Завещание князя Игоря

        Завещание князя Игоря. Из книги С.А. Наумова "Историческая мозаика"













«Ничто не требует столько мудрости и ума,
как определение той части, которую у
подданных забирают, и той, которую
оставляют им».
Шарль Монтескье (1689 – 1755)

Все мы хотим видеть российскую экономику сильной, а общество процветающим. Путем к достижению этой цели является создание надежного и эффективно работающего экономического механизма, составным звеном которого должна быть гибкая и безотказно функционирующая налоговая система. Без нее, как показывает опыт, нет, и не может быть динамично развивающейся экономики.
В процессе становления гражданского общества налоги уже не могут рассматриваться как дань, собираемая властью со своих подданных. Сегодня налоги – это объективная необходимость добровольной передачи части своих доходов государству для выполнения социально значимых программ: защиты страны от внешних угроз и обеспечения внутренней безопасности, охраны природы и уникальных культурных памятников, развития фундаментальной науки и образования, заботы о материнстве, детстве и здоровье граждан.
В этой связи актуальны и изменения стереотипов массового сознания, становление правовой культуры, присущей гражданскому обществу, если мы действительно хотим создать цивилизованную процветающую страну. Такова конечная и привлекательная цель, о которой не надо забывать, сталкиваясь с гримасами нынешней непростой ситуации. Сегодня налоги не столько стимулируют
экономический рост, сколько его угнетают. И, тем не менее, надежда на совершенствование взаимоотношений между государством и налогоплательщиками не умерла, а историческая практика укрепляет веру в завтрашний день, в виду
того, что были времена и похуже как для государства, так и, особенно, для налогоплательщиков, о чем засвидетельствовали старые страницы. Однако,…выжили.
Как только на земле стали появляться государства, возникла система налогообложения. Поначалу достаточно примитивная. Еще в библейские времена, согласно Пятикнижию Моисея, иудеи отдавали десятую часть своих доходов, десятину, угодную Всевышнему. В Древней Греции также существовала своя налоговая система. Подоходный налог составлял здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Когда же государству предстояли большие расходы – в случае войны и крупного строительства, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех.
Налоговая система Римской Империи, послужившая образцом для европейских государств, становится уже более сложной. А терминология римлян, такая как «акциз», «ценз», «фискал», «откупщик» существует и поныне. Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики, контролировать деятельность которых было довольно сложно. И, соответственно, в результате коррупции и злоупотреблений властью в империи в I веке до н. э. разразился кризис. Императором Октавианом Августом (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) была проведена финансовая реформа, следствием которой стало то, что налоги не только играли финансовую роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами. Чтобы получить эти деньги, населению приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений. Но история знала и другие примеры. В Византийской
империи, где существовал 21 вид только прямых налогов, а кроме того множество косвенных и чрезвычайных, налоговое бремя привело не к процветанию, а к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.                Финансовая система на Руси начала складываться с конца IX века, с момента объединения Древнерусского государства, основным источником доходов которого была дань, сначала нерегулярный, а затем систематический прямой налог (к прямым налогам относятся налоги на доход и собственность, к косвенным – налоги на потребление и обращение). Дань взималась двумя способами – повозом (когда ее привозили в Киев) и полюдьем (когда князь или его дружины сами ездили за данью). Именно во время полюдья произошло известное убийство киевского князя Игоря, подробно описанное в «Повести временных лет». Согласно летописи, дружинники Игоря позавидовали Свенельду и его дружине, что за счет древлянской дани «изоделась» оружием и богатой одеждой. Они призвали Игоря: «Поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудиши и мы. И послуша их Игорь, иде в Дерева (то есть в землю древлян) в дань и примышляше (то есть прибавил) к первой дани, и нсиляше им и мужи его. Возмавъ дань, поиде въ градъ свой». Но уже в пути Игорь принял решение возвратиться с частью дружины, «желая больша…». Это возмутило древлян и они расправились над князем и его дружиной. Княгиня Ольга жестоко наказала древлян «и возложила на ня дань тяжьку…». Были определены размеры дани и места для ее сбора («становища»). Две трети дани стали поступать в Киев.
Вдове князя Ольге выделялась треть дани. Важным источником княжеских доходов стали поступления «от вир и продаж», то есть судебных пошлин, взыскивающихся за различные преступления. («Вира» – штраф за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления). Часть из этих средств шла «дружине на оружие».                В источниках XI-XII вв. упоминаются такие сборы, как «торговое» - за право торговли, «гостиная дань» - за провоз товаров, «перевоз» - за перевоз товаров и людей через водную преграду, «кормчиты» - сборы с корчмы и постоялого двора. Население Древней Руси также привлекалось к выполнению различных работ: поставки лошадей, подвод, лодок и других средств передвижения в распоряжение князя, строительству мостов, городских укреплений. Имела место и десятина в пользу церкви. В Новгородском уставе Святослава Ольговича 1137 г. упоминается, что «…в Руси от прадед и от дед наших» епископы получали десятину «от вир и продаж», то есть, княжеские судебные пошлины, а также отчисления от княжеских торговых пошлин. Подробная раскладка поступлений церкви дана в уставной грамоте князя Ростислава Мстиславовича Смоленскому епископу 1136 года: «А в Торопчи дани четыреста гривен, а епископу с того взятии 40 гривен. А в Жижци дани 130 гривен, а с того епископу взятии 13 гривен»  (Российское законодательство X – XX веков. Т I. М., 1984. С.213). и т.д. Серьезным испытанием для русских земель стали походы хана Батыя 1237-1241 гг. Перед ханом стояли две главные задачи: навязать русским князьям покорность его воле и организовать сбор
дани. В начале 50-х годов XIII века монголы на покоренных территориях стали проводить даже переписи с целью упорядочения сбора налогов. Переписи проводили численники, определявшие размеры дани. Сбор дани, или, как ее называли на Руси, «ордынский выход», контролировали специально назначенные чиновники – баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженную охрану. С конца XIII века упоминания о баскаках в источниках становятся редкими, а их ликвидация приходится на 20-ые годы XIV столетия. Золотоордынские ханы передали право сбора налогов русским князьям.
Кроме дани с населения периодически взимались чрезвычайные поборы («запросы») и единовременные контрибуции.
Например, хан Едигей при снятии осады с Москвы в 1408 году получил 3000 рублей. Больших затрат потребовал выкуп из плена Василия II после поражения московской рати «под Суздалем» в июле 1445 г. «…коней и…доспехов» на 25 тысяч рублей. Историческая задача освобождения от ордынского ига была решена при Иване III (1462 – 1505 гг.). Ему же удалось добиться окончательного присоединения к Москве Ярославского, Ростовского, Тверского княжеств и Новгородской республики. Политику объединения Руси продолжил Василий III, при котором были присоединены Псков (1510г.) и Рязань(1521г.). В ходе успешных войн с Литвой начала XVI века в состав Московского государства вошли Смоленская и Северская земля. В итоге единое Русское государство стало крупнейшем в Европе.

