Хозяшевы, Козяшевы

Хозяшевы
Козяшевы
Козишевы
Гозящевы
Хозящевы


***

Прим.
Видимо основная часть рода переписалась как Хузяшевы, Кузяшевы, Кузешевы и так далее.

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Янгилдейко Козишевъ.

***

Саранскаго .......... и сторожевые казаки, Мордва и Таторовя и ихъ дети и братья и племянники, которые въ прошлыхъ годехъ верстались по городу Саранску въ поместныхъ и денежныхъ окладахъ, а по указу великаго государя, велено имъ великаго государя службу служить ту жъ, которую они прежде сего до верстанья служили:
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

41.Еланко Яковлевъ,
42.Батеричко Сагановъ,
43.Курмашко Лаврентьевъ,
44.Акмашко Смайловъ,
45.Алкойко Ишеевъ,
46.Алмашко Булаевъ,
47.Афонька Акбердинъ,
48.Янгилдейко Козишевъ.
49.Бачурка Исянчуринъ,
50.Уразмаметко Кудабердеевъ,




Гозящевы

***

И всего за Ишеем за Гозящевым деревня да пустошь припущена в пашню да в дву деревнях по 2 жеребья одним владеет без дач. А в них: пашни и перелогу и лесом поросло - 413 четв. с третником в поле, а в дву по тому ж; сена - 2500 копен; лесу дубровы пашенные в длину на 3 версты - 20 дес.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Козяшевы

***

В первой четверти ХVIII в. мурзы К. известны среди жителей д. Черемишево Саранского уезда (ныне Республика Мордовия) [1].
________________________________________
[1] Там же. Ф. 350. Оп. 1. Д. 357. Л. 31.
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/kozyashev

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Хозяшевы

***

От служилого татарина Хозяша, в 1539 году бывшего казанским послом в Москве .

https://nailtimler.com/articles_page/500_family/500_H.html




Хозящевы

***

Дв. Бекбулатко Семенов. Московко Хозящев; у него Маметко вольной человек. Дв. Бодячко Девлет-Кильдеев с сыном с Досайком; у Досайка детей: Уразмаметко да Кулмаметко. 

Дворы служилых слоботцких татар: Казанский Уезд
Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой






Хозяшевы

***

(За Ишеем Хозяшевы сыном Сюндюковым деревня, что была пустошь Бимер Товалево, да к той же деревне припущено в пашню третье поле пустошь Бимер же. А в них: двор помещиков Ишеев. Да за Ишеем же на Ишееве земле да чювашских дворов: во дворе Икей Енбахтыев, во дворе Берельгозя Сасенев, во дворе Карай Янбахтыев; пашни паханые - 50 четв. да перелогу - 90 четв. да лесом поросло - 140 четв.; и всего - пашни и перелогу и лесом поросло - 280 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по речке по Нурме и по дубровам - 2000 копен; лесу дубровы пашенные, от деревни от Бемер Товал вверх по реке по Нурме да меж села Ишери в длину на две версты, а поперег - от реки от Нурмы по черной лес - на пол-версты, а инде и больши, а инде и меньши; а по другую сторону лесу ж дубровы пашенные, за полем пустоши Бимер же, что припущена в пашню вниз речки Бимери до старых граней до межи Семена Шапкина, от речки Бимери до черного лесу, в длину - на версту, а поперег - на пол-версты, а инде и больши, а инде и меньши.

***

Направе земля и луги служилых татар, а налеве земля и луги ясачные чюваши. А на меже с писцы были: князь Яков Асанов; да деревни Черемыш новокрещены Семен Иванов, Иван Осламов; деревни Середине Иван Чекенеев; да слу жилые тотаровя Янгурчей Акчюрин, Ишей да Балыш Хозяшевы; да деревни Культары ясачные чюваша Меретказя Муралеев, Баиш Балаев, Бигильдей Шендербышев, Тавгильдей Шаптыков.

***

Ишей Хозяшев сын Сюндюков; оклад его 10 рублев; поместья за ним деревня, что была пустошь Бимер [Товалево]. А к той же деревне припущено за Ишеем же Хозяшевь 2 жеребья в деревне Насыреве, что была в поместье за отцом его. А в них: двор помещиков; пашни и перелогу и лесом поросло - 180 четв. с полутретником в поле, а в дву по тому ж. А пашням межа и сенной лес подлинно писано в деревне в Нырварех с ясачными людьми.

