покинул. Последовавшей стремительной атакой казачий эскадрон выбил горных егерей с высоты. В ожесточённой схватке было уничтожено свыше сотни гитлеровцев, и лично Недорубовым до 30 врагов. 16 октября у села Мартуки (Туапсинское направление), эскадрон офицера Недорубова, после отражения четырёх атак, численно превосходящих частей СС, снова поднялся в контратаку. Её возглавил, поднявшись в полный рост, командир эскадрона. С казачьей песней Недорубов с двумя сотнями бойцов в рукопашном бою отбросил врага, уничтожив свыше 200 солдат и офицеров вермахта и занял стратегически важную высоту. Бои на юге России не прошли бесследно для гвардии лейтенанта К.И. Недорубова. Только в тяжелейших и страшных боях под Кущёвской (за них он в сентябре 1942 г. был награждён орденом Красного Знамени) получил восемь пулевых ран. Затем было ещё два ранения. После третьего - тяжёлого, в конце 1943 г. Константина Иосифовича госпитализируют в г. Сочи и затем переводят в эвакогоспиталь № 2465 г. Тбилиси. Заключение медицинской комиссии оказалось неумолимым: «К службе в армии не годен». Ничего не оставалось, как возвратиться домой в станицу Березовскую, где его ждала радостная новость.

Из станицы Кущёвской пришло письмо. «Ваш сын Николай жив, приезжайте за ним», - сообщала М.Г. Тушканова. Константин Недорубов собрался и поехал, но сына не застал. Днём раньше его отправили в эвакогоспиталь № 1602 г. Тбилиси, где он находился на излечении по август 1943 г. Константин Иосифович поехал туда, но снова неудача: сына там не нашел, а когда вернулся в Березовскую пришло известие, что Николай идёт на поправку и скоро сам вернется домой. Нетрудно представить насколько радостна была их встреча (по материалу В. Хохлова от 8 мая 1967 г. - газета «Сельская жизнь»). 26 октября 1943 г. командиру кавалерийского эскадрона 41-го гвардейского кавполка 11-й гвардейской кавдивизии 5-го гвардейского Донского  казачьего кавалерийского корпуса гв. лейтенанту К.И. Недорубову за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом мужество и героизм» было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1302). Награждение произошло в конце октября 1943 г., в штабе корпуса, в г. Волноваха Донецкой обл. Война для Константина Недорубова продолжалась до зимы 1943 г., когда после тяжёлого ранения в Карпатах он был признан не годным к строевой службе и отправлен в запас. За время боевых действий и совершенные подвиги он также был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и различными медалями. Вернувшись с фронта Недорубов с января по май 1944 г. проходил курс реабилитации в Березовской больнице, а затем его, капитана запаса по ранению, захлестывают мирные дела. Он работал заместителем председателя райисполкома по хозяйственной части, затем руководил отделом социального обеспечения, был заведующим отделом дорожного строительства и т.д.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/02/04/2023


Рецензии