В новый исторический период задачи пополнения государственной казны приобретали все большее значение. Поэтому вполне закономерно, что  Иван III в присоединенных к Москве территориях начал проводить описание земель и платежеспособного городского и сельского населения. Результаты проводимых описаний получили название «писцовые книги». В них фиксировалось распределение земельного фонда между владельцами и учитывалась платежеспособность населения с целью обложения его налогами. Единицей обложения налогов стала «соха» (соответствовала трехлошадному крестьянскому хозяйству или трем однолошадным хозяйствам). Эта окладная единица (налоговый
оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта налогообложения) типична для средневековья. В разных странах «упряжка» являлась окладной единицей и одновременно приблизительной единицей измерения земельной площади.
Государственные налоги и повинности конца XV – первой половины XVI века были достаточно разнообразными, и еще не существовало четкой грани между обязательными и необязательными платежами. Главными государственными налогами и повинностями были дань и ям (ямские деньги), а также городовое дело
и посошная служба. Термин «дань» употреблялся не только в качестве конкретного налога, но и в обобщающем значении, как весь комплекс налогов. «Ям», будучи обязательной повинностью населения, включал ремонт дорог, заготовку и возку камня и извести, строительство мостов, ямских дворов, «стояние на яму» с подводами и другие работы. Иногда вместо «яма» население платило «ямские деньги». Городовое дело включало в себя строительство городских укреплений и приграничных крепостей, острогов. Посоха (посошная служба) состояла в поставке определенного числа людей с сохи на нужды армии, в том числе для строительства укреплений, обслуживания осадных орудий, артиллерии и т.п. Традиционными были такие повинности, как косьба сена, кормление княжеских лошадей и собак, участие в облавах во время княжеской охоты и т.д. Постепенно эти повинности заменялись денежными платежами и назывались «туговые деньги». Этот сбор пошлины охватывал основную территорию государства. Население обязано было также «тянуть по старине» различные таможенные пошлины. Основными из них были «тамга» - торговая пошлина с товаров, мыт – плата за проезд и провоз товаров через установленные заставы, гостиные – деньги, взимаемые с купцов за пребывание на гостином дворе, поворотное – сбор за ввоз и вывоз купленного товара
с гостиного двора, костки – с сопровождавших привозимый товар. За взвешивание товаров (соли, овса, ржи и пр.) взимались особые сборы – подымное, померное, пудовщина, весче. Также платили «весомничее» - одну восьмую часть стоимости облагаемого товара. Отдельную пошлину составляло «пятно» («пятенное») с купли-продажи лошадей. За клеймение лошади брались с «купца денга и с продавца денга».
При уклонении от таможенного досмотра взимался штраф. Налоги собирали «даньщики» и «пошлинники» - государственные сборщики податей, а также представители царской власти на местах, наместники и городовые приказчики.
Частновладельческие крестьяне, помимо государственных налогов и пошлин, платили землевладельцу, который имел право вводить новые и менять старые повинности, как правило, в сторону увеличения, дабы не быть в опале от великих князей, получавших от него дань. Совокупность платежей в пользу государства и землевладельца называлась тяглом, а крестьяне, платившие их – тяглицами. Определять размеры основных налогов и пошлин с сохи довольно сложно, так как многие документы того времени не сохранились. Однако, по данным историков, можно определить, что размер совокупного государственного налога (оброка) колебался от 1 до 3 рублей с сохи. Много это или мало? После денежной реформы 30-х годов XVI века оформился московский денежный счет, состоявший из следующих единиц: рубль, полтина, алтын, деньга. Рубль равнялся 200 деньгам, полтина 100 деньгам, алтын равнялся 6 деньгам. В Русском государстве получили хождение серебряные монеты трех достоинств: копейка, вес, содержавший 0,66 г серебра, деньга – 0,33 г и полушка – 0,16 г. В 30-е гг. XVI века на рубль можно было купить в России 8,7 четвертей ржи (34 пуда или 577 кг), что примерно составляло потребление в год одним монахом Кирилло-Белозерского монастыря в конце XVI – начале XVII вв. На рубль также можно было купить 5,1 пудов (около 82 кг) меда или 10 пар сапог. Лошадь в 40-ые годы XVI века стоила от 1 до 3 рублей. Но платили налоги в казну далеко не все. Государство нередко освобождало от уплаты налогов землевладельцев и, прежде всего, монастыри. Подобные освобождения назывались «тарханами» и оформлялись особыми грамотами.