За ним же в деревне в Меньшой Сие, что было за отцом за ево за Хозяшем, 2 жеребья. Однем жеребьем владеет без дач. На его жеребья: двор помещиков; пашни и лесом поросло - 25 четв. в поле, а в дву по тому ж. А подлинно пашня и сено писано в деревне в Меньшей Сии.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Хозяшевы

***

По другой грамоте за тот же год Килей Монашев именуется «служилым татарином» и вместе с Ишеем Хозяшевым получает во владение поместную землю по Зюрейской
дороге, «что бывало исстари городище Чаллинское».

***

Во владении служилого татарина Емея Хозяшева имелось два кабака
и перевоз через р. Кама. По ввозной грамоте от 7 июня 1623 г. ему разрешалось
«перевозити... на том перевозе всяких проезжих людей с проезжими грамотами
за государевою печатью царства Казанского и с подписными челобитными
за дьячьими приписми».

***

Так как главным критерием обеспеченности земельными владениями служилых людей являлась служба, то существовали различные придачи за военные или иные заслуги, главным образом земельные и денежные. Так, например, поместье Емея Хозяшева составляло 200 четей.

***

К началу XVII в. представители рода проживали в д. Бутаково Темниковского уезда.
В это же время часть представителей рода перешла на жительство в Казанский уезд.

В начале XVII в. служилый татарин Ишей Хозяшев сын Сюндюков имел в своем владении
в Казанском уезде 413 четвертей пашенной земли, 125 дес. сенокосных угодий,
20 дес. леса. Его денежный оклад составлял 10 рублей2.

***

После Еналеевского восстания 1615-1616 годов Емею Хозяшеву сыну Сюндюкову за его службу были пожалованы «изменничье Еналеиково поместья и вотчины Еммаметова».

Известно также, что Емеевское поместье было и в д. Нижние Бимери.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Хозяшевы

***

За участие в подавлении восстания царем были пожалованы некоторые служилые татары. Так за поимку Еналея отмечен Емей Хозяшев сын Сююндюков, сказано «что он, Емей, изменника Еналейка изымал, привел в Казань», в награду ему отдали «изменничье Еналеиково поместья и вотчины Еммаметова» [124].

***

Были схвачены Еналеевы сыновья Урекей, Ижбулат и Битуган (Айтуган), они участвовали в восстании вместе с отцом. Их вывезли из Казани в Москву и сослали в Великий Новгород. После смерти Емея Хозяшева в 1633 г. — «Емей, будучи на нашей службе, умер под Смоленским», Ижбулат и Битуган решили вернуть себе отцовские владения и подали челобитную, братья получили отказ, их отцовские владения достались Уразгильдею и Чурючею — детям Емея Сююндюкова [126].

http://www.tatargen.ru/revolt.html




Хозяшевы

***

В том же 1618 г. «служилые тотаровя» Ишей Хозяшев и Килей Монашев получили поместную землю по Зюрейской даруге «что бывало исстари городище Чаллинское».

От служилых татар к татарскому дворянству / Габдуллин, Ильдус Рашитович- М., 2006. - 320 с.
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

В том же 1618 г. «служилые тотаровя» Ишей Хозяшев и Килей Монашев получили поместную землю по Зюрейской даруге «что бывало исстари городище Чаллинское» [18]VII в. на данной территории локализуется Кыпчакская волость Казанской даруги Уфимского уезда, включая и «Ицкие волости» (реки Зыча, Аманат, Савруш).

Уфимский уезд
http://webcache.goog...u&ct=clnk&gl=ru





Хозяшевы

***

Что касается представителей служилого сословия, то основная их часть, видимо, была пожалована закамскими вотчинами после завоевания Казанского ханства. Так, по грамоте 1628 г. служилому татарину Москову Хозяшеву перешла во владение старинная вотчина, «бортные ухожья» которой распологались по всей территории Западного Закамья1. Ранее эти угодья были жалованы его отцу - Хозяшу Сюндюкову за его верную службу московским государям2.

***

Служилый татарин Москов Хозяшев сын Сюндюков
1628
старинная вотчина отца бортные ухожья при деревнях Пимер и Сия, по р Черемшан по обе стороны, в лесу за р Черемшан, по речкам Амзя, Курнале, Шантала и по др урочищам Закамья

***

Служилые татары
Абрамка, Абдалафорка и Ахмаметка Москововы дети Хозяшевы
1653
вышеуказанные поместные владения отца

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович


Рецензии