Существенные изменения в финансовую политику России внесли 50-ые годы XVI столетия. Иван IV, венчавшийся на царство в январе 1547 года, начал с крупных перемен во всех областях жизни, в том числе и в сфере налогов. Прежде всего, была введена новая единица обложения – большая соха. Отныне устанавливался нормированный размер сохи, который определялся количеством и качеством земли, а также зависел от социальной принадлежности землевладельца.
Появился новый сбор, взыскиваемый для выкупа из плена – полоняничные деньги. Во время набегов крымских и казанских татар на Русь десятки и сотни русских людей захватывались в плен и продавались на восточных рынках. Выкупная цена колебалась от 40 до 600 рублей в зависимости от общественного положения и личного благосостояния пленника. «Полоняничные деньги» из нерегулярного сбора
довольно быстро превратились в систематическую взимавшуюся подать. С 80-годов XVI века предусматривались уже два полоняничных сбора: один на выкуп русских из плена, другой на содержание пленных, захваченных царской армией в ходе военных действий («полоняникам немцам на корм»).
В середине XVI столетия происходит перевод государственных повинностей на деньги, что приводит к увеличению размеров платежей по сравнению с началом века в 16 раз!  Тогда же государство начинает наступления на привилегии,
предоставляемые тарханными грамотами духовным и светским землевладельцам.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV столетия. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого
прихода. Вместе с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжная, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс, Казанский и Сибирский приказы, взимавшие «ясак» с населения Поволжья и Сибири, Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли, Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов, Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государственной печатью, Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо
перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV – XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана. Более упорядоченной она стала в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676 гг.), создавшего в 1655 Счетный приказ, ставший первым специальным органом финансового контроля. Деятельность Счетного приказа усилила внимание приказного аппарата к учету государственных средств, что позволило довольно точно, анализируя приходные и расходные книги, определить бюджет государства
в 1680 году. Доходы тогда составляли 1220367 рублей, из них за счет прямых налогов было обеспечено поступление 529481 рубль, или 44% всех доходов; за счет косвенных налогов – 641394,6 рублей, или 53,3%. Остальную сумму давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составляли 1125323 рубля. ( Черник Д. Налоги. М.,1994).
Эпоха Петра II  (1672 -1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых средств из за длительных войн, создания регулярной армии и флота, строительства крупных предприятий, реформ государственного аппарата. Соответственно, изыскивались всевозможные источники денежных доходов. Значительно повысились косвенные налоги, государство монополизировало продажу соли, увеличило оброк с лавок и ввело множество самых разнообразных налогов: с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, найма домов, ледокольный и другие. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Усы и бороды можно было носить, уплатив на них налог.                Правительство постепенно меняло всю систему прямых налогов. Вместо введенного в 1679 году налога со двора, указом 1718 года было решено перейти к подушному обложению и провести перепись всего податного населения мужского пола, «не обходя от старого до самого последнего младенца». (Коняев А. Финансовый контроль в дореволюционной России. М., 1959. С. 19).
Несмотря на то, что правительство за утайку душ грозило смертной казнью, многие землевладельцы скрывали действительное количество принадлежащих им крестьян.

Общее число налогоплательщиков составило 5472 тыс. душ мужского пола крестьянского населения и 183 тысячи душ посадского населения. Введение подушной подати привело к значительному росту доходов, которые за время правления Петра I возросли в I,5 раза.
XVIII  век ознаменован тем, что именно тогда во многих странах закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия. Екатерина II в свою очередь преобразовала систему управления финансами. При ее правлении была создана экспедиция о государственных доходах, позже разделившаяся на четыре самостоятельных экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья –  ревизией счетов, четвертая взысканием недоимок, недоборов и недочетов. В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов и определена его роль. В Манифесте говорилось: «Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные …доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов». (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XXVII. 1802 – 1803., СПб., 1830. С.243).
В 1811 году управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. Государственное казначейство ведало расходами. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.
На протяжении всего XIX века главным источником доходов оставались прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом оставалась подушная подать. Но, уже, начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена же подушной подати произошла при Александре III в 1882 году.
Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний. Купечество платило гильдейскую подать – процентный сбор с объявленного капитала. Размер капитала записывался «по совести каждого». Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были
введены билеты на лавки, то есть, плата за каждое торговое заведение.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений. Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные налоги). Земским учреждениям предоставлялось право самим определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.
В восьмидесятых годах XIX века наряду с общей отменой подушной подати начало внедряться подоходное налогообложение. Тогда же был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог.
Существовали специальные государственные сборы. Например, сбор проезда по шоссе Санкт-Петербург – Москва. К 1863 году этот сбор распространился на 23 шос-сейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов, с железнодорожных грузов, перевозимых с более высокой скоростью.
Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6% стоимости имущества.
Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожара.
Среди косвенных налогов в XIX веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками.
Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищая их в конкурентной борьбе с иностранцами.
В конце XIX – начале XX столетия в жизни России все большую роль играли крупные города. Например, Москва в 1890 году обеспечивала доход от налоговых поступлений свыше 75%. Доминировали прямые налоги. Они составляли 57% всех доходов. Наиболее крупным из прямых налогов был налог с недвижимости. В 1890 году этот налог обеспечил поступления 2,3 млн. рублей из 4,14 млн. рублей прямых налогов, в следующем году – 2,8 млн. рублей. (Черник Д. Налоги. М., 1994. С.23).
Значительную сумму среди прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входили стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, трактиров, огородов, постоялых дворов, лошадей, содержащихся частными лицами.
Косвенные сборы и пошлины взимались за утверждение планов и чертежей на постройки в частных владениях, за прописку, выдачу справок из адресного стола. К этой же относились сборы с аукционной продажи, векселей, заемных писем и договоров, судебных пошлин. Шло резкое увеличение сборов с лошадей, экипажей и
с собак. В 1913 году сюда добавились налоги на автоматические экипажи и велосипеды. Владелец лошади платил 12 рублей в год, с экипажа взималось от 5 до 25 рублей в год. Налоги на автомобиль зависели от мощности двигателя: по 3 рубля за каждую лошадиную силу. Рост количества автомобилей в городе характеризовался поступающими от них налогами: 1909 г. – 17 тыс. рублей, 1910 г. – 27,3 тыс. рублей, 1911 г. – 40,2 тыс. рублей, 1913 г. – 60 тыс. рублей. Число велосипедов, судя по налогам, увеличивалось намного медленнее. (Там же. С. 27).
Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи на прописку.


К 1914 году, благодаря умелой, в том числе и налоговой политики, финансовое положение России стало достаточно прочным. Самым губительным образом на финансовое положение сказалась первая мировая война. Февральская революция усугубила положение. Очередной спад наступил после Октября 1917 года.
В дальнейшем финансовая система страны эволюционировала в направлении противоположном процессу общемирового развития.


 От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределении финансовых ресурсов через бюджет государства. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису, разразившемуся на рубеже 80 – 90-х годов. Но, это уже другая история.

2001 г.


Рецензии